Колёса — это половина внимания к автомобилю. Все, кто неравнодушен к автомобильному стайлингу, твёрдо знают это. И неслучайно, желая украсить свой автомобиль, многие тюнингисты начинают именно с колёс. Но и штатные колёсные диски, заводские колёса, также бывают предметом большого интереса. Во-первых, они влияют на дизайн автомобиля. Во-вторых, выполняют множество важных задач, помимо создания стиля.
На автомобилях LADA применялось большое количество различных колёс, и намётанный глаз сразу отличит, что за колесо, от какой модели и в чём его особенность. Вспомним несколько любопытных фактов о колёсах LADA!
Ушастый диск
Колёса с тремя небольшими «ушками» появились ещё на первой модели LADA — именно они столь любимы сегодня водителями ретромоделей. Ушки на диске позволяли надёжно закрепить хромированный колпак. Но нужно было быть внимательным: если колпак деформирован или недостаточно защёлкнут, он запросто мог улететь в полёт… Поэтому среди автолюбителей были распространены способы дополнительного крепления колпака — на кронштейнах. Такой крепёж использовался и на «классических» дисках без ушек для фиксации колпаков.
Самое маленькое колесо...
Оно применялось, конечно, на самой компактной модели в гамме LADA — на «Оке». Это было 12-дюймовое колесо с тремя отверстиями под крепление — оно отлично вписывалось в дизайн автомобиля. А вот более крупные 13-дюймовые колёса, которые появились на поздних версиях, смотрелись уже непривычно.
…и самое большое колесо
Это уже не просто колёса, а в некотором роде поплавки! Официально их называли «пневмоколёсными движителями». Громадные колёса диаметром 1,3 метра устанавливались (и устанавливаются!) на болотоходы семейства «Марш». Они обеспечивают дорожный просвет в полметра, оказывают низкое удельное давление на грунт, не повреждают почву и растительность, позволяют двигаться по песку, глубокому снегу, а в некоторых модификациях способны удерживать автомобиль на плаву! Именно в такие колёса была обута LADA Niva «Марш», которая побывала на Северном полюсе.
Литые, а не кованные
Несмотря на лёгкость и прочность кованных дисков, российский производитель предпочитает литые. Одна из причин — литое колесо при чрезмерных нагрузках деформируется, но не лопается. Иными словами, после сильной ямы литое колесо подлежит ремонту или даже сохраняет возможность дальнейшего движения. Отечественный автомобиль создаётся с учётом самых сложных условий эксплуатации!
Два цвета на одном диске
Серый или чёрный лак плюс сверкающая полированная поверхность — это окраска дисков для топ-комплектаций LADA. Тренд, появившийся на LADA Vesta, со временем распространился по всему модельному ряду. На внедорожниках LADA Niva литые двухцветные диски отличаются мощным дизайном, а на автомобилях линейки Sport — наоборот, ажурными формами. Чёрный лак дал дизайнерам новые возможности выразить характер автомобиля ещё ярче.
14 дюймов и 16 клапанов
Размер колеса напрямую «привязан» к техническим характеристикам автомобиля. Мощность и габариты силового агрегата — даже это влияет на выбор колёс! Поэтому на легковых моделях LADA 14-дюймовые диски пришли на смену 13-дюймовым одновременно с появлением 16-клапанных моторов в «десятом» семействе.
Штампуем и варим
Легкосплавные колёса поставляются на АВТОВАЗ, а вот штампованные диски для LADA делают непосредственно на заводе. Центральную часть диска штампуют из круглого «блина», обод формируют из ленты. Затем две части диска сваривают воедино. На первый взгляд, диск небольшой и относительно простой, но мощность пресса, который в несколько приёмов придаёт форму заготовкам толщиной 3 миллиметра, всё равно впечатляет!
Гамма дисков расширяется
Практически на каждой новой модели появляется свежий дизайн колёсных дисков. Так было в случае с LADA Vesta второго поколения. Для LADA Iskra тоже был создан новый дизайн. Для LADA Niva Travel с новым мотором и обновлённым стилем передка разработаны оригинальные диски, причём у этого семейства впервые появится штатная размерность 17 дюймов. Они уже представлены публике, а в серию выйдут осенью. Для нового кроссовера LADA Azimut также разрабатываются оригинальные колёса с пятью отверстиями для крепления. История продолжается, и колесо LADA катится дальше!