Найти в Дзене
Книжная аптека

Время - судья или учитель? Роман Е. Водолазкина "Соловьев и Ларионов"

И снова читала Водолазкина. Взялась за более ранние его книги. Роман «Соловьев и Ларионов» был впервые опубликован аж в 2009 году. Зайду с козырей сразу – ранние вещи Евгения Германовича мне нравятся гораздо больше, хотя прочитаны как раз все последние романы (ссылки на мои отзывы дам вам в конце статьи). Итак, роман «Соловьёв и Ларионов» носит подзаголовок «роман-исследование». И начинается почти как научное исследование: молодой историк Соловьёв изучает биографию белого генерала Ларионова, который в 1920 году защищал Крым от Красной армии. Больше всего всех биографов генерала удивляет тот факт, что генерал не был расстрелян после Гражданской войны, а дожил до глубокой старости в ялтинской коммуналке. Я обожаю юмор Водолазкина. И весь текст этого романа – большая ироничная игра автора с читателями. Мы видим множество дат, исторических фактов, примечаний, ссылок на научные труды. И, честно, был большой соблазн проверить все эти факты, ссылки и фамилии)). Я не сразу разгадала замысел а

И снова читала Водолазкина. Взялась за более ранние его книги.

Роман «Соловьев и Ларионов» был впервые опубликован аж в 2009 году. Зайду с козырей сразу – ранние вещи Евгения Германовича мне нравятся гораздо больше, хотя прочитаны как раз все последние романы (ссылки на мои отзывы дам вам в конце статьи).

Итак, роман «Соловьёв и Ларионов» носит подзаголовок «роман-исследование». И начинается почти как научное исследование: молодой историк Соловьёв изучает биографию белого генерала Ларионова, который в 1920 году защищал Крым от Красной армии. Больше всего всех биографов генерала удивляет тот факт, что генерал не был расстрелян после Гражданской войны, а дожил до глубокой старости в ялтинской коммуналке.

Я обожаю юмор Водолазкина. И весь текст этого романа – большая ироничная игра автора с читателями. Мы видим множество дат, исторических фактов, примечаний, ссылок на научные труды. И, честно, был большой соблазн проверить все эти факты, ссылки и фамилии)). Я не сразу разгадала замысел автора. Но когда видишь фамилию автора статьи «Научные и благотворительные фонды: формы взаимопомощи» - и это фамилия Откатов с инициалами У. Е. – понимаешь, что Водолазкин обвел тебя вокруг пальца.

Но за юмором и иронией всегда стоит ученый - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Пушкинского Дома Е.Г. Водолазкин. И всегда излюбленная его тема – ВРЕМЯ. И книга, конечно, не только о генерале и его биографе, книга о целой стране и о том, как в XX веке ей пришлось несколько раз проходить через исторические катаклизмы, сталкивая между собой классы, социальные группы, мировоззрения, родных, соседей.

И сквозь это самое время, сквозь десятилетия судьбы белого генерала и юного аспиранта начинают переплетаться. Это передал в иллюстрации к обложке книги Михаил Шемякин – он связал героев колючей проволокой. И чем ближе Соловьев подбирается к ответу на главный вопрос – почему белого генерала не расстреляли? – тем прочнее их судьбы сплетаются меж собой.

-2

Поэтому изучение времени – это еще и способ узнать и изучить себя, - говорит нам Водолазкин:

«Что бы человек ни изучал, он изучает в первую очередь самого себя».

Что касается образа генерала Ларионова, то при всем моем уважении к белому движению, даже мне он показался «слишком». Это тот идеальный образ русского офицера, который в жизни мы хотели бы видеть, но увы… Думаю, что не случайно одним из прообразов главного героя стал генерал Слащев, действительно успешно защищавший Крым от красных, но в реальной истории не обладавший даже частью достоинств Ларионова.

О своем герое Водолазкин говорит так:

«Как всякий уважающий себя герой, мой Ларионов имеет прототипы. Прежде всего речь может идти о генерале Якове Александровиче Слащеве и его литературном потомке - булгаковском Хлудове. Не обошлось и без Суворова, и даже без моего прадеда, который ушел в Белую армию добровольцем. Годы спустя, работая в советской школе, прадед не отказывал себе в удовольствии представляться ветераном Гражданской. В подробности, впрочем, старался не вдаваться. Отблеск юродства, лежащий на всех перечисленных лицах, наиболее полно воплотился в изображенном мной генерале Ларионове. Говоря о юродстве, я имею в виду самый его глубокий - духовный смысл. Юродивый - это праведник, который скрывает свою праведность».

Генерал Яков Слащев, фото из открытых источников Интернет
Генерал Яков Слащев, фото из открытых источников Интернет

Еще много-много я могу говорить о книге любимого писателя. Но остановлюсь, пожалуй.

Скажу только, что роман этот – приключенческий и немного авантюрный, иронический и псевдо-исторический, есть в нем нотки мистики и метафизики, есть и детективный флер. Все это притворяется научным исследованием. И все это – очень серьезное чтение, приправленное тоской героев об ушедшем времени. А кроме того для меня – наслаждение стилем и прекрасным языком писателя Водолазкина.

Мои статьи о Водолазкине и его книгах:

Приятного всем чтения и последних дней лета!