Найти в Дзене
Зернов.РосНОУ

Дом, в котором мы живём

Как вы знаете, Российский новый университет был основан в 1991 году. Но здесь, на Радио-22, мы появились только в 1999 году. А до того вели занятия в разных зданиях Москвы, арендуя помещения на Семёновской, Цветном бульваре, Ленинградском проспекте и т.д. Хотели приобрести собственное здание, но постоянно что-то мешало – то дефолт 1998 года, то отсутствие подходящих вариантов, то высокая цена. Были интересные предложения – например, на Мытищинской улице, но там площадь маловата. Было очень хорошее здание, недалеко отсюда, с выходом на набережную Яузы. И вроде бы уже всё, договорились, нашли деньги, подписали договор. Но в последний момент владелец здания предпочёл продать его другим людям. Бизнес есть бизнес, ничего личного, как говорится. А потом вдруг поступило предложение купать это здание, бывшее КБ Туполева. Когда мы сюда заехали в 1999 году, тут не было перегородок и внутренние помещения представляли собой огромные открытые рабочие пространства – open space, как сегодня модно гов

Как вы знаете, Российский новый университет был основан в 1991 году. Но здесь, на Радио-22, мы появились только в 1999 году. А до того вели занятия в разных зданиях Москвы, арендуя помещения на Семёновской, Цветном бульваре, Ленинградском проспекте и т.д. Хотели приобрести собственное здание, но постоянно что-то мешало – то дефолт 1998 года, то отсутствие подходящих вариантов, то высокая цена.

Были интересные предложения – например, на Мытищинской улице, но там площадь маловата. Было очень хорошее здание, недалеко отсюда, с выходом на набережную Яузы. И вроде бы уже всё, договорились, нашли деньги, подписали договор. Но в последний момент владелец здания предпочёл продать его другим людям. Бизнес есть бизнес, ничего личного, как говорится.

А потом вдруг поступило предложение купать это здание, бывшее КБ Туполева.

Здание РосНОУ
Здание РосНОУ

Когда мы сюда заехали в 1999 году, тут не было перегородок и внутренние помещения представляли собой огромные открытые рабочие пространства – open space, как сегодня модно говорить. В них стояли сотни почему-то оставленных предыдущими владельцами и не вывезенных чертёжных досок – кульманов. Они был сделаны из очень качественного материала, исключительно плотной древесины. Но поскольку были никому не нужны, пришлось всё это добро складировать и в дальнейшем их просто разобрали, кто на что. В частности, один из наших сотрудников обшил ими на даче наружную стенку, и она простояла лет 15, под дождём и снегом, на ветру и солнце, практически без изменений, и лишь потом слегка покоробилась.

Так работала Туполевская "шарашка"
Так работала Туполевская "шарашка"

Помню также, когда мы сюда только приехали, осматривать корпус, я сразу обратил внимание на памятник Ленина, установленный совсем рядом, через дорогу, где были какие-то старые рабочие ангары (сейчас на этом месте жилой комплекс). Подумал – хорошо бы перенести его на нашу территорию, передвинув буквально на несколько десятков метров. Поговорил с местными рабочими, те назвали сумму, подогнали технику, начали поднимать Ленина с пьедестала… И он развалился. Оказалось, что основание было сделано из рыхлого кирпича, а сам Ильич – из гипса, покрытого каким-то составом.

От «той эпохи» в этом здании нам достался Малахитовый зал. На тот момент там стояли кресла, сделанные из карельской берёзы, очень удобные, жаль, что в итоге пришлось их демонтировать – всё-таки за годы эксплуатации они пришли в негодность. А вообще Сергей Петрович Капица любил на них сидеть, и поднимался к этот зал всякий раз, когда у него случалась головная боль – по его словам, достаточно было посидеть в таком кресле 10-15 минут, и – как рукой. Признаюсь, я тоже пробовал подобную «терапию» и могу подтвердить: после подобной «релаксации» работалось гораздо лучше. Но, повторяю, время не щадит никого и ничего, поэтому те кресла тоже пришлось заменить на новые, современные.

Раньше в Малахитовом зале проходили мероприятия союзного уровня, в основном – закрытые, секретные, учитывая специфику конструкторского бюро. Достаточно сказать, что в зале была предусмотрена довольно серьёзная система защиты от прослушки в виде двойного слоя металлической сетки.

Вторая часть корпуса бывшей "шарашки"
Вторая часть корпуса бывшей "шарашки"

Напомню, сегодня мы находимся только в одной половинке одного большого здания, которое разделено на два изолированных корпуса. А раньше оно было единым, и коридоры на всех этажах проходили от его начала до конца. Причём кабинет самого Андрея Николаевича Туполева располагался в том, другом корпусе, где сейчас находится офисный центр.

Зато в этом был лифт, причём – с телефоном, обеспечивающим прямую связь с Кремлём. Это было сделано для того чтобы в те суровые дни, когда шла упорная работа над созданием новейших систем самолётов, с главным конструктором можно было бы связаться в любой момент и в любом месте КБ. Самое интересное, эта «кремлёвская вертушка» работала вплоть до того, как мы сюда заехали. И отключили её только потом, очевидно, забыв это сделать сразу.

Жаль, конечно, что нам досталось только половина здания. Причём изначально был выбор, какую именно взять – ту или эту. По цене – никакой разницы, а та по площади заметно больше. Однако в ней были деревянные перекрытия и стены в трещинах. Нас предупреждали, мол, если приедут толпы студентов и начнут бегать туда-сюда, не дай бог, провалятся! Но вот уже сколько лет прошло, а тот корпус стоит, как ни в чём небывало, и что-то я не помню, чтобы там меняли перекрытия.

Туполев с коллегами
Туполев с коллегами

А тут всё было в куда больше хорошем состоянии. Даже паркет, по которому мы сегодня ходим в помещениях и коридорах, мы отциклевали и оставили – он выглядит вполне достойно, а ведь по нему ходили знаменитые люди – Туполев, Петляков, Сухой, Мясищев, Бартини и многие другие!

Но тогда, конечно, тут царил хаос. Пришлось приложить огромные усилия, чтобы привести помещения в порядок, создать аудитории и рабочие кабинеты, сделать с них ремонт.

Пикантный момент: в одной из комнат бывшего КБ мы обнаружили огромные кипы чертежей – оказалось, это остатки архивов, которые почему-то забыли и не вывезли. А ведь это были секретные разработки! Я сообщил об этом предыдущим владельцам – они схватились за голову и тут же стали спрашивать, не делал ли я копий и не раздавал ли кому эти документы. Потом приехали и забрали.

…В общем, на Радио-22 мы уже более четверти века. Что нас ждёт в перспективе? Скоро введём в эксплуатацию три новых корпуса на Авиамоторной. Возможно, это не предел, но пока нам достаточно.