Избавленный чудесным образом из рабства, Божий народ был преисполнен хвалы Ему. Но вот перед ними пустыня. Сохранят ли они эту радость и верность Богу, когда столкнутся с испытаниями?
22. И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне И не находили воды. (Книга Исход 15:22)
И не находили воды – здесь впервые возникает тема лишений.
23. Пришли в Мерру— и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра. (Книга Исход 15:23)
Мерра - Марá – название значит «горькая».
«Следует заметить, что величайшие радости и надежды вскоре оборачиваются величайшими скорбями и страхами для тех, кто живет только чувствами, а не верою.» Мэтью Генри
25. [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. (Книга Исход 15:25)
«Слыша о древе Мерры, конечно, будешь разуметь крест. Слаще становится добродетельная жизнь, услаждаемая надеждою будущего». Григорий Нисский
Дерево служило прообразом креста Христова, делающего для всех верных сладкими горькие воды невзгод и наделяющего их способностью радоваться во время скорби. Иудейское предание гласит, что древесина этого дерева сама по себе была горькой, но тем не менее подсластила воды Мерры; горечь страданий и смерти Христа изменяет природу наших страданий и смерти.
26. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, твой целитель. (Книга Исход 15:26)
Затем Господь дал народу простой принцип, которого он должен был держаться: послушание несет благословение; непослушание - суд, наказание.
Господь, твой целитель – который «исцелил» воду, сделав ее пригодной для питья.
Божьи казни над Египтом были милостью для Израиля и открыли путь к его избавлению. Но эти суды служили и предостережением.
«Да не думает никто из израильтян, что, коли Бог так высоко почтил их свершенными для них великими делами и объявил их перед всем миром своими возлюбленными, Он будет потворствовать их грехам и позволит поступать, как им заблагорассудится. Нет, у Бога нет лицеприятия; непокорный израильтянин преуспеет не больше, чем непокорный египтянин.» Мэтью Генри
Я Господь... целитель твой. Господь исцеляет и от болезней физических, и от греха — первопричины всех страданий (см. Ис 53:5; Ис 61:1−2; Мф 8:17).
27. И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах. (Книга Исход 15:25-27)
«Когда мы обретаем особую милость от Господа, нам следует незамедлительно поблагодарить Его славословием, прежде чем время и лукавость собственного сердца не изгладят благоприятных впечатлений, произведенных милостью.» Мэтью Генри.
Один из комментаторов Торы говорит:
«Они не пытались посоветоваться с Моисеем относительно того, что делать, не просили его о помощи, вежливо обратившись: «Помолись от нашего имени, чтобы у нас была питьевая вода». Нет – они возроптали на него!
Евреи пожаловались не ему на проблему, а на него, [Моисея].
Непригодные для питья воды Мары отражали духовное состояние людей, которые были духовно опустошены.
КАК МОЖНО ЗАПОЛНИТЬ ПУСТОТУ ДУШИ? КАК УТОЛИТЬ ЕЕ ДУХОВНУЮ ЖАЖДУ?
Хотите – верьте, хотите – нет, но ответ предельно прост.
«И указал ему Бог дерево, и бросил его в воду, и стала вода сладкою».
Тора Святое Писание] называется Деревом Жизни.
«Возьми кусочек от нее, – говорит Всевышний, – всего лишь одну мысль и «брось его в воду».
Попробуй на вкус – остановись на нем и примени его к своей жизни, тогда «вода станет сладкой», то есть твоя душа насладится.»