«Да чтоб вам эта лапша поперек горла встала!» – именно такими словами закончилась вагонная драма, свидетелем которой я стал во время поездки в плацкартном вагоне. История, на первый взгляд простая, но по сути отражающая целый культурный пласт – отношение россиян к еде в дороге, к личному пространству и к пресловутым «дошикам».
Пишет Андрей.
«Как вы такую гадость едите?»
Жара стояла невыносимая. В вагоне душно, кондиционер работал еле-еле, а сквозняк через приоткрытые окна не спасал. В такие моменты раздражает буквально все – от скрипа полки до громкого смеха соседей. Но главным источником негатива в тот вечер стал не поезд и не жара, а миска лапши быстрого приготовления.
Напротив меня ехала бабушка – строгая, в ситцевом платочке. Над ней – паренек лет двадцати, в шортах и с наушниками. Он то слушал музыку, то дремал. В какой-то момент парень пошел к титану, вернулся с миской лапши и деловито уселся за столик.
Сначала он открыл крышку, достал приправы, высыпал, залил бульоном. Запах пошел привычный – смесь куриных кубиков, сушеных овощей и приторного ароматизатора. Перемешал и стал есть. Запах моментально распространился по всему вагону – будто разом включили вытяжку с фабрики полуфабрикатов.
Бабушка не выдержала.
– Фу, мерзость какая, – сказала она громко. – Как вы такую гадость едите? Нам всем этим дышать.
Парень смутился, пожал плечами.
– Ну… а что? Ехать долго. Есть-то надо, – пробормотал он.
Тут вмешался мужик с боковой полки – плотный, с газетой в руках.
– Чего пристала к парню? – буркнул он. – Долго ехать, где еще еду взять? Я сейчас тоже поем, – и, будто назло, пошел заваривать себе точно такую же лапшу.
Через несколько минут запахло еще сильнее. Кто-то хмыкал, кто-то делал вид, что не замечает, но бабушка разошлась всерьез. Она дернула за окно, стараясь впустить свежий воздух.
– Да чтоб вам эта лапша поперек горла встала! – сердито бросила она, обращаясь сразу к обоим едокам.
Я внутренне был на ее стороне. Действительно, в душном вагоне запах «Доширака» сродни сигаретному дыму или носкам после недельного похода. Лично я никогда не беру лапшу быстрого приготовления в дорогу – есть масса других вариантов: бутерброды с сыром и колбасой, фрукты, овощи, домашние блинчики, пицца, в конце концов. Все это можно упаковать без лишних запахов и не травмировать соседей.
Если честно, я даже туалетной водой в поезд не пользуюсь.
«Я работал на такой фабрике»
Пока я размышлял об этом, на одной из станций к нам подсел новый пассажир – молодой парень с рюкзаком. Он уселся рядом, достал бутылку воды и невольно услышал разговор, который не стихал: соседи обсуждали «Дошики», ругали запахи, шутили про студентов.
Парень вдруг вмешался:
– Я работал на фабрике, где делают эту лапшу, – сказал он. – Так что могу кое-что рассказать.
Все притихли.
– Смотрите, – продолжил он, – сама лапша делается из обычной пшеничной муки высшего сорта. Ее сначала замешивают, потом раскатывают, нарезают и обжаривают во фритюре. Вот тут-то и первый минус: масло. От него калорийность растет, и продукт получается жирным. Но на самом деле технология ничем не отличается от производства сухариков или чипсов.
Бабушка фыркнула.
– А приправы? Сплошная химия!
Парень пожал плечами.
– Приправы – это да, концентраты вкуса. Там есть глутамат натрия – усилитель, который все ругают. Хотя научных доказательств его реального вреда нет. В нормальных дозах он безопасен. Соль – вот чего там много. В одной порции может быть до половины дневной нормы. Так что, если есть постоянно – будут проблемы с давлением, сердцем, почками.
Мужик с боковой полки спросил:
– А кишечник от него не садится? Говорят, желудок разъедает.
– Это миф, – усмехнулся парень. – Ничего он не разъедает. Лапша усваивается, как обычные макароны. Но питательной ценности мало – белков и витаминов почти нет, сплошные быстрые углеводы. Вот поэтому и считают, что «Дошик» – еда бедных студентов. Наелся, вроде сыт, а пользы никакой.
Бабушка не сдавалась:
– Все равно гадость. Домашние котлетки куда лучше.
– Конечно, – согласился парень. – Но и сказать, что это яд, тоже неправильно. Для разового перекуса ничего страшного не будет. Вот если питаться только лапшой месяцами – здоровье точно пострадает.
Мы слушали его как лекцию. И стало ясно: дело не в том, что «Дошик» смертельно вреден. Он просто дешевый, сытный, но неполезный продукт. Как сладкая газировка или чипсы – можно иногда, но лучше не злоупотреблять.
Разговор постепенно стих. Бабушка осталась при своем мнении, но спорить больше не стала. Парень наверху уснут, запах проветрился, а мужик с боковой нашел в парне нового собеседника и все расспрашивал его про фабрику.
Вывод для себя я сделал простой: проблема не в «Дошике», а в культуре еды в поездах и нормальной вентиляции. Кто-то достает яйца или режет колбасу, которая также воняет на весь вагон. Не в еде дело.