Найти в Дзене

Арест Арсена Маркаряна: где проходит граница ответственности

На днях арестовали Арсена Маркаряна. Новость стала триггером для долгого и жаркого разговора в моих отношениях. Для тех, кто не знает, Маркарян — это широко известный в узких кругах блогер, поднявшийся на крайне провокационных высказываниях и эффективной вирусной модели привлечения, про которую уже непонятно до конца авторство: то ли Маркарян списал всё у западных коллег по цеху, то ли адаптировал их начинания, и уже по сути у него списывают. Важно в этой ситуации то, что Маркарян в гендерной теме успел наговорить такого, что в приличных кругах произносить его имя в каком угодно, кроме отрицательного контекста, может быть весьма опасно. В адрес Маркаряна звучали обвинения вплоть до формулировок «патологический женоненавистник» и «педофил». Что сразу привело к интересной общественной дилемме: арестовали его традиционно за “слова”, что в современных реалиях среди прогрессивной публики должно вызывать сочувствие и поддержку. Но сама его фигура настолько одиозна и однозначно осуждаема, что

На днях арестовали Арсена Маркаряна. Новость стала триггером для долгого и жаркого разговора в моих отношениях. Для тех, кто не знает, Маркарян — это широко известный в узких кругах блогер, поднявшийся на крайне провокационных высказываниях и эффективной вирусной модели привлечения, про которую уже непонятно до конца авторство: то ли Маркарян списал всё у западных коллег по цеху, то ли адаптировал их начинания, и уже по сути у него списывают.

Важно в этой ситуации то, что Маркарян в гендерной теме успел наговорить такого, что в приличных кругах произносить его имя в каком угодно, кроме отрицательного контекста, может быть весьма опасно. В адрес Маркаряна звучали обвинения вплоть до формулировок «патологический женоненавистник» и «педофил».

Что сразу привело к интересной общественной дилемме: арестовали его традиционно за “слова”, что в современных реалиях среди прогрессивной публики должно вызывать сочувствие и поддержку. Но сама его фигура настолько одиозна и однозначно осуждаема, что вызвала у многих бешеное верчение ценностного компаса, где любое отделение по тем или иным причинам кажется неправильным.

Для меня проблема, вызванная этой ситуацией, в другом. Маркарян всегда вызывал понимание его внутреннего мира на эмоциональном уровне.

Арсен для меня является ярким представителем тех редких мужчин с расстройством личности, которые не стесняются своих чувств и потребностей. Он искренне пытается, как для себя, так и для окружающих, найти свое настоящее место в мире, а не вырабатывать методички по успешной маскировке.

Безусловно, его большая ошибка в том, что, начиная рефлексировать инаковость, он не переходит к стадии боли и горя. Вместо этого он пытается как-то использовать окружающих людей для прикрытия своей боли и, более того, пропагандирует это среди других, которые могут быть колеблющимися.

Но нюанс в том, что мужчин с РЛ(расстройство личности) много, и им действительно нужны свои представители, раскрывающие их видение мира и потребности. Пока таковых нет как класса, на поверхность выходят хоть кто-то, готовые об этом говорить, пусть даже в очень извращённых формах.

Я не люблю слушать Маркаряна. Но когда такое происходит, я понимаю внутреннюю суть его месседжа. Есть внешний мир, где всё разделено на хорошо и плохо, и существуют рамки, в которых следует находиться. Но есть внутренний «Я», где, так получилось, все эти конструкции не вызывают никакого отклика, кроме отрицательного. А жить как-то нужно — желательно так, чтобы не приходилось уходить в лес и становиться отшельником.

Оттуда и рождается философия “своего среди чужих”, где эти внешние правила обнуляются, и на смену им создаются свои, которые у “нормальной” публики вызывают острую реакцию.

И да, я адекватный человек, которому не нравится насилие, секс с несовершеннолетними и пропаганда ненависти, которая мелькает в речах Маркаряна. Но для меня она как опилки, вылетающие при работе плотника, в то время как для других — в силу иной оптики — это кажется основным продуктом его деятельности.

Я никогда не буду поступать как он или даже размышлять об этом. Эмоционально я также не буду испытывать отторжение, и изменить это я не могу. Но понимание внутренних переживаний не делает его действия приемлемыми — за них он несет полную ответственность.

Вот и получаются у меня споры с девушкой, где я соглашаюсь со всеми грехами, в которых уличают Маркаряна, но когда дело доходит до главного — чувственного выражения отношения — максимум, что могу изречь: “Ну да, наверное, кому-то он может сильно не нравиться”.

Важно помнить один психологический принцип: человек несёт ответственность за своё поведение, но не за свои чувства. Поведение можно менять и контролировать, а чувства — нет. Поэтому если, как в моём случае, Маркарян не вызывает отрицательных эмоций, это не отменяет сути: важны именно поступки, за которые мы отвечаем.

Может быть, когда-нибудь у нас появится язык, на котором можно будет одновременно признавать чужую инаковость и при этом чётко отстраиваться от разрушительных действий. Пока же остаётся лишь пробовать балансировать — и честно признавать себе, что это очень непросто.

Узнавайте о новых постах первыми - подписывайтесь на мой Telegram-канал "Цветы для Элджернона"