Появление проработанной мифологии стало большим изменением для "Пиратов Карибского моря" и поначалу спасло франшизу от самоповторов. Однако именно это в итоге её и погубило.
Приключенческая сага, насчитывающая пять фильмов и ещё один в разработке, оказалась невероятно успешной - и у зрителей, и у критиков. Без сомнения, это одна из самых любимых и кассовых франшиз в индустрии: в мировом прокате "Пираты Карибского моря" собрали 4,5 миллиарда долларов.
После успеха "Проклятия Чёрной жемчужины" в 2006 году вышел сиквел "Сундук мертвеца", который также стал хитом. Так "Пираты Карибского моря" превратились в огромную франшизу, оставившую заметный след в кино. Но этого могло и не быть, ведь своим успехом серия обязана именно новому подходу, который создатели выбрали для продолжения. Постоянно расширяющаяся мифология и новые сокровища создали цельную и яркую вселенную, но вскоре эта идея себя изжила и, пожалуй, испортила поздние части серии.
"Сундук мертвеца" привнёс в мир "Пиратов" много интересных деталей
Спустя год после событий первой части капитан Джек Воробей оказывается в долгу у Дэйви Джонса, а Уилл Тёрнер и Элизабет Суонн пытаются выторговать себе свободу у Ост-Индской торговой компании в обмен на компас Воробья. Появление Дэйви Джонса вывело франшизу на новый уровень, расширив пиратскую вселенную и добавив в её мифологию Кракена и зловещую чёрную метку.
Более того, в "Сундуке мертвеца" появилась Тиа Дальма - ключевой персонаж третьего фильма. Поскольку каждый герой преследовал свои цели, картина показала новую, интересную динамику в их отношениях и одновременно углубила мифологию. В отличие от "Проклятия Чёрной жемчужины", которое было сосредоточено на одном проклятии, "Сундук мертвеца" открыл перед зрителем целый мир, полный возможностей, и не дал сиквелу стать простым повторением. Однако именно тёплый приём фильма положил начало усложнению мифологии, что в итоге и навредило серии.
"На краю света" зашёл со своей мифологией слишком далеко
В 2007 году вышел третий фильм серии, "На краю света". Заработав 961 миллион долларов при бюджете в 300 миллионов, он тоже стал хитом и окончательно закрепил за "Пиратами Карибского моря" статус франшизы-тяжеловеса. Сюжет продолжает предыдущую часть: Джека Воробья спасают из мира мёртвых, чтобы он помог собрать пиратских баронов. Им предстоит объединиться для решающей войны с лордом Беккетом из Ост-Индской торговой компании, который теперь управляет Дэйви Джонсом - главной угрозой для всех мореплавателей.
Хотя сама война стала долгожданным финалом трилогии Гора Вербински, из-за обилия новых мифологических деталей появилось ощущение, что создатели "На краю света" зашли слишком далеко. История с бессмертием Джека, появление Братства пиратов со своими правилами, тайная предыстория Тиа Дальмы, оказавшейся богиней Калипсо, и её роман с Дэйви Джонсом - все эти побочные линии чересчур перегрузили фильм.
Во франшизе осталось много вопросов без ответов
Из-за обилия мифологии побочные истории отчасти затмили основное действие. Но на этом всё не закончилось: последующие фильмы продолжали нагромождать всё новые детали.
В итоге франшиза теперь полна неразгаданных тайн. Зрители так и не получили ответов на многие вопросы: например, в чём секрет компаса Джека, что случилось с его родителями и как Дэйви Джонсу и пиратским баронам вообще удалось заточить богиню Калипсо в человеческом теле.
Ответы на часть этих вопросов можно найти в сценах, которые вырезали из финальной версии, - например, в предыстории отношений Джека Воробья и лорда Беккета. Эта сцена помогла бы лучше понять мир "Пиратов". Однако большинство тайн так и остались нераскрытыми.
Поскольку каждый новый фильм всё больше расширял мифологию, у создателей просто не оставалось времени, чтобы завершить все начатые сюжетные линии. Поэтому, хотя усложнение мира и сделало "Пиратов" такой цельной франшизой, лишь немногие из этих историй получили внятное завершение.
Франшиза страдает от избытка всего и сразу
Из-за постоянного наслоения новых деталей вся серия "Пиратов" быстро стала запутанной. "Проклятие Чёрной жемчужины" отличалось прямолинейным сюжетом и понятными правилами проклятого золота, поэтому за ним было легко следить, а сам фильм невероятно увлекал. И хотя "Сундук мертвеца" расширил мир, добавив историю Дэйви Джонса, он всё ещё оставался довольно простым для понимания. Однако последующие фильмы ввели слишком много мифологии, за которой ни франшиза, ни зрители уже не поспевали, и из-за этого в сюжете появились дыры.
К сожалению, именно на фильме "На краю света" всё начинает рушиться. Все нововведения в третьей части ощущались скорее как полноценные сюжеты, заслуживающие собственных фильмов, а не как побочные истории. Поэтому, хотя в целом мир франшизы проработан великолепно, факт остаётся фактом: "Пираты Карибского моря" страдают от избытка мифологии - той самой, что когда-то спасла сиквел.
Последние два фильма лишь усугубили проблему
Последние два фильма "Пиратов" лишь усугубили эту проблему. Четвёртый фильм, отдельный сиквел "На странных берегах", рассказывает о поисках Источника вечной молодости. Некоторые посчитали, что этот сюжет попросту проигнорировал финал арки Джека из "На краю света". Кроме того, фильм был перегружен новыми занятными деталями, которые так и не получили развития: например, русалки или способность Чёрной Бороды управлять своим кораблём. А необязательное камео Уилла и Элизабет в пятом фильме и вовсе осталось без объяснений.
Собственно, пятую часть, "Мертвецы не рассказывают сказки", критики и зрители встретили в основном негативно. Несмотря на попытку вернуться к тону первого фильма, лента ввела сложную предысторию компаса Джека, которая своей новой мифологией лишь породила новые сюжетные дыры.
Очевидно, что главная проблема "Пиратов" - привычка вводить слишком много сложной мифологии за слишком короткое время. Следующему фильму франшизы (если он всё же выйдет) стоит просто дать истории подышать и снова стать весёлым пиратским приключением, без ненужных усложнений.