Найти в Дзене
Исследую бизнес

Зачем вам нужен бизнес-тренер, за что платить?

Выручка, прибыльность не взлетает только потому, что тренер провел тренинг. Она взлетает, когда меняется система: процессы, мотивация, качество лидов, контроль. Тренер отвечает за свою часть работы. Руководитель/собственник — за всё остальное. Давайте честно разберемся, какой именно функционал и результат вы можете ждать от хорошего бизнес-тренера, а что является зоной вашей ответственности. Это сэкономит вам деньги, нервы и поможет найти настоящего партнёра. Что делает тренер: Что вы получаете: Вы не покупаете «кота в мешке» — общий тренинг с рынка. Вы получаете индивидуальную программу, заточенную под вашу конкретную проблему. Тренер выступает здесь как бизнес-консультант. Игнорировать этот шаг, поторапливая «нам надо побыстрее, у вас же есть свои разработанные тренинги» - это «слить» бюджет, разочароваться в обучении и вернуться на исходную точку. Ваша зона ответственности: Быть максимально откровенным и предоставить тренеру доступ к данным и сотрудникам. Что делает тренер: Что вы п
Оглавление

Выручка, прибыльность не взлетает только потому, что тренер провел тренинг. Она взлетает, когда меняется система: процессы, мотивация, качество лидов, контроль. Тренер отвечает за свою часть работы. Руководитель/собственник — за всё остальное.

Давайте честно разберемся, какой именно функционал и результат вы можете ждать от хорошего бизнес-тренера, а что является зоной вашей ответственности. Это сэкономит вам деньги, нервы и поможет найти настоящего партнёра.

Шаг 1: АНАЛИЗ И РАЗБОР «ЗОН РОСТА» БИЗНЕСА

Что делает тренер:

  • Проводит Аудит до заключения договора. Он не спрашивает «какой тренинг вам нужен?». Он задаёт вопросы: «С какой бизнес-проблемой вы столкнулись? Где тормозят продажи/падает качество/возникают конфликты?».
  • Изучает ваши процессы, KPI, мануалы, регламенты, чек-листы и проводит встречи с ключевыми сотрудниками.
  • Переводит вашу бизнес-задачу («повысить средний чек») в учебные цели («обучить техникам кросс-продаж и upsell»).

Что вы получаете: Вы не покупаете «кота в мешке» — общий тренинг с рынка. Вы получаете индивидуальную программу, заточенную под вашу конкретную проблему. Тренер выступает здесь как бизнес-консультант. Игнорировать этот шаг, поторапливая «нам надо побыстрее, у вас же есть свои разработанные тренинги» - это «слить» бюджет, разочароваться в обучении и вернуться на исходную точку.

Ваша зона ответственности: Быть максимально откровенным и предоставить тренеру доступ к данным и сотрудникам.

Шаг 2: СОЗДАТЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ, А НЕ ТЕОРЕТИК

Что делает тренер:

  • Разрабатывает не лекцию, а практические приёмы, обсуждения, скрипты, чек-листы и алгоритмы. Тренер создает вовлекающий контент, который работает на вашу цель.
  • Отрабатывает эти инструменты с сотрудниками. Его задача — сформировать новый навык, чтобы в нужный момент сотрудник действовал на автомате по новой схеме, а не по старой привычке.
  • Даёт не «чтение лекции», а инструменты для решения конкретных рабочих задач.

Что вы получаете: Сотрудников, вооруженных новыми методами работы. Вы платите за внедрение в их головы новых рабочих алгоритмов.

Ваша зона ответственности:

1. Требовать от тренера показать эти инструменты ДО тренинга. Спросить: «В чем конкретно будет заключаться практическая часть? Какие готовые скрипты/карты/шаблоны получат мои люди?».

2. Быть готовым поддерживать новые знания и навыки в рабочей среде. Если задача тренера после обучения сопровождать внедрение, то эта задача выполняется совместно (эх, сколько потрясающих нововведений осталась только на тренинге, когда руководство посчитало, что внедрение произойдёт само)

Шаг 3: ПОСТАВЩИК ИЗМЕРИМЫХ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Что делает тренер:

  • В конце обучения он предоставляет вам отчёт не об эмоциях («им понравилось»), а о приросте знаний/навыков.
  • Показывает вам: «До тренинга 20% ваших менеджеров умели отрабатывать возражение Х, после — 80%. Вот результаты тестов/ практических работ/целей по проекту».

Что вы получаете: Гарантию того, что навык был передан. Вы платите за конкретный и измеримый результат на уровне умений сотрудников. Это максимум объективной ответственности, которую может на себя взять тренер.

Ваша зона ответственность: Принять этот отчет и понять, что на этом этап «поставки навыка» завершен. Дальше начинается работа вашей команды.

Шаг 4: ИНТЕГРАТОР (ВАШ ПОМОЩНИК ВО ВНЕДРЕНИИ)

Хороший тренер понимает, что его работа на этом не заканчивается.

Что делает тренер:

  • Готовит вас к внедрению: Проводит «План внедрения»/Action Plan/ Бриф для ваших линейных руководителей. Объясняет им, как именно им поддерживать новые навыки команды, как давать обратную связь, как не задушить инициативу на корню.
  • Предоставляет материалы для пост-поддержки: «Подсказки» для сотрудников, чек-листы для контроля, форматы для совещаний.
  • Настраивает систему проверки: Может предложить формат отчётов/аудитов, которые помогут вам отслеживать применение навыков.

Что вы получаете: Не просто ещё одно обучение, а начало процесса изменений. Тренер задаёт «Старт», рисует вам «Дорожную карту».

Ваша основная зона ответственности:

  • Заняться этой самой сборкой. Внедрить алгоритмы/чек-листы в ежедневную практику, регулярную оценку знаний/навыков.
  • Внести изменения в KPI и систему мотивации. Идеально это сделать до обучения и внедрения в работу
  • Лично демонстрировать новые навыки и требовать того же от своих сотрудников.

Важный комментарий: Тренер не может делать это за вас. Он может только помочь. Если вы не готовы менять систему управления, покупать «интеграцию» бессмысленно.

Честный итог: За что вы платите тренеру?

Вы платите за три четких результата:

  1. Диагностика вашей бизнес-проблемы и перевод её в учебные задачи.
  2. Гарантированная передача конкретных навыков и инструментов вашей команде (с измеримым отчетом).
  3. Обеспечение вас инструкцией и материалами для внедрения этих навыков в работу.

Вы не платите ему за:

  • Рост вашей выручки. Это ваша зона ответственности, которую вы делите с вашими менеджерами.
  • Изменение поведения сотрудников на постоянной основе. Это вы делаете через систему управления.
  • Решение всех бизнес-проблем. Тренер решает проблему дефицита навыков. Остальные проблемы (плохой продукт, слабый маркетинг) — это не к нему.

Как выбрать партнера?
Спросите у потенциального тренера: «Опишите, как будет выглядеть наше сотрудничество на каждом из этих четырех этапов?» Хороший специалист с энтузиазмом расскажет про диагностику, инструменты и работу с руководителями. Плохой — начнет рассказывать про свой крутой тренинг и как всем на нём будет весело.

Нанимайте не артиста, а архитектора изменений.