Найти в Дзене
Виктор Киселёв

Таганрог

В 1970 году у меня была командировка в Таганрог. Меня пригласили в один из отделов предприятия для консультаций по вопросам оформления заявок на изобретения. Изобретения касались разработок достаточно сложных радиотехнических систем. Было лето, погода стояла хорошая и я с удовольствием согласился побывать на берегу Азовского моря. Долетел до Ростова-на-Дону, далее поездом. От вокзала следовало ехать на трамвае и сойти, не доезжая двух остановок до конца. Затем пройти немного вперед и повернуть направо, где я увижу кирпичное здание. Это то, что мне нужно. Так мне объяснили. Адресов режимных предприятий (“почтовых ящиков”) не давали. Мне не раз доводилось находить нужный объект по приметам. В данном случае надо было не проехать нужную мне остановку и я обратился к одному из пассажиров. Он спросил, что мне конкретно там надо, я несколько замялся, так как знал только номер п/я, который первому встречному я назвать не мог. Сообщил лишь известные мне приметы. Он, к счастью, оказался местным

В 1970 году у меня была командировка в Таганрог. Меня пригласили в один из отделов предприятия для консультаций по вопросам оформления заявок на изобретения. Изобретения касались разработок достаточно сложных радиотехнических систем. Было лето, погода стояла хорошая и я с удовольствием согласился побывать на берегу Азовского моря. Долетел до Ростова-на-Дону, далее поездом. От вокзала следовало ехать на трамвае и сойти, не доезжая двух остановок до конца. Затем пройти немного вперед и повернуть направо, где я увижу кирпичное здание. Это то, что мне нужно. Так мне объяснили. Адресов режимных предприятий (“почтовых ящиков”) не давали. Мне не раз доводилось находить нужный объект по приметам. В данном случае надо было не проехать нужную мне остановку и я обратился к одному из пассажиров. Он спросил, что мне конкретно там надо, я несколько замялся, так как знал только номер п/я, который первому встречному я назвать не мог. Сообщил лишь известные мне приметы. Он, к счастью, оказался местным и радостно сказал, что мне нужен радиоинститут и сходить через одну остановку. Так я и требование режима не нарушил, и нужный мне НИИ нашел. Сейчас это Таганрогский НИИ связи, в интернете о нем есть почти всё и даже фото. Правда, мне кажется, что в те годы здание было несколько иным. И уж конечно, без названия организации.

Таганрогский НИИ связи
Таганрогский НИИ связи

Мне быстро оформили пропуск и проводили в нужный мне отдел, где познакомили с начальником отдела. С гостиницей проблем не было – меня поселили в общежитии, расположенном в многоквартирном доме. В конце рабочего дня начальник отдела предложил съездить искупаться. У него был новенький “Москвич 412”. Я, естественно, согласился. Ехали вдоль моря в сторону Жданова (нынче – Мариуполь). Отъехали километров на 60 – объяснили, что там вода чище.

На другой день мы занимались делом, ради которого я приехал. Коллектив отдела был молодой, сотрудники меня познакомили со своими работами. Рассказал им, как лучше оформлять заявки на изобретения. Выбрал материал, который по моему мнению можно было запатентовать, составил формулы изобретений. Все, как мне кажется, остались друг другом довольны.

Один из сотрудников (Иван Межаков) предложил мне морскую прогулку. Он возглавлял парусную федерацию Таганрога. Предложил катер или яхту. Я выбрал яхту. Был как раз канун выходного дня. Собралось 6 человек. Утром загрузились и тронулись под парусом в путь по Таганрогскому заливу. Ветерок был попутный, и мы быстро мчались к намеченной цели.

На яхте
На яхте

А целью было устье Дона, где на правом берегу была отличная поляна, окруженная лесом. Очень подходящее место для пикника. Яхту поставили на якорь вблизи фарватера, так как к берегу она подойти не могла из-за большого киля (яхта все-таки мореходная, крейсерская). А сами на шлюпке переправились на берег.

В устье Дона
В устье Дона

Расположились, приготовили обед, запили разведенным спиртом. Какие же радисты без спирта; для промывки узлов радиоаппаратуры его много требуется. По реке в сторону моря плыла рыболовецкая шхуна. Остановилась напротив нашей стоянки, рыбаки позвали кого-нибудь на борт. Оказывается они, увидев нас, решили угостить раками. Отсыпали с полведра и поплыли дальше. На другой день утром, когда шхуна возвращалась домой, мы решили отблагодарить их за раков и переправили бутылку спирта. Они не отказались от ответного подарка. Ночевали на берегу, погода была хорошая. Только капитан Ваня остался на яхте, все-таки она на фарватере стояла.

Утром мы привели себя в порядок, позавтракали и двинулись в обратный путь. Движение было не таким быстрым, как накануне. Теперь ветер был встречным. Двигались галсами. Наш капитан продемонстрировал, что он настоящий морской волк. На берегу мы распрощались и разъехались по домам.

Еще в Ростове у меня была задумка – побывать в Ейске, где покоится мой дядя – морской лётчик, служивший инструктором в Ейском военном авиационном училище имени Сталина. Он погиб 23 августа 1944 года в авиационной катастрофе.

Он был и остался для меня - САША
Он был и остался для меня - САША

От Таганрога до Ейска морем около 70 км и я надеялся доплыть на каком-нибудь попутном судне. Но не получилось. Тогда я, вернувшись в Ростов, на местных поездах с пересадкой все-таки добрался до Ейска. С помощью местных жителей нашел старое кладбище летчиков. Оно сохранилось в хорошем состоянии, но на могилах пропали со временем надписи. Там мне встретилась старушка, которое показала место захоронения летом 1944 года.

Саша – кумир моего детства где-то здесь
Саша – кумир моего детства где-то здесь

Помянув Сашу и попрощавшись с ним, пошел на вокзал, купил билет на проходящий скорый поезд до Ростова. До его прихода было несколько часов и я успел сходить на море искупаться. Билет на самолет до Москвы у меня уже был.