Найти в Дзене

Автомобили в России опять подорожают? Рассказываю, почему цены вырастуют в несколько раз до 2030 года

Каждый автолюбитель в 2025 году задается резонным вопросом: а почему так дорого нынче стоит купить автомобиль? И правда, если смотреть на цены в динамике то еще 5 лет назад она не была настолько пугающей. В среднем в 2019 году вы бы отдали за авто на первичном рынке чуть больше 1,5 млн рублей. Сегодня — почти 4 млн. Виноват курс валют? Но доллар сегодня остановился на отметке 2021 года. Параллельный импорт? Однако даже китайские автомобили, которые едут в РФ напрямую, стоят дороже 3 млн рублей. Может быть, навариваются дилеры? Ответ — нет, и сейчас мы расскажем, в чем реальная причина. Коротко о наценке автосалонов и дистрибьюторов: она редко превышает 10%. В периоды низкого спроса и вовсе может сокращаться до минимума, потому что никому не нужны простаивающие на стоянке автомобили, и их пытаются продать по минимальной цене (иногда даже себе в убыток). Нас интересуют другие статьи расходов. Давайте на них посмотрим: Впервые утильсбор появился в 2012 году, когда Россия вступила в В
Оглавление

Каждый автолюбитель в 2025 году задается резонным вопросом: а почему так дорого нынче стоит купить автомобиль? И правда, если смотреть на цены в динамике то еще 5 лет назад она не была настолько пугающей. В среднем в 2019 году вы бы отдали за авто на первичном рынке чуть больше 1,5 млн рублей. Сегодня — почти 4 млн.

Виноват курс валют? Но доллар сегодня остановился на отметке 2021 года. Параллельный импорт? Однако даже китайские автомобили, которые едут в РФ напрямую, стоят дороже 3 млн рублей. Может быть, навариваются дилеры? Ответ — нет, и сейчас мы расскажем, в чем реальная причина.

Из чего складывается цена автомобиля

Коротко о наценке автосалонов и дистрибьюторов: она редко превышает 10%. В периоды низкого спроса и вовсе может сокращаться до минимума, потому что никому не нужны простаивающие на стоянке автомобили, и их пытаются продать по минимальной цене (иногда даже себе в убыток).

Нас интересуют другие статьи расходов. Давайте на них посмотрим:

  • Логистика — около 14% стоимости.
  • Таможенные пошлины, налоги и сборы — более 35%.
  • Утилизационный сбор — та самая «бомба замедленного действия», которая может добавлять к цене автомобиля сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Давайте посмотрим подробнее, почему так происходит.
Наглядная схема от блогера Николая Мячина. 40% налогов отходит государству, и только 11% получает дилер и дистрибьютор
Наглядная схема от блогера Николая Мячина. 40% налогов отходит государству, и только 11% получает дилер и дистрибьютор

Утильсбор — главный драйвер роста

Впервые утильсбор появился в 2012 году, когда Россия вступила в Всемирную Торговую Организацию. Требования ВТО состояли в том, чтобы Россия к 2019 году снизила таможенные пошлины на иномарки до 15% и так обеспечила конкуренцию зарубежным производителям, сняв искусственное преимущество для российского автопрома.

Пошлины снизили, добавив новую статью налогов — утильсбор. Сначала его собирали только с иномарок, затем платить стали и локальные производители. Схема нехитрая: чем сильнее степень локализации — тем больше денег мог бы вернуть производитель.

Коэффициенты

Поначалу сумма утилизации кажется небольшой. Для новых легковых автомобилей она составляла всего 20 тысяч рублей. Для легкового авто это примерно 4-5 тысяч рублей, не так много, правда? Но этот коэффициент действует только в том случае, если вы лично поедете в другую страну и купите автомобиль там. При этом вместо таможенной пошлины в 15% для юридических лиц придется отдать все 48% для "физиков".

Для юрлица коэффициент на автомобиль с объемом двигателя до 2 литров составит уже 33,37. С 2 до 3 литров — 93,77. А для ДВС на 3-3,5 л. целых 107,67. То есть для седана типа Toyota Camry стоимость утильсбора составит около 667 тыс. рублей, а для среднего внедорожника — 2 млн 153 тыс рублей.

Для бюджетной машины с заводской ценой в 1 млн рублей это означает:

+350 тысяч налогов и пошлин
+667 тысяч утильсбора

Индексацию приняли в комитете Госдумы по промышленности и торговле по предложению главы "Автоваза"
Индексацию приняли в комитете Госдумы по промышленности и торговле по предложению главы "Автоваза"

На практике получилось так, что к 2025 году коэффициенты превысили полмиллиона рублей: коэффициенты

  • До 2019 году утильсбор оставался на уровне ниже 100 тыс.
  • К 2020-му коэффициенты разогнали сбор до 178 тыс.
  • В 2023-м он достиг 300 тыс.
  • В 2024-м — 550 тыс.
  • В 2025-м — уже 667 тыс. рублей.

И это не предел! Предполагается, что коэффициент продолжит расти каждый год на 10%, достигнув в 2029-м 1 млн рублей. Все дружно пересядем на российский автопром или как?