Чрезмерное употребление алкоголя вредит всему!
Произведения Николая Васильевича Гоголя насыщены таким количеством детальных описаний блюд и застолий, что он по праву считается одним из лучших «словесных кулинаров» отечественной литературы, кроме того, что вся русская литература вышла из его «Шинели». По утверждению его деда Афанасия Яновского: «Предки мои, фамилиею Гоголи, польской нации; были польские шляхтичи…». Очень он уж хотел получить дворянское звание, которое в итоге получил, как и право именоваться двойной фамилией - Яновский-Гоголь.
Так что Николай Васильевич, при рождении 20 марта (1 апреля) 1809 года, был Яновский, а с 1821 года - Гоголь-Яновский. Впрочем, повзрослев, Яновского он решительно отметал: «Зачем называете вы меня Яновским? Моя фамилия Гоголь, а Яновский только так, прибавка; ее поляки выдумали». На самом деле это очень мутная история. Чего не сделаешь, чтобы дворянский титул получить.
Зато доподлинно известно, что Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии, которая на тот момент входила в состав Российской империи, и был третьим ребенком в семье. Позже в семье появилось еще восемь детей, но выжили только дочери: Мария, Анна, Елизавета и Ольга. Мать была суеверной и вечерами часто рассказывала детям истории про леших, домовых и прочую нечистую силу. Что, конечно же, повлияло на Николая и нашло отражение в его произведениях.
С 1821 по 1828 год он получал образование в Нежинской гимназии высших наук, где «неважно учился, но хорошо себя вел». Проявлял ярко выраженный интерес только к гуманитарным дисциплинам, особенно к рисованию и русской словесности, а точные науки и иностранные языки часто оставались без внимания. Сплошь единицы за них получал. Как вспоминали современники, никаких зачатков того, что Гоголь станет тем самым Гоголем, за ним замечено не было.
Ещё в гимназии он пробовал себя на литературном поприще. Издавал с гимназистами рукописный журнал, в котором регулярно публиковал свои стихотворения, написанные в духе популярной в то время романтической поэзии. Товарищи ему говорили: «В стихах упражняйся, а прозой не пиши: очень уж глупо выходит у тебя». Просто боготворил А.С. Пушкина, который был для него идеалом и объектом поклонения. Занимательная история приключилась, когда он захотел с ним встретиться.
В 1828 году Гоголь решил переехать в Петербург и незамедлительно поехал к дому Александра Сергеевича. Как все запросто тогда было… Это со слов Гоголя записал Павел Анненков (литературный критик): «Чем ближе подходил к квартире Пушкина, тем более овладевала им робость и, наконец, у самых дверей квартиры развилась до того, что он убежал в ближайшую кондитерскую и потребовал рюмку ликера. Подкрепленный им, он снова возвратился, смело позвонил и на вопрос: «Дома ли хозяин?» - слуга ответил: «Почивают!». Гоголь с великим участием спросил: «Верно, всю ночь работал?» - «Как же, работал - в картишки играл». Гоголь признавался, что это был сильный удар, нанесенный по его идеалу.
Встретились они лишь через два года в мае 1831-го на даче поэта Петра Плетнёва. Пушкин высоко оценил талант Гоголя: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился». Кстати, на суд Александра Сергеевича Гоголь приносил всё, что выходило из-под его пера. По рассказу Гоголя, Пушкин «отдал свой собственный сюжет, из которого сам хотел сделать что-то в роде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому». Это был сюжет «Мёртвых душ».
Интересно, что Николай Васильевич не всегда выглядел так, как мы знаем со школы. В 1830 году, например, он обрился наголо из-за жёсткой воды в Петербурге, чтобы лучше росли волосы. Носил парик и для объёмности подкладывал вату. А в 1834-м, когда волосы отрасли, носил причёску в форме букли, как носили тогда - волосы завиты и высоко подняты впереди. На фото ниже.
Талантлив во многих вещах был Николай Васильевич и помимо литературы. В письме к дяде П. П. Косяровскому он писал: «Вы еще не знаете всех моих достоинств. Я знаю кое-какие ремесла: хороший портной, недурно раскрашиваю стены альфрескою живописью, работаю на кухне и много кой-чего уж разумею из поваренного искусства…». Собственно, и приготовить он был горазд, и съесть много чего за раз тоже. Гурман и чревоугодник. Гастрономические вкусы и предпочтения сформировала родная для него украинская кухня, что естественно, а дополнила и обогатила французская и итальянская. Как писал Владимир Набоков: «Никто не всасывал столько макарон и не съедал столько вареников с вишнями, сколько этот худой малорослый человек». Да, Гоголь был не высок – всего 160 см.
Макароны, к которым он пристрастился в Италии, были его любимым блюдом. Он прожил в ней четыре года, очень любил Рим, о чем сказал: «У человека должно быть две Родины, там, где он родился и Рим». В Италии были написаны: «Шинель» (1842), «Тарас Бульба» (1835) и «Мертвые души» (1842). Кстати, будучи в Риме, специально ходил на поварские курсы. Вернувшись на Родину, он усиленно пропагандировал итальянскую кухню, готовя для своих многочисленных знакомых макароны с сыром. Жуковский называл это «макаронными утехами на бульоне», и готовил Гоголь их, «как самый искусный неаполитанец».
По воспоминаниям Аксакова: «Когда подали макароны, которые, по приказанию Гоголя, не были доварены, он сам принялся стряпать. Стоя перед миской, он засучил обшлага и с торопливостью, и в то же время с аккуратностью, положил сначала множество [сливочного] масла и двумя соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, потом перцу и, наконец, сыр и продолжал долго мешать. Нельзя было без смеха и удивления смотреть на Гоголя; он так от всей души занимался этим делом, как будто оно было его любимое ремесло, и я подумал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром. Как скоро распустившийся сыр начал тянуться нитками, Гоголь с великою торопливостью заставил нас положить себе на тарелки макарон и кушать. Макароны точно были очень вкусны, но многим показались не доварены и слишком посыпаны перцем…».
В Италии доходило до абсурда. Гоголь мог в какой-нибудь траттории довольно плотно пообедать, расплатиться и уже собраться уходить, но тут появляется новый посетитель и заказывает себе какое-нибудь блюдо. Николай Васильевич с завистью на него смотрит - и требует себе того же самого. А итальянское мороженое он считал лучше, чем французское. Гоголь писал коллеге Данилевскому из Рима: «Блюда за обедом очень хороши и свежи и обходится иное по 4 су, иное по 6. Зато уж мороженое такое, какое и не снилось тебе. Не та дрянь, которую мы едали у Тортони, которое тебе так нравилось».
Среди напитков писатель отдавал предпочтение грушевому квасу, который готовил из моченых груш. Варил и английский напиток поссет, рецепт которого привез из Европы и называл его «гоголь-моголем». Это было козье молоко, которое он варил сам особым способом, добавляя туда ром. Смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь». Конечно же готовкой макарон, кваса и «гоголь-моголя» писатель не ограничивался. Все у него выходило замечательно, и одно время всерьез задумывался о том, а не стать ли настоящим поваром. По произведениям Гоголя можно составить целый кулинарный справочник.
В застолье были свои традиции: «Перед обедом Гоголь выпивал рюмку водки, во время обеда рюмку хереса, а так как собеседники его никогда не обедали без шампанского, то после обеда -бокал шампанского. По окончании обеда вся компания группировалась около него, и Николай Васильевич принимался варить жжёнку, которую варил каким-то особенным манером - на тарелках, и надо сознаться, жжёнка выходила превкусная, хотя сам Гоголь и мало её пил, часто просиживая целый вечер с одной рюмкой».
К алкоголю Николай Васильевич был по большей части равнодушен, но вот водочкой не брезговал, но не в чистом виде. По воспоминаниям сестры, «просил настаивать на белой нехворощи; говорил, что она полезна». Нехворощ - народное название понтийской полыни - известна своими лечебными свойствами. Делал наливку-скороспелку из терна: «Велел принести новый горшок, положил полный горшок терна, потом налил водку, накрыл ее, замазал тестом, велел поставить в печь, в такую, как хлеб сажают. На другой день вынули, поставили, пока простыло. Вечером открыли: цвет великолепный, и на вкус ему очень понравилось».
Как почти все классики Николай Гоголь не получал больших гонораров, был не богат и всегда был кому-то должен. Он писал Пушкину: «Книгопродавцы такой народ, которых без всякой совести можно повесить на первом дереве».
Зная о гурманстве Гоголя, трудновато поверить, что смерть писателя (21 февраля 1852 года) была вызвана полным отказом от пищи (считается, что под воздействием маниакально-депрессивного психоза на почве религиозного фанатизма, но не факт). Другие эксперты предполагают наличие неизлечимых соматических заболеваний, например, патологий желудочно-кишечного тракта. Думаю, по сути, Гоголь уморил себя голодом, наказывая себя за грех чревоугодия и несоблюдение постов, но от чего он в конечном счете умер – неизвестно. Там много разных версий витает, как и всяких темных историй уже и после его смерти. Похороны состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Он прожил всего 42 года, но успел создать произведения, ставшие классикой и российской, и мировой литературы, а противоречивая личность Гоголя оставила после себя множество загадок. Кстати, распространенный миф о летаргическом сне и погребении заживо не находит документального подтверждения в исторических источниках.
Если интересно, про всякое, разное и легкомысленное связанное с хорошим алкоголем и не только, то есть канал в Телеграм.