Об этом OleoScope поговорил с директором направления БПЛА компании "Агродинамика" Александром Шуваевым.
Рентабельность в растениеводстве сегодня считают не только в центнерах с гектара, но и в процентах сохраненного бюджета. Гибель культур от сорняков и вредителей, снижение урожайности, перерасход средств защиты растений и тотальная нехватка рабочей силы являются главными проблемами, с которыми сталкиваются аграрии и которые съедают прибыль фермеров. Но современные технологии предлагают решение. Как агродроны из экспериментального инструмента превратились в рентабельный актив, окупающийся за один - два сезона? Как с их помощью можно сэкономить до 30% на пестицидах и повысить урожайность?
Об этом OleoScope поговорил с Шуваевым Александром, директором направления развития БПЛА ООО «Агродинамика». Компания является лидером по внедрению беспилотных технологий в России и одной из немногих аграрной IT-компанией, которая специализируется на разработке умного земледелия. Команда инженеров и разработчиков выпускает системы параллельного вождения и сельскохозяйственные дроны под брендом AGDY и рассказывает о том, с чего начать фермерам, желающим идти в ногу со временем.
- В первую очередь интересен вопрос компетенций. Кажется, что дроны и IT в целом, это сложно. Какими знаниями нужно обладать фермерам, чтобы запустить использование агродронов на своём хозяйстве?
- На самом деле, для запуска агродронов фермеру не нужно становиться пилотом БПЛА в полном смысле — достаточно базового технического понимания процессов в хозяйстве и навыков работы с мобильными приложениями. Основные компетенции это знание агротехнологий и стадий развития культур, чтобы правильно планировать обработки и минимальные навыки работы с GPS-навигацией и картами и, конечно, готовность соблюдать технику безопасности и регламент применения СЗР.
- А какой минимальный порог вхождения, что нужно для старта?
- Для начала хватает одного дрона, базового комплекта ЗИП, растворного узла для СЗР, зарядного оборудования и обучения оператора. По деньгам это примерно от 2,1 до 2,5 млн рублей с учётом обучения и ввода в эксплуатацию.
- А с чего начать?
- Сначала, и это самое главное, стоит определить задачи, которые планируете решать (опрыскивание, подкормка, десикация и т.п.). Затем, уже с пониманием задач пройти обучение, мы его тоже предоставляем, кстати, помогаем провести тестовую обработку с демонстрацией эффективности и дальше остается только постепенно масштабировать парк.
- Ощутима ли экономия на бензине при внедрении БПЛА или это больше автоматизация труда и экономия на рабочей силе?
- Экономия на топливе - это приятный бонус, но основная выгода - экономия на СЗР (до 30% за счёт точного дозирования и отсутствия перерасхода) и сокращение затрат на персонал. Один оператор заменяет 2-3 единицы наземной техники с экипажем, а также сохранение до 6% урожая за счет отсутствия колеи.
- Это реально ощутимые цифры, а можете привести пример типичного срока окупаемости инвестиций для ваших решений на конкретной культуре или операции?
- Да, кончено, вам наиболее актуален будет пример окупаемости подсолнечника.
Возьмем площадь десикации на 5 000 га, потому как экономия заметна на больших площадях. Традиционный метод с учетом оплаты рабочей силы и топлива требует расходов в 3,5-4 млн рублей расходов. С использованием дронов работы будут на 25-30% дешевле. Срок окупаемости составит 1-2 сезона (иногда быстрее, если парк работает и на соседних хозяйствах в формате услуги).
Но не могу не упомянуть о дополнительных затратах. Это обучение операторов (у нас входит в комплект поставки или идёт по сниженной цене для клиентов). К тому же, ПО требует обновления, но зачастую ПО входит в сервисную подписку, хотя условия могут разниться. К тому же могут требоваться дополнительные расходы хранение БПЛА, хотя они и не требуют специальных ангаров, достаточно сухого помещения, но это стоит учесть. Ну и техобслуживание батарей и замена запчастей по регламенту.
Для зарядки могут использоваться солнечные панели, но для промышленных объёмов это малопрактично из-за мощности зарядки; чаще используются стационарные зарядные станции от генератора. Их тоже следует учесть.
- А в каких сферах (орошение, распыление) использование БПЛА наиболее выгодно?
- В первую очередь, это внесение СЗР (в том числе фунгицидов, инсектицидов) – посредством БПЛА оно становится максимально точным и экономичным. Дальше, по убыванию, это десикация и дефолиация - ускорение и выравнивание созревания. Внесение микроудобрений и регуляторов роста - особенно эффективно на ранних стадиях. А также локальная обработка очагов болезней и вредителей, работы на труднодоступных участках (болота, овраги, высокий рост культур) и работа на переувлажненных почвах.
- С какими основными трудностями сталкиваются хозяйства при начале работы с вашими технологиями?
- Основные проблемы это все же недостаток технических навыков персонала. Несмотря на то, что внедрение технологии доступное, к нему следует иметь навык. Сталкиваемся и с плохим качеством связи и интернета в полях, особенно в последнее время. Ну и бюрократические нюансы при регистрации и полётах. Сейчас законодательная база только развивается, но все решаемо.
Мы оказываем помощь и поддержку в обучении операторов с нуля, настраиваем ПО и карты офлайн, чтобы фермеры могли работать и без постоянного интернета и конечно же консультируем по нормативам, помогаем с регистрацией БПЛА.
- А были какие-то неожиданные вызовы при внедрении технологий?
- Да, мы наблюдали неожиданное расширение функционала беспилотников. На одном из хозяйств фермеры использовали дроны для разгона стай птиц, которые вредили урожаю - изначально ни в ТЗ, ни в заявленных функциях такого не было, но можно подумать и об этой возможности.
- Беспилотники генерируют огромные массивы данных. Как превратить эти "сырые" данные в конкретные, понятные рекомендации к действию? Как обеспечивается интеграция этих данных с другими системами хозяйства?
- Агродроны действительно собирают много данных из которых могут собирать RGB-снимки, мультиспектральные данные и телеметрию. Все это автоматически обрабатывается и превращается в конкретные применимые действия. В первую очередь это построение карт NDVI (Normalized Difference Vegetation Index) — изображений, на которых отображается количество фотосинтетически активной биомассы на участке. Такие карты используются для дистанционного мониторинга растительности, анализа состояния растений и прогнозирования продуктивности угодий. К тому же в них можно задать параметры с заданными зонами. Например, определение зон стресса растений – высыхание листьев, ожоги, потемнение или посветление и т.д.
Далее это может быть превращено в генерацию карт-заданий для обработки конкретных участков по заданным параметрам. И в конце концов интеграцию с ERP/FMS (Fleet Management System) хозяйства для планирования и отчётности.
Если у вас собственная техника, пусть даже небольшой автопарк, система помогает автоматизировать учет машин, их характеристик, напоминает о датах техобслуживания, ремонта, страховки и диагностике. Контролирует пробег, простой и загрузку. Это помогает предотвратить неожиданные поломки, штрафы и оптимизировать простои.
- А какого размера должно быть фермерское хозяйство, чтобы переход на БПЛА был выгоден? И в каком случае нет смысла переходить на БПЛА на своей ферме?
Выгодно: от 500 га при собственном использовании. Меньше — тоже выгодно, если скооперироваться и оказывать услуги соседям. Не имеет смысла если ферма совсем небольшая, без потребности в регулярных обработках или без возможности кооперации.
- О нормативной среде и безопасности: как вы работаете в условиях постоянно меняющегося законодательства в области использования БПЛА? Как обеспечивается безопасность полетов и защита конфиденциальных данных, собираемых дронами?
- Работаем строго по действующему законодательству РФ по использованию БПЛА. Полётные зоны планируются с учётом запретов. В близи ЛЭП или других наземных препятствий срабатывают датчики и аварийное отключение моторов. К тому же, полетные задания формируются с четом всех препятствий и четких границ обрабатываемых зон. Залететь на аэродром или куда-то в охраняемую зону просто невозможно.
Конфиденциальность обеспечивается надежностью серверов, все получаемые данные хранятся на защищённых серверах в России.
- Какие ключевые технологические тренды вы считаете наиболее перспективными для агробеспилотников в ближайшие 3-5 лет? Как ваша компания готовится к этому будущему и какие инновации разрабатывает прямо сейчас?
- Надеемся на развитие AI-аналитики для прогнозирования заболеваний и урожайности. С точки зрения техники ждем полной автономии полётов без оператора.
Чуть позже появятся и гибридные платформы (воздух+земля) и роботизированная наземная техника для совместной работы с БПЛА, технологии движутся в этом направлении.
Уже сейчас мы разрабатываем алгоритмы AI для «Агроаналитики», испытываем автономные сценарии полёта и расширяем экосистему SmartAgro: дроны + автопилоты + аналитика в едином контуре. Надеемся на наступление будущего как можно скорре.