Доброго дня, друзья!
Сегодня покажу украшения из дерева. Специально деревянные украшения я не собираю. Исключение составляют броши, выполненные а технике унцукульской насечки. Но! В любом тематическом направлении: украшения с росписью, украшения сувенирные, напоминающие о поездке, украшения, выполненные в определённой технике, украшения с определённым сюжетом - встречаются экземпляры из разных материалов.
Так и с деревянными брошами - все представленные сегодня украшения объединены материалом, из которого сделана основа, но относятся к разным направлениям в коллекции.
Отмечу, что коллекционирование украшений даёт большой простор выбора и миксования предметов. Одни и те же броши, кольца, кулоны могут одновременно входить в несколько направлений.
Об этом можно почитать здесь
Так получилось и с деревянными украшениями. Их можно объединить по материалу - дерево, по технике исполнения - роспись, резьба, выжигание, инкрустация или по смысловой нагрузке - цветы, сувениры, животные и т. п.
Первая подборка - деревянные броши из тематической коллекции Гран тур или сувенирные броши.
Это украшения, привезённые из путешествий, как память о посещённых местах, городах, странах.
Очень примитивная брошь, привезена из Закарпатского города Мукачево. На броши изображение замка Поланок. Выполнена методом выжигания по дереву.
И ещё одна брошечка из Закарпатья выполненная в технике резьбы по дереву. Как напоминание о прекрасных Карпатах на украшении схематично изображены горы и в самом низу удивительный цветок - эдельвейс.
Вот что писал наш соотечественник Константин Паустовский: «Как рассказать, что за цветы эдельвейсы? Это трудно. Вообще говоря, они похожи на маленькие звезды, укутанные по горло в белый мех, чтобы не замерзнуть от прикосновения льдов».
В Карпатах молодой человек не мог жениться, пока не найдет и не принесет этот заветный цветок своей суженой. Так утверждались мужество и зрелость, ведь эдельвейсы росли высоко в горах, и не всегда было легко до них добраться. Это небольшое, приземистое, на вид совсем невзрачное растение забиралось в расщелины отвесных скал. При поиске эдельвейсов всегда существовала опасность сорваться в пропасть…
Брошка, в основе которой лежит отшлифованный кусочек Карельской берёзы, а обрамление выполнено из разных деревянных колечек. Сувенир в память о Карелии.
Деревянная сувенирная брошь из Латвии. В основе украшения сделана ставка на неоднородность естественной окраски древесины, тёмная часть стала фоном для кусочка необработанного янтаря, на светлой части - разместили мотив национального узора, выполненный методом выжигания.
Оборотная сторона броши - видна естественная неоднородная окраска дерева, ставшая основным фоном изделия.
А следующая брошка попадает сразу в несколько направлений коллекции: это изделие из дерева, художественная миниатюрная роспись и сувенир, напоминающий о Петербурге.
Расписная деревянная брошь с птичкой - из тематической коллекции с изображениями, собственно, птиц.
Из этого же направления и деревянная брошка с лебедем, выполненная в технике мезенской росписи.
Еще одно украшение, относящееся сразу к двум направлениям в моей коллекции: изображение птиц и брошь-самоделка. К самодельным украшениям я отношу изделия, сделанные из подручных материалов для себя или в подарок, не выпускавшиеся массово и не поступавшие в продажу. Это может быть красивая пуговица, приклеенная на основу от старой броши или вот такая примитивная деревянная основа с рисунком, закреплённым лаком.
Следующую подборку брошей объединяет не только материал основы - дерево, но и техника исполнения. Это украшения выполненные в технике инкрустации.
Инкрустация — это общий термин, обозначающий технику врезки в основную поверхность (чаще всего древесную) элементов из других, контрастных материалов. Это может быть металл (латунь, медь, серебро), перламутр, кость, камень, янтарь, стекло, а также ценные породы дерева. Инкрустация предполагает углубление основы и вставку в неё тонкого элемента, точно подогнанного по форме. Главная особенность — контраст между основным материалом и вставкой. Визуально создаётся эффект узора, орнамента или изображения, «впаянного» в поверхность.
Ярким примером украшений с инкрустацией является деревянная брошка, выполненная в традиционном гуцульском стиле. Основа вытачивается на токарном станке и украшается сложной инкрустацией перламутром, металлом, бисером и шпоном. Это украшение попало в коллекцию как сувенирное изделие или, точнее, как украшение из серии Гран тур.
Прочитать про гуцульскую резьбу по дереву можно по ссылке.
Еще одно деревянное украшение из подборки брошей в технике инкрустация и одновременно из коллекции украшений цветочной тематики. Брошь Роза. Выполнена в технике маркетри.
Маркетри (от французского marqueterie — «вставлять») — разновидность деревянной инкрустации, при которой создаётся изображение или узор из шпона различных пород дерева.
Отличие от инкрустации (мы видели инкрустацию выше, при традиционной гуцульской резьбе по дереву) заключается в том, что при маркетри не вырезается углубление в основе — весь узор формируется из отдельных элементов шпона, которые затем наклеиваются на поверхность как мозаика.
Следующее украшение тоже выполнено в технике инкрустации, но уже в другой её разновидности - интарсии.
Интарсия (от итальянского intarsio) — техника, близкая к маркетри, но исторически более древняя. Она возникла в XV веке в Италии, особенно активно использовалась в монастырях и соборах. Принцип интарсии заключается в вырезании фрагментов узора из массива дерева и их точной вставке в основу, также выполненную из массива. Здесь уже нет шпона — используется полноценная древесинадревесина.
Интарсия отличается от маркетри прежде всего материалами: массив вместо шпона. Кроме того, при интарсии каждая вставка вырезается вручную по шаблону, с точной подгонкой.
И еще одна брошка в технике интарсии. Она немного выбивается из общего ряда - основа, в которой собран рисунок из деталей, вырезанных из дерева - металлическая. Это "гостья" из Европы.
А вот следующая серия брошей, также выполненная в технике инкрустации - является отдельным направлении в коллекции. Это броши, выполненные в технике унцукульской насечки. Моя особая любовь и слабость.
Про эти украшения я писала отдельно и подробно здесь:
На сегодня у меня всё. Благодарю, что заглянули в домашний "музей".
Объять всё разнообразие советских украшений в одной маленькой коллекции невозможно, поэтому буду рада отзывам, комментариям и дополнениям.