Найти в Дзене
Ольга Мордашова

Школа - с коррекцией уже опоздали?

Школьный возраст - тема интересная. Возраст, когда кардинально меняется механизм усвоения знаний. Возраст, когда надо пересмотреть стратегию общения и обучения. Возраст, когда пересмотреть надо и цели.  Провела в воскресенье очную родительскую встречу, на которой мы говорили на мою любимую тему - развития ребенка от рождения до 7 лет, о том, какие механизмы на это развитие влияют, в русле какой ведущей деятельности ребенок развивается... Говорили два часа, и то про старший дошкольный возраст пришлось уже одной фразой заканчивать, не успевали, жаль. Ну ничего, будет следующая встреча. И про школу тоже поговорим. Какие механизмы обучения в школе работают? Все их знают. Непрямое обучение через подражание сменяется прямым. Смотри, делай так. При этом по-настоящему эффективно, без кнута в виде двойки и поощрения в виде пятерки это обучение тогда, когда оно идет через фигуру наставника. Личности, человека, харизмы. Если этого нет, если ребенок не влюблен по уши в того, кто его обучает

Школьный возраст - тема интересная. Возраст, когда кардинально меняется механизм усвоения знаний. Возраст, когда надо пересмотреть стратегию общения и обучения. Возраст, когда пересмотреть надо и цели

Провела в воскресенье очную родительскую встречу, на которой мы говорили на мою любимую тему - развития ребенка от рождения до 7 лет, о том, какие механизмы на это развитие влияют, в русле какой ведущей деятельности ребенок развивается... Говорили два часа, и то про старший дошкольный возраст пришлось уже одной фразой заканчивать, не успевали, жаль. Ну ничего, будет следующая встреча. И про школу тоже поговорим.

Какие механизмы обучения в школе работают? Все их знают.

Непрямое обучение через подражание сменяется прямым. Смотри, делай так. При этом по-настоящему эффективно, без кнута в виде двойки и поощрения в виде пятерки это обучение тогда, когда оно идет через фигуру наставника. Личности, человека, харизмы. Если этого нет, если ребенок не влюблен по уши в того, кто его обучает - остается лишь двойками пугать, орать "Иванов, что ты себе позволяешь" и родителей в школу вызывать. Поэтому предметное обучение в начальной школе - очередной гвоздь в крышку гроба современной школы.

Первая учительница в начальной школе - действительно вторая мама, как в сентиментальных песнях про школу. Одна, а не пять разных.

Это такая же аксиома возрастной психологии, как значимый взрослый на первом году жизни. Впрочем если вторая мама оказалась мачехой - еще больше не повезло. Тогда только психику двойками ломать. 

Стратегия. Если это особый ребенок - увы, пора признать, что активный период нейропластичности в прошлом. Уже хватит запускать речь. Точнее не то чтобы хватит - но факультативно. Дали альтернативную коммуникацию (вообще давно пора было), добились ее активного использования - используем как инструмент обучения. Ее, не речь! А речь запускаем с логопедом, не привязывая ее, речь, к школьной программе и жизни вообще. Получилось - окей, нет - у нас есть другие инструменты жизни. 

Цели. Пора подумать над сильными и слабыми сторонами. Пора понять, что выросла и расправила плечи такая структура, как собственная мотивация ребенка и его оглядка, опора уже не на любимую маму, а на социум других детей. Это - опять-таки аксиома возрастной психологии. Поэтому если другие дети ходят на шахматы, а не к логопеду, а Вася вынужден ходить - мое сочувствие тому логопеду.

Вася будет его сливать мастерски и изощренно. Выхлоп от занятий будет равен нулю, если не минусу.

Поэтому если не успели поставить звуки - смотрите, есть ли смысл ставить дальше. Возможно стоит дождаться момента, когда перестанет быть нормально не вам, а самому Васе. И волшебный пендель Вася получит уже не от вас, смиритесь что вы теперь не первая буква в алфавите. Вот если друзья, или девушка будут говорить - ну что ты картавишь, тогда ещё может быть что-то произойдёт. Нет - и с картавостью люди живут, и неплохо. Все, проехали. В дошкольном возрасте не успели - в школьном часто умываем руки. А если не умываем - портим отношения и психику. Выбираем.

Ну и - если у вас ребенок, например, с тяжелым нарушением речи внезапно в массовой школе (алалия какая-нибудь скорректированная в анамнезе) - не надейтесь что репетитор по русскому сделает из него отличника по русскому. Невротика из него он сделает, и из вас заодно. Если ваш Вася силен в математике - пусть и репетитор будет по математике. И Вася наконец расправит плечи, что не кругом лузер. А если не в математике, так в спорте. Умнейший разносторонний невротик, боящийся голову поднять и рот открыть, куда менее успешен в жизни, чем классный узкопрофильный специалист, уверенный что точно знает свое дело. 

В рассылке на этой неделе отправлю чек-лист от 0 до взрослой жизни со списком того, чем можно и нужно заниматься с ребенком от рождения до года, с года до трёх, с трёх до 7, с семи и так далее. Когда с логопедом, когда с психологом, когда спорт. И - со списком, когда лучше прекратить или прервать занятия. Рассылку получают все жертвователи проекта. Эту и последующие письма. Письма не повторяются, вновь подписавшиеся получат рассылку с текущего письма.