На удивление то, о чем пишет Дмитрий Касатыч, совпадает с моими ощущениями во время написания "Раши". Мне без сомнения стало очень интересно познакомиться с человеком, который так близко к моему воспринимает окружающую действительность. Учитывая то, что он театральный актер и режиссер, мы сейчас ведем с Димой разговор о том, чтобы сделать наш разговор и его моноспектакль с большой площадки в Москве в ближайшее время. Это его отзыв о "Раше". Длинный. Но он стоит того, чтобы прочесть:
ОТЗЫВ НА КНИГУ "РАША" ОЛЬГИ УСКОВОЙ
Начну с вопроса: а насколько реальна история в главе "Шаман и Нёпыч"? Сделаю лирическое отступление. У меня по жизни случаются коты. Они ко мне приходят сами. Так однажды ко мне вылез под ноги котенок на улице Садовой в Питере. Я тогда вместе с театральной коллегой, подхваченный течением толпы, несся к метро. Пришлось затормозить. Поднял на ходу котёнка, перебросил его обратно за ограду СпбГЭУ. Он вылез снова и побежал ко мне.
- Бери. Он тебя выбрал, — сказала коллега.
Котёнка я назвал Рокки. Он несколько лет жил со мной в Петербурге. Потом я вернулся в Кострому. Там Рокки прожил чуть меньше года и очень странно умер. Кот не болел, не проявлял уныния. Тем не менее я однажды зашёл в квартиру и увидел мёртвого кота. Душа у меня тогда точно была не на месте.
Через некоторое время я женился, и мы с женой взяли котёнка по объявлению. Он прожил полгода и умер от какой-то врождённой болезни. Тут уже пришлось напрячься не на шутку. Я позвонил в Питер Екатерине Валерьевне. Она работала психологом, но была больше, чем психолог. Порой я к ней обращался в запутанных ситуациях, пытаясь понять: нужно ли иметь дело с тем или иным человеком. Она с моих слов давала расклады, которые жизнь подтверждала на 100%.
Екатерина Валерьевна выслушала истории про моих котов, после чего сказала:
- Насчёт кота, который недавно умер, не беспокойся. Объясни жене, что он изначально был бракованный. Такое бывает, когда позволяют размножаться родственным кошкам, условно говоря брату и сестре. Тогда в их потомстве, как минимум, один котенок "сломанным" оказывается. А вот до этого у тебя был кот Рокки. Вот тут точно история другая. Ты его поблагодарить должен. Он своей внезапной смертью тебя от большой беды отвёл.
К словам Екатерина Валерьевны я отнёсся всерьёз. Не менее серьёзно воспринял я и главу "Шаман и Нёпыч". Это не сказки.
Из лирического отступления должно быть понятно, что "Раша" мне сильно запала в душу. Из блога Ольги Усковой я знал, что по книге планируется снять фильм. Соответственно, в силу своей профдеформации при чтении я по режиссёрски вскрывал эту историю, делая "пометки на полях".
Первое, чтобы отметил, это точное попадание с главным героем. Для внутреннего путешествия из Раши в Россию выбор автора закономерен. Я бы предложил на "релокантское" прошлое главного героя посмотреть более широко. Вообще, проблема релокантов, это не какой-то особый маркер нашего времени. В Великую Отечественную Войну они тоже имели место быть. Достаточно вспомнить пьесу "Вечно живые" Розова (а следом "Летят журавли" и постановку Ефремова в "Современнике".) И вот перед нами Борис, идущий на войну, а также его двоюродный брат Марк, выбивающий себе липовую бронь. В персонаже Юрия Богатырева я чётко вижу отражение Глеба Сперанского.
Понятно, что устойчивость общества определяет процентное соотношение "Марков" и "Борисов". И нужно понимать, что "Борисов" повыкосила война. А в послевоенное время все больше "Марков" - этих словоблудливых гуманитариев - занимало пустующие места и формировало общественное сознание. Можно проследить по нашему кинематографу, какие главные герои стали выходить на первый план. Интеллигенты от Рязанова: Женя Лукашин, пианист Платон (да и Карандышев сюда же), Бузыкин и Афоня от Данелия, в конец потерявшиеся Зилов и Макаров, сбитые лётчики Лузга и Копалыч... Мужские образы с выхолощенным героизмом возглавили массовое сознание общества, которое на всех уровнях сдало великую державу и... получило ту самую Рашу.
Путь Глеба Сперанского - это, условно говоря, путь от "Марка" к "Борису". Но есть в истории и более фундаментальный конфликт. Его я бы обозначил, как "сделку с дъяволом". В книге есть конкретное подписание контракта с дьяволом. Это я про Гарика, которого взяли за жабры в Лос-Анджелесе. Собственно во всей этой дьявольской сделке и заложен цивилизационный раскол. Запад - это фаустовская цивилизация. Решение проклятых вопросов рассудком либо приводит к сумасшествию, либо к сделке с нечистым. Если брать литературную аллегорию, то нашу цивилизацию я бы назвал карамазовской. У нас
проклятые вопросы преодолеваются через сердце. Ум ломается при попытке осознания кошмаров СВО. Зацикливание на кошмарах ничего не даёт, ты всего лишь кормишь бесов. Может помочь принятие этих кошмаров, как чистилище, которое проходит страна по пути из Раши в Россию.
Главный герой не должен совершить сделку с дьяволом. Тогда во весь рост встаёт проблема с изобретением сверхоружия. По Воннегуту тут избежать сделки с дьяволом невозможно. По большому счету всё его творчество - это горькая ирония и пессимизм в отношении Западной цивилизации. В книге "Раша" этическая проблема сверхоружия решается через намерение его применить. Как и в случае с атомным оружием, наша страна его держит наготове, лишь реагируя на агрессию Запада.
Позволю себе заметить, что в фильме разрешение данной сюжетной линии может стать узким местом. По закону жанра режиссёру логично добавить событие главному герою, внутри которого тот преодолевает дьявольское искушение применить сверхоружие первым.
Собственно это то событие, которое определит, сдал ли главный герой экзамен и достоин ли он главной награды от автора - встречи с Полиной в финале.
Что касательно персонажа Полины, то тут я Ольге Усковой восхищенно говорю "Браво". Драма Платова и Полины, раскрытая через историю с конём Нептуном, пожалуй, одно из моих самых сильных литературных переживаний. Это потрясающее откровение, дающее сердцу знание, что Бог есть. Что именно Бог, через Нептуна и через честность Платова, развязал все узлы в сердце Полины.
Что ещё важно, очень живым главного героя делает его рок-н-ролльная бабуля. Я сейчас не буду углубляться в её линию, иначе отзыв станет безразмерным. Замечу, что мне, как читателю, и, надеюсь, будущему зрителю, важно любить главного героя. У меня же у самого есть человек, очень близкий, сбежавший от СВО. И любви к нему у меня все равно должно быть больше, чем осуждения.
Книга "Раша" здесь https://uskova.cognitivepilot.com/all