Есть разные способы увидеть Байкал. Один из них — взять билет на специальный экскурсионный поезд по Кругобайкальской железной дороге.
Я сама апробировала такое путешествие этим летом в августе. Поэтому готова поделиться своим опытом. Хотела поместиться в одну статью, но она получается слишком большой. Поэтому сейчас я расскажу о том, что это вообще за дорога такая? Действительно ли провезут вокруг всего Байкала? А во второй статье опишу, как организован весь экскурсионный день и что можно посмотреть на маршруте.
Кругобайкальская железная дорога - история
В 1891 году на просторах Сибири закипела грандиозная стройка. Прокладывалась железная дорога, которая должна была связать непрерывной линией всю Россию, от Москвы до Владивостока. До этого все железнодорожные пути заканчивались на Урале.
Стройка была героическая! Работа шла в трудных климатических условиях, на сложном рельефе, но рельсы прокладывались рекордными темпами. И через 10 лет, к 1901 году непрерывное движение поездов из европейской части России до Владивостока было запущено.
Вот только... Кто самый внимательный? Вы заметили на слайде крохотный разрыв красной линии?
От Уфы до самого Владивостока Транссибирская магистраль летела, как стрела, по максимально прямому пути. Но в районе Иркутска эту почти прямую линию остановил суровый Байкал. Что же делать?
В 1901 году было принято решение организовать через озеро паромную переправу. Были специально построены два огромных парома - "Байкал" и "Ангара", которые обеспечили непрерывный ход поездов по всему Транссибу.
Но! Зимы в Сибири суровые. Паромы на Байкале были одновременно и ледоколами и могли проламывать тонкий лёд. Но на три месяца, с января по март, вся навигация останавливалась. По льду озера налаживали санный гужевой путь. Но много ли так перевезёшь?
А тем временем в воздухе запахло войной. Милитаризированную Японию не устраивало укрепление России на Дальнем Востоке, и в 1904 году началась русско-японская война. Россия оказалась в трудном положении - на восток нужно было спешно перебрасывать войска и ресурсы. Байкальский разрыв Транссиба сильно ограничивал наши возможности.
Для спасения положения была реализована уникальная инженерная операция - прямо по льду Байкала проложили рельсы, справившись с "ледяным дыханием" озера, от чего образовывались огромные трещины. И через Байкал пошли вагоны. Правда, на гужевой тяге - паровозы были слишком тяжёлыми, лёд под ними ломался.
Одновременно спешно строился участок железной дороги в обход Байкала. Это тоже потребовало уникальных инженерных решений. Рельеф сложнейший, береговой полосы практически нет. Пришлось проламывать скалы, прорезая террасы для прокладки рельсов. Было построено множество тоннелей, мостов, подпорных стенок, галерей, укрывающих пути от камнепадов, железобетонных укреплений береговой линии. И к 1905 году железнодорожный путь Транссиба полностью замкнулся.
Построенный участок назвали Кругобайкальской железной дорогой (КБЖД). А ещё - золотой пряжкой на стальном поясе России.
То есть Кругобайкальская железная дорога не идёт вокруг всего Байкала, она подковой огибает его южную часть.
Кругобайкальская железная дорога как туристический маршрут
Прошли годы. Отгремели войны и революция, изменились условия, и изменился Транссиб возле Байкала.
В 1949 году основной ход магистрали пустили напрямую от Иркутска до Слюдянки, а путь вдоль Ангары и кусочек Кругобайкальской железной дороги восточнее Култука стали вспомогательными. А через год Ангару перекрыла Иркутская ГЭС, образовалось водохранилище. И уже малоиспользуемый бывший участок Транссиба затопило, а 84 км КБЖД стали тупиковой веткой.
Дорога от Култука до порта Байкал постепенно замирала. Пустели посёлки вдоль линии железной дороги, один из двух путей полностью разобрали, хотели и вовсе убрать весь этот участок.
Но в 80-е годы что-то изменилось, были проведены научные экспедиции по изучению инженерных конструкций КБЖД. А изучать там было что! 38 тоннелей, прорезавших скалы. 18 галерей, 248 мостов, 268 каменных подпорных стенок. Уникальные, нетиповые инженерные решения, полностью сохранившие свой первоначальный вид!
В 1982 году этот участок от Култука до порта Байкал, объявляется архитектурно-ландшафтным заповедником. На самом деле - это настоящий музей под открытым небом с богатейшей коллекцией. Собственно, именно он теперь и называется КБЖД.
И примерно с этого времени на Кругобайкальской железной дороге начал постепенно развиваться туризм. Сначала в основном "дикий", потом всё более организованный - на маршруте были построены несколько турбаз, запущены специальные экскурсионные поезда. Но пройти с рюкзаком и палаткой по КБЖД всё ещё можно )
В следующей статье я расскажу, как выглядит экскурсия по этим местам на туристическом поезде.