Найти в Дзене
Канал 1147 (Творцы и шедевры)

Неизвестный Машков. Восхитительные букеты и изысканные натюрморты

Когда мы слышим имя авангардиста Ильи Ивановича Машкова, на ум сразу приходят его натюрморты с огромными тыквами, невообразимо-авангардные портреты, непонятные, вопящие всеми цветами обнажённые натурщицы. Как, например, эта "Натурщица на красном фоне" 1910-х годов из Хабаровского музея. Признаем мы руку Машкова и в декоративных натюрмортах без перспективных линий, с россыпью ягод и фруктов, похожими на завлекательную вывеску торговца снездью. Да, всё это было у художника в 1910-х годах и даже позже, в бытность его участником художественного объединения "Бубновый валет". На выставке "Авангард. Китч. Классика" показали другого Илью Ивановича Машкова. Я даже не подозревала, что он может быть таким. Или вот таким: Самые удивительные работы Ильи Ивановича Машкова показали в финальной части выставки - это его поздние натюрморты. Удивительные, живоподобные. сочные, составленные с большим вкусом букеты написаны в конце 30-х - начале 40-х годов.
“Клубника и белый кувшин” 1943 года находитс

Когда мы слышим имя авангардиста Ильи Ивановича Машкова, на ум сразу приходят его натюрморты с огромными тыквами, невообразимо-авангардные портреты, непонятные, вопящие всеми цветами обнажённые натурщицы. Как, например, эта "Натурщица на красном фоне" 1910-х годов из Хабаровского музея.

Признаем мы руку Машкова и в декоративных натюрмортах без перспективных линий,

-2

с россыпью ягод и фруктов, похожими на завлекательную вывеску торговца снездью.

-3

Да, всё это было у художника в 1910-х годах и даже позже, в бытность его участником художественного объединения "Бубновый валет".

На выставке "Авангард. Китч. Классика" показали другого Илью Ивановича Машкова. Я даже не подозревала, что он может быть таким.

-4

Или вот таким:

"Девушка на табачной плантации" 1930-е. Волгоградский музей изобразительных искусств.
"Девушка на табачной плантации" 1930-е. Волгоградский музей изобразительных искусств.

Самые удивительные работы Ильи Ивановича Машкова показали в финальной части выставки - это его поздние натюрморты.

-6

Удивительные, живоподобные. сочные, составленные с большим вкусом букеты написаны в конце 30-х - начале 40-х годов.
“Клубника и белый кувшин” 1943 года находится в собрании Третьяковской галереи.

-7
-8

"Пёстрый букет на тёмном фоне" 1936 года хранится в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И.Машкова

"Пёстрый букет на тёмном фоне"  1936
"Пёстрый букет на тёмном фоне" 1936

“Букет в стеклянном сосуде. Розовые розы, пионы, георгины и гладиолусы”. 1939 года приехал из Таганрога.

“Букет в стеклянном сосуде. Розовые розы, пионы, георгины и гладиолусы”. 1939 год, Таганрогский художественный музей.
“Букет в стеклянном сосуде. Розовые розы, пионы, георгины и гладиолусы”. 1939 год, Таганрогский художественный музей.

Несколько сдержанная постановка с персиками и вином отсылает нас к старым мастерам и их темным живописным колёрам. На снимке - "Графин и персики" 1930-х годов из Абрамцево.

"Графин и персики". 1930-е Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево".
"Графин и персики". 1930-е Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево".

Обычные огородные патиссоны и тыквы в сочетании с изумрудными керамическими кувшинами рукой Машкова превращаются в благородные и изысканные дары природы. "Натюрморт с зелёным кувшином и разрезанной тыковой" 1939 года из коллекции ГТГ.

"Натюрморт с зелёным кувшином и разрезанной тыковой" 1939. Третьяковская галерея
"Натюрморт с зелёным кувшином и разрезанной тыковой" 1939. Третьяковская галерея

Среди ягодных и цветочных натюрмортов я выделила один ранний с чертополохом ("Розы и чертополох" 1909-1911 года из Вятского музея им. Васнецовых). Машков не был бы Машковым, если бы не составлял дикие сочетания натюрмортных постановок - в одной вазе у него соседствуют розы и чертополох. Причём, на картине сочетание не выглядит диком, мастер уравнивает садовый цветок и дикую колючку гармонией цвета.

Розы и чертополох. 1909-1911. Вятский художественный музей.
Розы и чертополох. 1909-1911. Вятский художественный музей.

В заключении приведу цитату куратора выставки К.Светлякова, взятой из выставочного каталога Государственной Третьяковской галереи.

"...Машков получил признание еще до Октябрьской революции.
... Машков и Кончаловский к середине десятилетия отказались от нарочитых провокаций и как будто бы хотели выглядеть солидными мастерами, а в 1917 году покинули «Бубновый валет» и вступили в объединение «Мир искусства» к неудовольствию их ближайших соратников — Аристарха Лентулова и Александра Куприна.
Что это: усталость от эпатажа или обуржуазивание? Здесь стоит отметить, что в своей ранней карьере Машков всеми способами «выламывался» из рамок приемлемых карьер того времени. Это — с одной стороны, а с другой — моло-дые русские художники находились под впечатлением от успехов Матисса и Пикассо и понимали, что в современной ситуации побеждает тот, кто не следует привычным правилам. Уже к концу 1900-х модная буржуазная публика искала острых ощущений, и наивно полагать, что эпатаж был исключительной прерогативой художников. Иные покупатели или заказчики в эпоху модерна пытались удивить своим выбором. Споры о вкусах и конфликты художественных интересов были маркером распада сословного общества. В 1920-е вкусы определялись уже не сословной принадлежностью, а политической позицией".

Более глубокий анализ картин Ильи Машкова я написала на своём сайте. Фото-материал, за исключением пары картинок, старалась не дублировать, не говоря уже о тексте.

О творчестве Ильи Машкова - портреты, пейзажи, натюрморты.

И.И.Машков - художник эпохи авангарда