Летнее царскосельское утро не предвещало беды. Цесаревич Алексей, наследник престола, упал на прогулке. Казалось бы пустяк для мальчика. Ну, подумаешь, какой-то синяк на бедре.
Но наутро его нога распухла вдвое, он стонал от боли и несколько раз потерял сознание. Врач императрицы в отчаянии: кровь не сворачивается, ничего из известных ему лекарств не помогает, лед бесполезен. Родители стали готовиться к худшему.
И тут появляется он. Распутин.
Входит, молча кладёт руки на голову мальчику, шепчет молитву, просит ребенка не трогать и убрать лекарства. Достает несколько пахучих снадобий со странным, но вместе с тем знакомым лесным ароматом.
Через несколько часов температура падает, Алексей засыпает. К утру отёк спадает.
Лекарь или шарлатан? Что на самом деле делал Григорий Распутин с организмом наследника, и почему врачи не могли вылечить цесаревича, а он - мог?
Современная медицина знает ответ. Давайте разбираться.
Гемофилия: коварный диагноз, которого не существовало
Алексей Романов страдал от гемофилии A - наследственного дефицита фактора VIII, который отвечает за свёртываемость крови.
Простая царапина у такого пациента превращается в кровавую катастрофу. Ушиб в отёк размером с кулак. Но наука того времени не знала про эту болезнь. Бельгийские врачи упоминали такие случаи, как они это описали - «склонность к кровотечению». Но с чем она связана и как ее лечить - понятия не имели.
Только в 1944 году лондонские исследователи Ахилак и Фаррер разобрались в причинах. Выделили фактор VIII, дефицит которого лежит в основе гемофилии A. И это открыло путь к разработке специфических терапий.
Диагноз "гемофилия" Алексею поставили уже после смерти. Врачи в то время не лечили саму гемофилию. Они опирались на симптомы: кровотечения, синяки, боли. И лечили их так, как лечат эти недуги у других больных. Понимания было ноль, а ситуация усугублялась.
Вот что предлагали царские медики для лечения Алексея:
Аспирин и йод. Аспирин делал только хуже, ведь они усиливает кровотечения. Йод? Ну, красиво жжёт. Полезного — ноль.
Пиявки и кровопускание. Считалось, что удаление «загустевшей» крови улучшает её качество. На деле получалось еще хуже - пиявки усугубляли дефицит факторов свертывания и усиливали анемию у и без того слабеющего ребенка.
Повязки, лёд и прижигание. Ограничено работает, если у ребёнка разбито колено. Но в этом случае, особенно если речь о внутренних ушибах, имеет нулевой эффект.
«Лечебное голодание». Вы удивитесь, но Алексею это прописывали! В то время считалось, что подобные пациентом надо избегать мяса, а также свежих овощей и фруктов (якобы они «разжижают» кровь).
К чему приводила эта мера? Правильно - и без того ослабленный организм страдал от нехватки витаминов. Регенерация тканей замедлялась.
Минеральные и тонизирующие смеси. Железо, квасцы, сульфат магния (“английская соль”), сульфаниламиды и настойки горечавки. Прописывали их, как общеукрепляющие.
Все это неплохо, но в случае с цесаревичем было абсолютно бессмысленно.
Получается, что большинство лекарств того времени или не работало или, что хуже - усугубляло самочувствие Алексея.
Если не могла справиться наука начала XX века, что же мог сделать необразованный крестьянин?
Парадокс, но Распутин мог многое.
Секретные методы Распутина: кора дуба и психология
Распутин использовал вещи, которые на фоне беспомощной медицины того времени казались колдовством и ерундистикой. Врачи крутили пальцем у виска.
Но сегодня мы знаем: это был очень умный набор психологических и растительных приёмов.
Кора дуба - все по науке (но XXI века)
Он варил кору дуба, делал из неё компрессы. Почему это работает?
Кора дуба богата танинами. Эти вещества напрямую помогают в случаях, как у Алексея. Танины образуют плёнку на коже и укрепляют капилляры - идеальное средство!
Кора дуба действительно снижает проницаемость сосудов, останавливает мелкие кровотечения.
Кроме того, танины выступают, как противовоспалительное и антисептик. Они подавляют рост патогенов.
Фитосборы от Бадмаева
При дворе Распутин познакомился с доктором Петром Бадмаевым, который был адептом тибетской медицины. Петр - персонаж любопытный, а его тандем с Распутиным - очень странный. Поэтому расскажу о нем немного подробнее.
По национальности бурят. По образованию не медик, а востоковед - курсы медицины посещал вольным слушателем. Но активно изучал на практике тибетскую медицину, ездил в экспедиции.
Ярый фанат Петра I. Долго убеждал российских императоров включить в состав России Тибет, Монголию и Китай.
Как они сошлись с Распутиным? Распутину нужны были новые лекарства на основе трав - такому он доверял (не корой дуба единой, как говорится). А Петру Бадмаеву нужен был свой человек при императорской семье, для продвижения его коммерческих интересов. На этой почве они и сошлись.
Отношения с Распутиным у него были деловыми, друг друга они недолюбливали. Бадмаев считал Распутина шарлатаном, ну а Распутин обзывал его за спиной "хитрым китайцем".
И, вместе с тем, они активно сотрудничали. Пётр Бадмаев поставлял Распутину сборы трав, богатые:
- Рутином (укрепляет сосуды),
- Витамином K (необходим для свёртывания крови),
- Витамином C (способствует восстановлению сосудистой стенки).
Сочетание этих веществ логично и научно обосновано. Но обосновано с точки зрения современной науки. А вот 120 лет назад никто и близко не понимал, как это может помочь. Чисто на практическом опыте убедились и использовали.
Гипноз, молитва, тишина
Методы психологического воздействия никто не отменял. Для впечатлительных больных (к которым, как правило, дети и относятся) это может работать очень хорошо.
Во время приступов он запрещал трогать ребёнка, убирал врачей и лекарства. Оставался один, молился и шептал. Сегодня это называют лёгким гипнозом.
Гипноз плохо работает на взрослых. Но и то, способен резко улучшить самочувствие некоторых гипнабельных больных. А вот у детей гипноз может работать особенно сильно: расслабляет, снимает спазм, сужает сосуды. И кровотечение действительно замедляется.
Плацебо-эффект может запускать настоящие изменения в организме.
Как это работает физиологически?
Рядом с Распутиным Алексей успокаивался. Мать тоже. Уровень стресса снижался, выделение кортизола падало.
Это важно: при стрессе сосуды расширяются, кровотечения усиливаются. А тут — успокоение, тишина, уверенность.
Ну и Распутин убрал все лишнее. Распутин настоял на исключении аспирина для Алексея, который является антикоагулянтом и усугубляло кровотечения при гемофилии.
Конечно, как мы видим, Распутин не лечил болезнь (в то время это было в принципе невозможно. Заместительные терапии, как лечение гемофилии, появились лишь полвека спустя). Распутин просто облегчал страдание и улучшал состояние. Но для наследника это было спасением.