Найти в Дзене
Агентство Zum Punkt

Как работают алгоритмы YouTube

Команда Zum Punkt следит за глобальными трендами в digital и делится ценными инсайтами. На этот раз мы перевели статью коллег из зарубежного агентства NP digital о том, как работают алгоритмы YouTube, и что делать, чтобы пользователи платформы находили именно ваши видео. В статье — данные исследования NP digital, стратегии оптимизации видеоконтента и рекомендации для продвижения бизнеса на YouTube. Это система рекомендаций, которая предлагает пользователям видео на основе их истории просмотров и поисковых запросов. Согласно официальным данным YouTube, алгоритм оценивает более 80 миллиардов единиц информации, так называемых «сигналов». Исследование команды показало, что YouTube является приоритетным органическим онлайн-каналом для привлечения трафика — он с большим отрывом опережает все другие платформы. YouTube предлагает рекомендации по четырем основным направлениям: Они появляются на главной странице, рядом с роликами на страницах просмотра («Watch pages»), на экране в конце видео и
Оглавление

Команда Zum Punkt следит за глобальными трендами в digital и делится ценными инсайтами. На этот раз мы перевели статью коллег из зарубежного агентства NP digital о том, как работают алгоритмы YouTube, и что делать, чтобы пользователи платформы находили именно ваши видео.

В статье — данные исследования NP digital, стратегии оптимизации видеоконтента и рекомендации для продвижения бизнеса на YouTube.

Что представляют собой алгоритмы YouTube

Это система рекомендаций, которая предлагает пользователям видео на основе их истории просмотров и поисковых запросов. Согласно официальным данным YouTube, алгоритм оценивает более 80 миллиардов единиц информации, так называемых «сигналов».

Исследование команды показало, что YouTube является приоритетным органическим онлайн-каналом для привлечения трафика — он с большим отрывом опережает все другие платформы.

Диаграмма: органический трафик в различных социальных сетях.
Диаграмма: органический трафик в различных социальных сетях.

YouTube предлагает рекомендации по четырем основным направлениям:

  • Главная страница: здесь показываются видео на основе истории просмотров и эффективности контента.
  • Рекомендуемые видео: рядом с воспроизводимым видео появляются связанные или похожие по теме ролики.
  • Результаты поиска: ранжирование видео происходит с учетом релевантности и предпочтений пользователя.
  • Shorts: в ленте показываются короткие видео на основе просмотров юзера.

Рекомендованные видео: 70% всех просмотров

Они появляются на главной странице, рядом с роликами на страницах просмотра («Watch pages»), на экране в конце видео и в боковой панели «Предлагаемые видео».

Скриншот YouTube c лентой рекомендаций.
Скриншот YouTube c лентой рекомендаций.

Согласно исследованию Institute of Strategic Dialogue, 70% просмотров приходится на видео, рекомендуемых алгоритмом YouTube.

Для формирования рекомендаций используется комбинация персонализированных факторов (на основе истории пользователя) и сигналов об эффективности конкретного видео.

Результаты поиска: 6-ая по величине поисковая система в мире

В данном случае видео показываются в ответ на запросы в поисковой строке YouTube. Ролики ранжируются с учетом того, как алгоритм в комплексе определяет:

  • релевантность видео по отношению к ключевой фразе;
  • персонализацию для конкретного зрителя.
Скриншот результатов поиска в YouTube по запросу «digital marketing tips».
Скриншот результатов поиска в YouTube по запросу «digital marketing tips».

Несмотря на то, что на видео из поиска приходится лишь 30% от всех просмотров, количество запросов на YouTube достаточно велико, чтобы считать его шестой по величине поисковой системой в англоязычном интернете. Исследование агентства показало, что ежедневно на YouTube обрабатывается 3,3 миллиарда запросов.

Исследование NP digital: количество ежедневных поисковых запросов на различных платформах.
Исследование NP digital: количество ежедневных поисковых запросов на различных платформах.

YouTube Shorts

В разделе коротких видео пользователям попадается контент на основе истории просмотров — алгоритм работает так же, как на главной странице. Однако здесь предполагается иной формат просмотра — через скроллинг. Как правило, Shorts чаще смотрят с мобильных устройств.

YouTube Shorts.
YouTube Shorts.

Агентство проанализировало уровень вовлеченности аудитории при просмотре разных типов видеоконтента и заключило, что на короткие видео формата 9:16 приходится 31,3% всей вовлеченности.

Диаграмма: типы видеоконтента и уровень вовлеченности аудитории. Лидируют короткий формат видео.
Диаграмма: типы видеоконтента и уровень вовлеченности аудитории. Лидируют короткий формат видео.

На вкладке «Популярное» в YouTube отображаются видео, которые становятся вирусными в определенной стране и набирают большое количество просмотров. Согласно справочному центру YouTube, раздел Trending не является персонализированным и показывает один и тот же список популярных видео всем зрителям в одной стране.

Как выглядит вкладка Trending.
Как выглядит вкладка Trending.

Как изменились алгоритмы YouTube

За последние годы алгоритмы YouTube значительно эволюционировали: изначально они выводили в топ видео, ориентируясь только на количество просмотров. И это привело к повсеместному использованию кликбейтов (заголовки, превью и описание к видео с провокационными фразами — прим. Zum Punkt).

В 2012 году фокус алгоритмов сместился в сторону другой метрики — времени просмотра. Платформа продвигала те видео, которые удерживали внимание зрителей в течение продолжительного времени.

Сегодня же ключевую роль в ранжировании контента на YouTube играют инструменты ИИ. Алгоритмы анализируют поведение пользователей, чтобы рекомендовать более персонализированные подборки видео, соответствующие индивидуальным предпочтениям юзеров. Основные метрики, которые влияют на ранжирование — это время просмотра, показатель кликабельности (CTR) и опросы об удовлетворенности.

При этом с появлением Shorts авторам стало проще привлекать новую аудиторию на свои каналы. Креаторы отмечают, что используют короткий формат видео как один из стратегических инструментов при продвижении и наблюдают значительный прирост просмотров и подписчиков.

Эволюция алгоритмов YouTube показывает, что успех продвижения на YouTube зависит от адаптивности к нововведениям.

Как работают алгоритмы YouTube

Обратимся к официальным и авторитетным сторонним источникам:

Команда YouTube пишет в блоге, что при ранжировании видео используется система сравнения: «…у каждого пользователя есть уникальные привычки просмотра. Алгоритм сравнивает ваши привычки просмотра с привычками похожих на вас пользователей и использует эту информацию, чтобы предложить контент, который вы, возможно, захотите посмотреть».

Команда YouTube также отметила, что измеряет активность пользователей: «Наши алгоритмы обращают внимание не на видео, а на зрителей. Поэтому вместо того, чтобы пытаться создавать видео, которые понравятся алгоритмам, сфокусируйтесь на создании видео, которые понравятся вашим зрителям».

А в начале 2025 года представитель YouTube по работе с авторами Рене Ричи и Тодд Бопре, возглавляющий команду Growth and Discovery, подробно обсудили тему алгоритма YouTube. Ключевая мысль из обсуждения — при ранжировании видео YouTube учитывает широкий спектр факторов и показателей, которые зависят от контекста. Но основное внимание уделяется «удовлетворенности» пользователей.

7 ключевых сигналов для алгоритмов YouTube

На основе официальной информации и результатов сторонних тестов было выделено семь ключевых факторов, которые YouTube рассматривает для оценки того, что считается «удовлетворенностью»:

  • Характеристики контента: алгоритм использует метаданные (заголовки, описания к видео и расшифровки), чтобы определить, релевантно ли видео запросу пользователя. Оптимизированные метаданные повышают вероятность того, что видео будет рекомендовано.
  • Время просмотра: чем дольше пользователь смотрит видео, тем ценнее для него контент. Несмотря на значительные различия в зависимости от тематики контента, команда агентства выяснила, что среднее время просмотра видео на YouTube составляет 3,06 минуты, и это хороший ориентир для более длинных видео.
Диаграмма: среднее видео просмотра длинных видео на разных платформах. Результаты исследования NP digital.
Диаграмма: среднее видео просмотра длинных видео на разных платформах. Результаты исследования NP digital.
  • Показатель кликабельности (CTR): заголовки и превью, привлекающие внимание зрителей, приводят к росту кликов и повышают релевантность.
  • Лайки, комментарии и репосты: взаимодействие зрителей с контентом показывает, насколько он актуален для них. Видео с высокой вовлеченностью будут продвигаться алгоритмами YouTube с большей вероятностью.
  • Поведение зрителя: приоритет отдается контенту, который основан на истории просмотров, лайках и повторных взаимодействиях.Также учитываются паттерны поведения среди зрителей с похожими интересами.
  • Актуальность: исследование Pew Research Center показало, что 32% взрослого населения США используют YouTube, чтобы быть в курсе текущих событий. Актуальность новостного контента является важным фактором ранжирования.
  • Борьба с дезинформацией: предпочтение отдается каналам с авторитетным, последовательным и заслуживающим доверия контентом. Важно отметить, что алгоритмы YouTube также замечают видео, которые вводят пользователей в заблуждение, и ограничивают их показ. Поэтому важно соблюдать правила платформы, чтобы не попасть под такие санкции.

Как увеличить органические охваты на YouTube

Необходимо сосредоточиться на трёх факторах ранжирования:

  • вовлечённости;
  • релевантности;
  • удовлетворённости зрителей.

И, конечно же, необходимо создавать полезный и вовлекающий контент. Дополнительно стоит обратить внимание на настройки канала и оптимизацию видео — в комплексе это приведет к успешному ранжированию вашего контента.

1. Выберите цепляющий заголовок

Алгоритмы YouTube анализируют заголовки видео, что понять, о чем они. Грамотно составленный заголовок с высокой долей вероятности повлияет на то, будет ли рекомендовано и появится ли оно в результатах поиска по соответствующим запросам.

Как правильно оформлять заголовки для видео на YouTube

  • Подберите одно высокочастотное ключевое слово: для этого введите основную тему вашего видео в поисковую строку YouTube, чтобы получить конкретные варианты ключевых слов. А затем используйте его в своих заголовках.
Скриншот результатов поиска по фразе social media marketing.
Скриншот результатов поиска по фразе social media marketing.
  • Добавьте в заголовок явные преимущества: цепляющий заголовок нужен не только для того, чтобы показать алгоритму, о чем ваше видео. Он также нужен для формирования интереса у зрителей и стимулирования кликабельности. Четко сформулируйте конкретный результат или пользу. Заголовки по типу «How to» также очень хорошо работают на YouTube.
Пример видео от NP digital с цепляющим заголовком: «Как освоить соцсети в 2025 году (полный гайд)».
Пример видео от NP digital с цепляющим заголовком: «Как освоить соцсети в 2025 году (полный гайд)».
  • Не зацикливайтесь на тегах: достаточно добавить три-четыре ключевых слова в теги при загрузке видео.

2. Оптимизируйте описание к видео

Описания не только излагают суть вашего видео — они помогают алгоритмам понять и классифицировать контент.

Как создать описание к видео на YouTube:

  • Сфокусируйтесь на первых двух строках: они отображаются в результатах поиска. Начните с цепляющего анонса, который расскажет, что зрители узнают из видео.
  • Опишите ключевые выводы и включите таймкоды для длинных видео. Используйте маркированные списки, чтобы читателям было легче просматривать информацию в описании.
  • При необходимости добавьте призывы к действию (CTA): к примеру, предлагайте зрителям перейти на похожие видео на вашем канале или предлагайте подписаться на свой канал.
Пример полезного описания к видео на канале Нила Пателя, руководителя NP Digital.
Пример полезного описания к видео на канале Нила Пателя, руководителя NP Digital.

3. Создайте привлекательные превью

Превью на YouTube (также называется «значком») — это обложка видеоролика, которая показывается пользователям платформы рядом с названием ролика (прим. – Zum Punkt).

Лайфхаки по подготовке превью:

  • Размещайте на обложке перефразированный текст заголовка: акцентируйте внимание на идее видео.
  • Используйте на превью фотографии с лицом: исследования показывают, что мы чаще замечаем контент, в котором есть изображения лиц других людей.
  • Если нет бюджета на дизайнера, создавайте обложки-превью самостоятельно с помощью таких платформ, как Canva или Adobe Express. Многие подобные программы оснащены функциями ИИ, которые помогут подготовить превью для видео.
  • Используйте A/B тестирование разных превью — чтобы определить, какой визуал работает лучше.
Подборка превью для видео Нила Пателя, руководителя NP Digital.
Подборка превью для видео Нила Пателя, руководителя NP Digital.

4. Увеличивайте среднее время просмотра

  • Начинайте видео с цепляющей фразы. Необходимо заинтересовать аудиторию в первые 10 секунд.
  • Отвечайте ожиданиям аудитории: содержание ролика должно соответствовать тому, что обещают заголовок и превью.
  • Добавляйте хронометраж: разделяйте длинные видео на секции с таймкодами, чтобы зрители могли перейти к частям, которые их больше всего интересуют.
  • Адаптируйте стратегию подготовки видеоконтента с учетом обратной связи от зрителей. Анализируйте графики удержания аудитории в YouTube Studio, чтобы понять, на каком этапе зрители уходят (и какие темы им, вероятно, не интересны).

5. Не пропускайте заключение видео

Хорошее заключение удерживает вовлеченность зрителей и побуждает их подписаться, посмотреть другое видео или посетить ваш сайт:

  • Добавьте плашку с призывом к действию, ссылкой на ваш сайт или кнопку подписки. Сделать это можно в настройках при публикации видео на YouTube.
  • В самом видео в заключении предлагайте зрителям перейти на другие видео / плейлисты или подписаться на канал (получится устный CTA).
  • Добавьте в финале видео кликабельные карточки с другим похожим контентом на своем канале.
Скриншот: пример заключения видео на YouTube.
Скриншот: пример заключения видео на YouTube.

6. Создавайте серии и плейлисты

Такой контент дольше удерживает внимание зрителей и увеличивает продолжительность просмотров, а это важно для алгоритмов. Пользователи могут провести на вашем канале много времени, пока будут смотреть все видео в подборках.

Есть два способа предлагать контент с «продолжением»:

  • Плейлисты: группируйте похожие по теме видео в плейлисты с автоматическим воспроизведением. Так зрителям не придётся искать следующее видео.
  • Видео-эпизоды (как в сериалах): публикуйте контент по частям и таким образом, чтобы пользователи захотели перейти на другую часть. Например: «Азы технической части SEO. Часть 1».

В конце видео добавляйте тизеры к другим частям или другим своим видео — чтобы удержать внимание зрителей.

Пример видео на канале: здесь есть и приём «сериальности» и тизер в конце.
Пример видео на канале: здесь есть и приём «сериальности» и тизер в конце.

7. Изучайте аналитику, чтобы находить новые возможности для роста канала

Творческая студия YouTube предлагает инструменты для анализа эффективности контента. Основные показатели, которые нужно отслеживать:

  • Удержание аудитории.
  • Показатель кликабельности (CTR).
  • Показатели вовлеченности (количество лайков, комментариев и репостов).
  • Демографические данные и источники трафика.
Скриншот с аналитикой из творческой студии YouTube.
Скриншот с аналитикой из творческой студии YouTube.

Главные тренды на YouTube в 2025 году

Чтобы оставаться конкурентоспособными на YouTube в 2025 году, нужно соответствовать ожиданиям целевой аудитории и новым трендам на платформе:

YouTube Shorts — эффективный инструмент для привлечения новой аудитории и продвижения своего основного контента. Чтобы Shorts работали, необходимо следовать следующим рекомендациям:

  • В видео выделяйте одну основную идею: говорите просто и ясно, чтобы зритель понял, в чем концепция вашего ролика.
  • Используйте субтитры — многие смотрят видео без звука.
  • Используйте ресайз: выделяйте ключевые моменты из длинных видео, монтируйте и публикуйте их в формате Shorts.

Интерактивный контент — например, опросы, видео Q&A, пользовательский контент (UGC-видео). Такой контент позволяет вовлекать аудиторию и создавать с ней более тесные взаимоотношения.

Пример: как канал Marvel Entertainment использует опросы под своими видео.
Пример: как канал Marvel Entertainment использует опросы под своими видео.

Прямые трансляции — через них можно отвечать на вопросы аудитории и собирать отзывы напрямую у зрителей в режиме реального времени.

Устойчивость и инклюзивность — пользователи все чаще следят за авторами, которые разделяют и транслируют ценности своей ЦА. Сюда, например, можно отнести заботу об окружающей среде (блогер публикует видео об эко-методах и сортировке мусора, и продвигается среди заинтересованной аудитории). Не менее важна инклюзивность. Например, использование многоязычных субтитров в своих роликах.

Изменит ли ИИ алгоритмы YouTube

В эпоху инструментов AI у авторов YouTube большое будущее. В обозримом будущем алгоритмы ИИ будут ориентироваться на релевантность, время просмотра, кликабельность и показатели удовлетворённости. Нейропомощники в поисковых системах (к примеру, обзор от ИИ в Google — прим. Zum Punkt) часто ссылаются на видео из YouTube. С момента запуска ИИ-ассистентов количество ссылок в обзорах ИИ выросло на 414%. Эти данные указывают на то, что потребление видео на YouTube будет расти по мере распространения нейропоиска.

Результат исследования NP digital: статистика нейровыдачи с упоминанием видео на YouTube.
Результат исследования NP digital: статистика нейровыдачи с упоминанием видео на YouTube.

Заключение

Успех продвижения на YouTube зависит от способности создавать качественный, полезный, вовлекающий контент, который отвечает запросам вашей аудитории. Алгоритм — лишь инструмент, который продвигает видео, интересные зрителям.

Надеемся, этот материал был полезным для вас. Если вы ищете прогрессивного партнера для работы над своими бизнес-задачами — мы всегда готовы помочь. Обратитесь к нам, просто написав на start@zumpunkt.ru или заполнив форму на нашем сайте.