Найти в Дзене
Жизнь в движении

Традиции, которые удивляют: Чукчи рассказали, зачем они предлагали жен своим гостям и почему нельзя было отказываться

Оглавление

Вы знаете, как у чукч проверяли, кто тебе настоящий друг? Нет, не водкой и даже не тем, сумеет ли он разделить с тобой оленину в тундре.

Тут всё было куда серьёзнее. Настоящего гостя могли проверить… через его ночь с хозяйской женой.

Такой рассказ я впервые услышал лет десять назад от бывалых водителей на Чукотке. Дело было в советское время, когда в арктические посёлки гнали «Уралы» и КамАЗы по тундре.

Весной, во время большой воды, несколько машин ухнули в разлившуюся реку — по фары в ледяной воде. На помощь пришли местные оленеводы: трактор вытянул грузовики, гости согрелись в яранге, выпили чаю.

И тут хозяин стойбища завёл в ярангу свою супругу. С намёком настолько прозрачным, что даже без переводчика ясно — вот тебе моя жена, располагайся.

-2

Москвичи и вологжане растерялись: «Мы такого застолья не потянем, братцы». Вышли под благовидным предлогом «осмотреть технику». Потом рассказывали, что хозяин знатно обиделся: отказ понял не просто как «не хочу», а как оскорбление всему стойбищу. С тех пор грузовики туда старались не заезжать.

И вот тогда я впервые услышал это странное слово — «нгэвтумгын». В переводе примерно «дружба по жене». А если копнуть глубже, выясняется: обычай этот вовсе не про «северных свингеров», а про выживание народа в самом суровом краю земли.

-3

Дружба, закреплённая женщиной

Понятие «дружбы по жене» впервые зафиксировал в XVIII веке врач и натуралист Карл Мерк, участник северо-восточной экспедиции. Он описал, как мужчины у чукч обменивались жёнами не от скуки и не ради развлечения, а ради закрепления важного союза.

На Чукотке ведь всё на грани: морозы, голод, войны между соседями. Любой союзник ценен. А если ты стал «товарищем по жене» — у тебя за спиной надёжный брат навек. Если беда, он обязан бросить оленей и бежать выручать, хоть через полтундры.

-4

Продумано было всё. Обмен не заключали между близкими родственниками. Не позволялось и внутри одного стойбища. Иначе риск кровосмешения оставался слишком высок. Жена гостила у «товарища по жене» месяцами, а рождённые дети признавались родными — хотя имущество отцов не делили.

Почему жены становились «социальным капиталом»

Этнограф Владимир Богораз в начале XX века писал, что для чукчей не существовало европейского понятия «ревность». Ревность тут — признак эгоизма. Муж, который прячет свою женщину ото всех, считался жадной собакой. Гораздо правильнее — разделить.

-5

Причины были прагматичные:

  • Женщин всегда не хватало. Мужчины умирали чаще: на морском промысле, на войнах, в тундре от мороза. Совсем без мужа женщина не оставалась — вдове находили братa погибшего.
  • Население маленькое. В стойбище легко могли быть все родственники между собой. Новая кровь — жизненная необходимость.
  • Важно сохранение рода. Если твоё стойбище вырезали враги (а это бывало нередко), твоя жена и дети уже могли быть в другом стойбище — и там род твой продолжался.

Выходит, что «предложение жены гостю» — это способ расширить родственные связи и повысить шансы клана на выживание.

-6

Легенды и духи

Есть у эскимосов, родственных чукчам, древняя легенда. В загробном мире душу встречает бессмертная старуха. У того, кто приходит без детей, она не пускает его к предкам. Считает бесплодного жизнь прожившим зря. Такого топят в озере без дна.

Это только миф, но он отражает реальность: на севере ценился именно тот, кто оставлял потомков. Женщина с детьми — уважаемая. Мужчина без детей — ущербный.

Поэтому даже бесплодный муж скорее предложит супругу гостю, чем смирится с пустым очагом.

-7

Параллели у других народов

Чукчи тут не одиноки. Коряки Камчатки знали такой же договор. Эскимосы и инуиты.

Австралийские аборигены арунта поощряли «смешивание крови» через гостей. В Тибете существовала полиандрия: у женщины несколько мужей, и это считалось правильным способом выживания в горах.

-8

Все эти практики, какими бы странными они не казались нам, имели общий мотив — не дать крови замкнуться в болоте близкородственных браков.

Жена — как плата

Да, бывали случаи совсем утилитарные. Этнограф Арутюнов писал, что жена могла стать и залогом в долге. Должен соседу оленей? Можешь «отдать» супругу на пару месяцев. Чукчи так даже за снегоходы расплачивались уже в XX веке.

-9

Казалось бы, унижение. А для чукчей — практичный бартер. Женщина тоже не была сторонней жертвой: часто именно она выбирала «запасного мужа».

-10

В советское и нынешнее время

Чукчи — воинственный народ, единственный не завоеванный в России. Они били коряков, эскимосов, даже через Берингов пролив на Аляску ходили в набеги, захватывая пленниц.

Эти "иностранки" тоже шли в "оборот" — для разнообразия генов. Русские с XVII века пытались их покорить, но чукчи отбивались, даже наших казаков громили.

В СССР партия боролась с "пережитками", пыталась всё это «вымыть», приписывала чукчам колхозы, интернаты. Анкедоты про чукч в советское время ходили обидные. Чтобы задавить традиции.

Но традиции уцелели в отдаленных районах и в глубине тундры традиция держалась ещё до 1980х.

-11

Почему нельзя было отказываться

Вот в этом, пожалуй, главный смысл. Когда хозяин яранги предлагал гостю свою жену, он делал жест максимального доверия.

Он пускал тебя в самое святое — в свой род. Отказаться — всё равно что плюнуть в лицо.

Для него это был сигнал: «ты не друг и не брат, ты чужак».

А в Арктике чужаку могут не помочь завтра, когда вдруг задует пурга и нужна помощь.

Для нас это культурный шок, а для чукчей это было выживанием, воспитанием дружбы, передачей памяти и сохранением жизни на краю света.

Можно сколько угодно улыбаться, представляя себе «северных раздольных свингеров». Но на самом деле перед нами мудрая и суровая этнография выживания.

-12

Народ на краю света придумал не традицию удовольствия, а систему защиты рода.

Что думаете на этот счёт? Пишите в комментариях, интересно ваше мнение.

И заглядывайте ко мне в телеграм - канал "d1als_traveler", там рассказываю о том, что не публикуется на Дзене.