27 августа 1871 года в многодетной семье эмигрантов из Германии родился американский писатель, автор знаменитых произведений «Американская трагедия», «Финансист», «Гений» Теодор Драйзер. Он был двенадцатым из тринадцати детей в семье и десятым из десяти выживших. Семья жила в крайне бедных условиях, поэтому ему рано пришлось начать трудовую деятельность. Он работал продавцом газет, мойщиком посуды, наёмным работником на ферме. Этот жизненный опыт в дальнейшем лёг в ряд произведений писателя.
Через два года после окончания школы Теодор поступил в Индианский университет, однако через год из-за отсутствия средств на оплату учёбу пришлось бросить. Тогда Драйзер занялся писательством. Начал он с журналисткой деятельности в газетах Чикаго, Нью-Йорка, Питтсбурга, Сент-Луиса. Путешествуя по городам Соединённых Штатов, он написал позже в автобиографической книге:
«Я не мог не заметить, что, вопреки нашей хвастливой демократии и равенству возможностей, здесь была такая же нищета и убожество, такие же шансы на равные возможности, как и во всём мире».
Работая журналистом, он делал репортажи и интервью с известными и достойными людьми, его собеседниками в разное время были изобретатель и предприниматель Томас Эдисон, сталепромышленник Эндрю Карнеги (не путать с однофамильцем оратором, педагогом и писателем Дейлом Карнеги), писатель Натаниэль Готорн и другие. В конечно итоге в работе репортёра Драйзер разочаровался, ему не нравилось, что журналистам приходилось писать заказные статьи и постоянно врать.
«Начав работать репортёром в Нью-Йорке, я проникся отвращением к уродливой жизни богатых, которой главным образом и интересовались газеты. Когда я пробовал заговорить о страданиях и притеснениях бедного люда, меня осмеяли. Я бросил журналистику и начал писать книги о социальной несправедливости».
С маленьких рассказов и началась карьера писателя. После написания нескольких рассказов, по уговорам друга Драйзер приступил к написанию своего первого романа «Сестра Керри», который был опубликован в 1900 году. Прообразом для романа послужила родная старшая сестра писателя, сбежавшая в Канаду с женатым мужчиной, укравшим у своего работодателя крупную сумму. Роман был встречен критиками крайне враждебно, его сочли циничным, безнравственным и крамольным, почти весь тираж остался лежать в издательстве. На критику Теодор Драйзер отреагировал так:
«Критики совершенно не поняли, что я пытался выразить. Эта книга взята из жизни. Она задумывалась не как образец литературного мастерства, а как картина существующих условий и была написана так просто и выразительно, как только мог позволить английский язык… Когда она попадёт к народу, он поймёт, что это рассказ о действительной жизни, об их жизни».
В 1904 году роман вышел в Англии, вызвал интерес у читателя и был переведён на все европейские языки. Благожелательное восприятие на родине роман получил только в 1907 году после второго издания.
Затем появился роман «Дженни Герхард». А после – «Трилогия желаний»: «Финансист», «Титан», «Стоик», также воспринятые американскими критиками как «чудовищное преувеличение» несмотря на то, что прототипом героя трилогии стал реальный человек, чикагский миллионер, сделавший своё состояние на общественном транспорте, человек, который не брезговал ни биржевыми спекуляциями, ни подкупом чиновников.
Осенью 1911 года Теодор Драйзер совершил свою первую поездку в Европу. Возвращаться в Америку в апреле 1912 года собирался на «Титанике», но друзья уговорили Драйзера выбрать корабль подешевле, чем спасли его от вероятной гибели.
В 1925 году выходит очередной роман Драйзера, вершина его творчества, «Американская трагедия», получивший всеобщее признание. В основу положен реальный случай молодого человека, стремящегося выбраться из низов в высший свет и совершающего ради этого преступление.
После выхода романа и перевода его на русский язык американского писателя приглашают в СССР. В 1927 году он приезжает в первую советскую республику, участвует в праздновании десятой годовщины Октябрьской революции на Красной площади, путешествует по Ленинграду, Киеву, Харькову, Баку, Тбилиси, встречается с поэтом Владимиром Маяковским, режиссёром и сценаристом Сергеем Эйзенштейном. По результатам поездки по Советскому союзу писатель публикует книгу «Драйзер смотрит на Россию», в которой пишет о разительном отличии советских людей от американцев:
«Американцы в массе своей народ весьма энергичный и предприимчивый, однако их способности в смысле мыслительного, философского склада весьма ограничены. Если представить наш духовный и интеллектуальный рост в виде подъёмника, предел которого, скажем, тридцать второй этаж, то американцев устроит десятый-одиннадцатый, где сосредоточена вся материально-техническая основа этого многоэтажного здания, а что там выше – никого, во всяком случае, большинство из них абсолютно не интересует. Да и зачем думать об этом, когда у твоих ног всё, что необходимо для жизни: всё нужное, всё материальное, всё внедряемое практически, всё новейшего образца, так здорово, там умно и умело сработанное, как ни в одной другой стране — вот что есть у нас, на наших нижних этажах.
Представим, что и в России существует точно такой же подъёмник; только большинство русских повлечёт выше десятого, потому что выше гораздо интересней, чем внизу. И пусть никто из них пока не догадывается, что там, наверху, пусть те этажи скрыты дымкой неизвестности, всё равно тысячи русских устремятся именно туда, потому что витать в облаках гораздо приятней, чем расхаживать по ярко освещённым залам материального бытия».
Сразу после обретения популярности романа «Американская трагедия» американская кинокомпания купила у Теодора Драйзера права на его экранизацию и в 1930 году заказала сценарий у Сергея Эйзенштейна. Однако впоследствии отказалась от этого сценария из-за активной антисоветской кампании против режиссёра, развёрнутой в Голливуде. К тому же сценарий посчитали депрессивным. Новый сценарий написал уже американский автор, и после выхода картины Драйзер раскритиковал его, так как, по его мнению, киностудия исказила смысл романа.
В 1930 году Теодор Драйзер был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но премия была присуждена другому американскому писателю.
С начала 30-х годов писатель начинает активно заниматься общественной деятельностью. Он выступает на митингах, защищая рабочий класс, освещает события, связанные с ущемлением прав шахтёров со стороны владельцев шахты, за что получает угрозы расправы и даже судебный иск с обещанием его отозвать, если он прекратит освещение. Однако писатель-общественник продолжает выступления в СМИ, сообщая факты о реальном положении дел.
В 1945 году, за несколько месяцев до своей смерти Теодор Драйзер вступил в Коммунистическую партию США.
Теодор Драйзер прожил плодотворную творческую жизнь. В своих произведениях он предлагал читателям реальную жизнь, а не вымышленную, как это делало большинство писателей того времени. Он брал сюжеты для романов прямо из жизни, скрупулёзно изучая реальные документы и тщательно правя свои тексты. А для того, чтобы ощутить атмосферу камеры смертников в «Американской трагедии», Драйзер добился разрешения побеседовать с одним из заключённых, который ожидал смертного приговора.
P.S. Пишите в комментариях, какие произведения американского писателя вы читали и какое впечатление они на вас произвели.
Александр Комар в Телеграмм.
Александр Комар в ВК.
Александр Комар в Дзен.