Найти в Дзене
Частная территория

Ле Корбюзье: швейцарец, который придумал, как должны выглядеть все дома на планете Земля

Оглавление

Каждый раз, входя в современную квартиру с открытой планировкой, глядя на панорамные окна во всю стену или поднимаясь на плоскую крышу-террасу, вы сталкиваетесь с наследием одного человека.

Ле Корбюзье принадлежит знаменитая фраза: «Дом — это машина для жилья», и он сделал все, чтобы эта машина работала идеально.

Швейцарец по происхождению, француз по призванию, он в одиночку изобрел язык современной архитектуры — и весь мир заговорил на нем.

От часов к домам: неожиданная биография гения

Родился он в 1887 году в швейцарском городке Ла-Шо-де-Фон и звали его вовсе не Ле Корбюзье, а Шарль-Эдуар Жаннере. В семье делали часы — ремесло точное, требующее математической выверенности каждой детали. Возможно, именно тогда будущий архитектор понял: красота рождается из функции, а совершенство — из простоты.

В 17 лет он построил свой первый дом — виллу Фалле для учителя гравировки. Никакой архитектурной школы, только интуиция и желание создать что-то принципиально новое. Дом получился странным для начала XX века — простые формы, большие окна, никакой показной роскоши.

Путешествия, изменившие взгляд на мир

В 1907 году молодой Жаннере отправился путешествовать по Европе. Италия, Австрия, Германия — везде он изучал архитектуру, делал зарисовки, размышлял о том, как должно быть устроено пространство для жизни.

Ключевым стало путешествие на Восток — Греция, Турция, Балканы. Белые кубические дома греческих островов, простота исламской архитектуры, игра света и тени — все это легло в основу его будущей эстетики. Он понял: архитектура должна быть честной, без украшательств и лжи.

Псевдоним, который стал брендом

В 1920 году Шарль-Эдуар Жаннере взял псевдоним Ле Корбюзье — по имени прадеда. Но это было не просто изменение имени, а создание нового человека. Ле Корбюзье стал брендом, философией, революцией в одном флаконе.

Он начал издавать журнал "Эспри нуво" ("Новый дух"), где публиковал свои архитектурные манифесты. Статьи читали как художественную прозу — настолько убедительно звучали его идеи об архитектуре будущего.

Пять принципов, перевернувших мир

Ле Корбюзье. Архитектура. История архитектуры.
Ле Корбюзье. Архитектура. История архитектуры.

В 1926 году Ле Корбюзье сформулировал пять принципов новой архитектуры. Пять принципов Ле Корбюзье стали ДНК современной архитектуры: открытые планировки, ленточные окна и плоские крыши‑сады сегодня воспринимаются как норма.

Принцип 1: Дом на опорах

Здание поднимается над землей на тонких колоннах-опорах, освобождая первый этаж для общественных нужд. Парковка, сад, детская площадка — земля остается людям, а не фундаментам.

Принцип 2: Открытая планировка

Несущие стены заменяются колоннами, что дает свободу в планировке этажей. Можно менять планировку без сноса стен — революционная для 1920-х годов идея.

Принцип 3: Свободный фасад

Фасад больше не связан с несущими стенами и может быть решен как угодно — с большими окнами, террасами, балконами.

Принцип 4: Ленточные окна

Горизонтальные окна во всю ширину фасада максимально освещают внутреннее пространство. Прощай, маленькие окошки старых домов!

Принцип 5: Сад на крыше

Плоская крыша используется как дополнительная жилая площадь — сад, терраса, место для отдыха.

Вилла Савой: манифест в камне

В 1928 году Ле Корбюзье получил заказ, который изменил историю архитектуры. Вилла Савой находится в окруженном лесами пригороде Парижа и была спроектирована Ле Корбюзье и его двоюродным братом Пьером Жаннере как семейный загородный дом.

Вилла стала воплощением всех пяти принципов сразу. Белый куб на тонких опорах, с лентой окон по всему периметру и садом на крыше. Внутри — открытые пространства, перетекающие друг в друга. Это был дом будущего, построенный в настоящем.

Марсельская жилая единица: город в доме

После Второй мировой войны Франции нужно было быстро восстанавливать разрушенное жилье. Ле Корбюзье предложил революционное решение — Жилую Единицу, культовую многоэтажку, построенную в Марселе в начале 1950-х.

Это был не просто дом, а вертикальный город. 337 квартир на 18 этажах, плюс магазины, ресторан, детский сад, почта, даже отель на крыше. Жители могли неделями не выходить из здания — все необходимое было внутри.

Эта революционная технология позволяла ускорить и удешевить строительство, при этом стандартная конфигурация квартир уравнивала всех жильцов в статусе.

Модулор: человек как мера всех вещей

Ле Корбюзье создал собственную систему пропорций — Модулор. В ее основе лежала фигура человека ростом 183 см с поднятой рукой (общая высота 226 см). Все размеры в архитектуре должны были быть кратны человеческим пропорциям.

Модулор. Шкалы антропоморфных мер. 1948
Модулор. Шкалы антропоморфных мер. 1948

Система выглядела сложно, но работала просто: здания получались удобными для человека, потому что их размеры соответствовали человеческому телу. Высота потолков, ширина дверей, размеры мебели — все выводилось математически.

Чандигарх: архитектор строит город

В 1950 году правительство Индии пригласило Ле Корбюзье спроектировать новую столицу штата Пенджаб — город Чандигарх. Это был шанс воплотить в жизни все свои урбанистические идеи в полном масштабе.

Ле Корбюзье разделил город на секторы, каждый из которых был самодостаточной единицей. Промышленность вынесли за городскую черту, центр сделали пешеходным, жилые районы отделили зелеными зонами. По сути, он изобрел принципы современного градостроительства.

Дворец Юстиции. Чандигарх. Архитектор Ле Корбюзье. Авторство: gb pandey from chandigarh, India. High Court,Chandigarh,India, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3592053
Дворец Юстиции. Чандигарх. Архитектор Ле Корбюзье. Авторство: gb pandey from chandigarh, India. High Court,Chandigarh,India, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3592053

Бетон как новый мрамор

Ле Корбюзье первым увидел красоту в сыром бетоне. Его "бетон брют" — необработанный бетон с отпечатками досок опалубки — стал новой эстетикой. Серый, шероховатый, честный материал без прикрас.

Критики называли его здания "бетонными монстрами", но Корбюзье не обращал внимания. Он видел в бетоне материал будущего — дешевый, прочный, пластичный. Из него можно было лепить любые формы, воплощать любые фантазии.

Влияние на жилое строительство: от элитных вилл до панельных домов

Идеи Ле Корбюзье распространились по миру со скоростью эпидемии. В 1960-70е годы его принципы стали основой массового жилищного строительства в СССР, Европе, США.

Советские панельные дома — прямые потомки марсельской Жилой единицы. Та же идея стандартизации, экономии, функциональности. Правда, без магазинов на крыше и художественных амбиций, но принцип тот же.

Панельная хрущёвка в Томске. Авторство: Maximaximax (основываясь на заявлении об авторском праве). CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=689931
Панельная хрущёвка в Томске. Авторство: Maximaximax (основываясь на заявлении об авторском праве). CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=689931

Критики и защитники

Ле Корбюзье — одна из самых спорных фигур в истории архитектуры. Одни считают его гением, освободившим архитектуру от исторических пут. Другие обвиняют в создании бездушной среды обитания.

Сто лет назад архитектор Ле Корбюзье придумал идею города-утопии, которая в реальности привела к засилью автомобилей, появлению жилых массивов и однообразных зданий. Но справедливо ли винить автора идей в их искаженном воплощении?

Современное наследие: что мы взяли у Корбюзье

Загляните в любую современную квартиру в новостройке — там вы найдете почти все принципы Ле Корбюзье. Открытые планировки кухня-гостиная, панорамные окна, плоские крыши с террасами.

Современные торговые центры — это тоже наследие "Жилых единиц". Все под одной крышей: магазины, рестораны, развлечения. Принцип вертикального города реализуется в каждом молле.

Архитектура как социальный проект

Для Ле Корбюзье архитектура никогда не была просто красивыми зданиями. Он верил, что правильная архитектура может изменить общество, сделать людей счастливее, здоровее, лучше.

Его "Лучезарный город" был утопией — городом будущего, где решены все социальные проблемы благодаря правильному планированию. Утопия не состоялась, но многие идеи прижились и работают до сих пор.

Эстетика минимализма

Знаменитый принцип "меньше — значит больше" родился из идей Ле Корбюзье. Отказ от декора, честность материалов, функциональность как основа красоты — все это стало ДНК современного дизайна.

Современный минимализм, скандинавский стиль, хай-тек — все эти направления выросли из корбюзианских принципов. Простые формы, светлые пространства, максимум света и воздуха.

Технологии на службе у человека

Ле Корбюзье был одержим идеей использовать новые технологии для улучшения жизни людей. Железобетон, стекло, металл — он искал способы сделать строительство быстрее, дешевле, качественнее.

Современные "умные дома" с их автоматизацией и энергоэффективностью — прямое продолжение его идей. Дом как машина для жилья становится все более совершенной машиной.

Глобализация архитектуры

Ле Корбюзье создал универсальный архитектурный язык, понятный в любой стране. Его здания в Индии, Франции, Бразилии выглядят похоже — потому что основаны на универсальных принципах функциональности и красоты.

Сегодня этот процесс дошел до логического конца: новые районы Москвы, Дубая, Шанхая часто выглядят одинаково. Глобальный стиль, который начал Ле Корбюзье, победил окончательно.

Экологическое мышление до экологии

Сады на крышах, максимальное остекление для естественного освещения, дома на опорах, не нарушающие природный ландшаф — все это было придумано Ле Корбюзье задолго до появления термина "экологическая архитектура".

Современное "зеленое строительство" во многом развивает его идеи. Энергоэффективность, использование природных факторов освещения и вентиляции, интеграция зданий в ландшафт — Корбюзье думал об этом еще в 1920-е.

Ле Корбюзье сегодня: актуальность спустя столетие

Спустя 100 лет после создания своих принципов Ле Корбюзье остается самым цитируемым архитектором современности. Молодые архитекторы изучают его работы, застройщики применяют его принципы, города развиваются по его схемам.

Известнейший архитектор, пионер модернизма и функционализма, создатель прототипа современной застройки городов — он действительно изобрел язык, на котором говорит вся современная архитектура. И пока люди живут в городах, наследие швейцарского революционера будет определять облик нашего мира.

Понравилась статья? Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал "Частная территория" — впереди много интересных и полезных статей про дизайн и искусство.

Похожие публикации