Команда Zum Punkt следит за глобальными трендами в digital и делится ценными инсайтами. На этот раз мы перевели статью коллег из зарубежного агентства NP digital о том, как работают алгоритмы YouTube, и что делать, чтобы пользователи платформы находили именно ваши видео.
В статье — данные исследования NP digital, стратегии оптимизации видеоконтента и рекомендации для продвижения бизнеса на YouTube.
Что представляют собой алгоритмы YouTube
Это система рекомендаций, которая предлагает пользователям видео на основе их истории просмотров и поисковых запросов. Согласно официальным данным YouTube, алгоритм оценивает более 80 миллиардов единиц информации, так называемых «сигналов».
Исследование команды показало, что YouTube является приоритетным органическим онлайн-каналом для привлечения трафика — он с большим отрывом опережает все другие платформы.
YouTube предлагает рекомендации по четырем основным направлениям:
- Главная страница: здесь показываются видео на основе истории просмотров и эффективности контента.
- Рекомендуемые видео: рядом с воспроизводимым видео появляются связанные или похожие по теме ролики.
- Результаты поиска: ранжирование видео происходит с учетом релевантности и предпочтений пользователя.
- Shorts: в ленте показываются короткие видео на основе просмотров юзера.
Рекомендованные видео: 70% всех просмотров
Они появляются на главной странице, рядом с роликами на страницах просмотра («Watch pages»), на экране в конце видео и в боковой панели «Предлагаемые видео».
Согласно исследованию Institute of Strategic Dialogue, 70% просмотров приходится на видео, рекомендуемых алгоритмом YouTube.
Для формирования рекомендаций используется комбинация персонализированных факторов (на основе истории пользователя) и сигналов об эффективности конкретного видео.
Результаты поиска: 6-ая по величине поисковая система в мире
В данном случае видео показываются в ответ на запросы в поисковой строке YouTube. Ролики ранжируются с учетом того, как алгоритм в комплексе определяет:
- релевантность видео по отношению к ключевой фразе;
- персонализацию для конкретного зрителя.
Несмотря на то, что на видео из поиска приходится лишь 30% от всех просмотров, количество запросов на YouTube достаточно велико, чтобы считать его шестой по величине поисковой системой в англоязычном интернете. Исследование агентства показало, что ежедневно на YouTube обрабатывается 3,3 миллиарда запросов.
YouTube Shorts
В разделе коротких видео пользователям попадается контент на основе истории просмотров — алгоритм работает так же, как на главной странице. Однако здесь предполагается иной формат просмотра — через скроллинг. Как правило, Shorts чаще смотрят с мобильных устройств.
Агентство проанализировало уровень вовлеченности аудитории при просмотре разных типов видеоконтента и заключило, что на короткие видео формата 9:16 приходится 31,3% всей вовлеченности.
Вкладка Trending
На вкладке «Популярное» в YouTube отображаются видео, которые становятся вирусными в определенной стране и набирают большое количество просмотров. Согласно справочному центру YouTube, раздел Trending не является персонализированным и показывает один и тот же список популярных видео всем зрителям в одной стране.
Как изменились алгоритмы YouTube
За последние годы алгоритмы YouTube значительно эволюционировали: изначально они выводили в топ видео, ориентируясь только на количество просмотров. И это привело к повсеместному использованию кликбейтов (заголовки, превью и описание к видео с провокационными фразами — прим. Zum Punkt).
В 2012 году фокус алгоритмов сместился в сторону другой метрики — времени просмотра. Платформа продвигала те видео, которые удерживали внимание зрителей в течение продолжительного времени.
Сегодня же ключевую роль в ранжировании контента на YouTube играют инструменты ИИ. Алгоритмы анализируют поведение пользователей, чтобы рекомендовать более персонализированные подборки видео, соответствующие индивидуальным предпочтениям юзеров. Основные метрики, которые влияют на ранжирование — это время просмотра, показатель кликабельности (CTR) и опросы об удовлетворенности.
При этом с появлением Shorts авторам стало проще привлекать новую аудиторию на свои каналы. Креаторы отмечают, что используют короткий формат видео как один из стратегических инструментов при продвижении и наблюдают значительный прирост просмотров и подписчиков.
Эволюция алгоритмов YouTube показывает, что успех продвижения на YouTube зависит от адаптивности к нововведениям.
Как работают алгоритмы YouTube
Обратимся к официальным и авторитетным сторонним источникам:
Команда YouTube пишет в блоге, что при ранжировании видео используется система сравнения: «…у каждого пользователя есть уникальные привычки просмотра. Алгоритм сравнивает ваши привычки просмотра с привычками похожих на вас пользователей и использует эту информацию, чтобы предложить контент, который вы, возможно, захотите посмотреть».
Команда YouTube также отметила, что измеряет активность пользователей: «Наши алгоритмы обращают внимание не на видео, а на зрителей. Поэтому вместо того, чтобы пытаться создавать видео, которые понравятся алгоритмам, сфокусируйтесь на создании видео, которые понравятся вашим зрителям».
А в начале 2025 года представитель YouTube по работе с авторами Рене Ричи и Тодд Бопре, возглавляющий команду Growth and Discovery, подробно обсудили тему алгоритма YouTube. Ключевая мысль из обсуждения — при ранжировании видео YouTube учитывает широкий спектр факторов и показателей, которые зависят от контекста. Но основное внимание уделяется «удовлетворенности» пользователей.
7 ключевых сигналов для алгоритмов YouTube
На основе официальной информации и результатов сторонних тестов было выделено семь ключевых факторов, которые YouTube рассматривает для оценки того, что считается «удовлетворенностью»:
- Характеристики контента: алгоритм использует метаданные (заголовки, описания к видео и расшифровки), чтобы определить, релевантно ли видео запросу пользователя. Оптимизированные метаданные повышают вероятность того, что видео будет рекомендовано.
- Время просмотра: чем дольше пользователь смотрит видео, тем ценнее для него контент. Несмотря на значительные различия в зависимости от тематики контента, команда агентства выяснила, что среднее время просмотра видео на YouTube составляет 3,06 минуты, и это хороший ориентир для более длинных видео.
- Показатель кликабельности (CTR): заголовки и превью, привлекающие внимание зрителей, приводят к росту кликов и повышают релевантность.
- Лайки, комментарии и репосты: взаимодействие зрителей с контентом показывает, насколько он актуален для них. Видео с высокой вовлеченностью будут продвигаться алгоритмами YouTube с большей вероятностью.
- Поведение зрителя: приоритет отдается контенту, который основан на истории просмотров, лайках и повторных взаимодействиях.Также учитываются паттерны поведения среди зрителей с похожими интересами.
- Актуальность: исследование Pew Research Center показало, что 32% взрослого населения США используют YouTube, чтобы быть в курсе текущих событий. Актуальность новостного контента является важным фактором ранжирования.
- Борьба с дезинформацией: предпочтение отдается каналам с авторитетным, последовательным и заслуживающим доверия контентом. Важно отметить, что алгоритмы YouTube также замечают видео, которые вводят пользователей в заблуждение, и ограничивают их показ. Поэтому важно соблюдать правила платформы, чтобы не попасть под такие санкции.
Как увеличить органические охваты на YouTube
Необходимо сосредоточиться на трёх факторах ранжирования:
- вовлечённости;
- релевантности;
- удовлетворённости зрителей.
И, конечно же, необходимо создавать полезный и вовлекающий контент. Дополнительно стоит обратить внимание на настройки канала и оптимизацию видео — в комплексе это приведет к успешному ранжированию вашего контента.
1. Выберите цепляющий заголовок
Алгоритмы YouTube анализируют заголовки видео, что понять, о чем они. Грамотно составленный заголовок с высокой долей вероятности повлияет на то, будет ли рекомендовано и появится ли оно в результатах поиска по соответствующим запросам.
Как правильно оформлять заголовки для видео на YouTube
- Подберите одно высокочастотное ключевое слово: для этого введите основную тему вашего видео в поисковую строку YouTube, чтобы получить конкретные варианты ключевых слов. А затем используйте его в своих заголовках.
- Добавьте в заголовок явные преимущества: цепляющий заголовок нужен не только для того, чтобы показать алгоритму, о чем ваше видео. Он также нужен для формирования интереса у зрителей и стимулирования кликабельности. Четко сформулируйте конкретный результат или пользу. Заголовки по типу «How to» также очень хорошо работают на YouTube.
- Не зацикливайтесь на тегах: достаточно добавить три-четыре ключевых слова в теги при загрузке видео.
2. Оптимизируйте описание к видео
Описания не только излагают суть вашего видео — они помогают алгоритмам понять и классифицировать контент.
Как создать описание к видео на YouTube:
- Сфокусируйтесь на первых двух строках: они отображаются в результатах поиска. Начните с цепляющего анонса, который расскажет, что зрители узнают из видео.
- Опишите ключевые выводы и включите таймкоды для длинных видео. Используйте маркированные списки, чтобы читателям было легче просматривать информацию в описании.
- При необходимости добавьте призывы к действию (CTA): к примеру, предлагайте зрителям перейти на похожие видео на вашем канале или предлагайте подписаться на свой канал.
3. Создайте привлекательные превью
Превью на YouTube (также называется «значком») — это обложка видеоролика, которая показывается пользователям платформы рядом с названием ролика (прим. – Zum Punkt).
Лайфхаки по подготовке превью:
- Размещайте на обложке перефразированный текст заголовка: акцентируйте внимание на идее видео.
- Используйте на превью фотографии с лицом: исследования показывают, что мы чаще замечаем контент, в котором есть изображения лиц других людей.
- Если нет бюджета на дизайнера, создавайте обложки-превью самостоятельно с помощью таких платформ, как Canva или Adobe Express. Многие подобные программы оснащены функциями ИИ, которые помогут подготовить превью для видео.
- Используйте A/B тестирование разных превью — чтобы определить, какой визуал работает лучше.
4. Увеличивайте среднее время просмотра
- Начинайте видео с цепляющей фразы. Необходимо заинтересовать аудиторию в первые 10 секунд.
- Отвечайте ожиданиям аудитории: содержание ролика должно соответствовать тому, что обещают заголовок и превью.
- Добавляйте хронометраж: разделяйте длинные видео на секции с таймкодами, чтобы зрители могли перейти к частям, которые их больше всего интересуют.
- Адаптируйте стратегию подготовки видеоконтента с учетом обратной связи от зрителей. Анализируйте графики удержания аудитории в YouTube Studio, чтобы понять, на каком этапе зрители уходят (и какие темы им, вероятно, не интересны).
5. Не пропускайте заключение видео
Хорошее заключение удерживает вовлеченность зрителей и побуждает их подписаться, посмотреть другое видео или посетить ваш сайт:
- Добавьте плашку с призывом к действию, ссылкой на ваш сайт или кнопку подписки. Сделать это можно в настройках при публикации видео на YouTube.
- В самом видео в заключении предлагайте зрителям перейти на другие видео / плейлисты или подписаться на канал (получится устный CTA).
- Добавьте в финале видео кликабельные карточки с другим похожим контентом на своем канале.
6. Создавайте серии и плейлисты
Такой контент дольше удерживает внимание зрителей и увеличивает продолжительность просмотров, а это важно для алгоритмов. Пользователи могут провести на вашем канале много времени, пока будут смотреть все видео в подборках.
Есть два способа предлагать контент с «продолжением»:
- Плейлисты: группируйте похожие по теме видео в плейлисты с автоматическим воспроизведением. Так зрителям не придётся искать следующее видео.
- Видео-эпизоды (как в сериалах): публикуйте контент по частям и таким образом, чтобы пользователи захотели перейти на другую часть. Например: «Азы технической части SEO. Часть 1».
В конце видео добавляйте тизеры к другим частям или другим своим видео — чтобы удержать внимание зрителей.
7. Изучайте аналитику, чтобы находить новые возможности для роста канала
Творческая студия YouTube предлагает инструменты для анализа эффективности контента. Основные показатели, которые нужно отслеживать:
- Удержание аудитории.
- Показатель кликабельности (CTR).
- Показатели вовлеченности (количество лайков, комментариев и репостов).
- Демографические данные и источники трафика.
Главные тренды на YouTube в 2025 году
Чтобы оставаться конкурентоспособными на YouTube в 2025 году, нужно соответствовать ожиданиям целевой аудитории и новым трендам на платформе:
YouTube Shorts — эффективный инструмент для привлечения новой аудитории и продвижения своего основного контента. Чтобы Shorts работали, необходимо следовать следующим рекомендациям:
- В видео выделяйте одну основную идею: говорите просто и ясно, чтобы зритель понял, в чем концепция вашего ролика.
- Используйте субтитры — многие смотрят видео без звука.
- Используйте ресайз: выделяйте ключевые моменты из длинных видео, монтируйте и публикуйте их в формате Shorts.
Интерактивный контент — например, опросы, видео Q&A, пользовательский контент (UGC-видео). Такой контент позволяет вовлекать аудиторию и создавать с ней более тесные взаимоотношения.
Прямые трансляции — через них можно отвечать на вопросы аудитории и собирать отзывы напрямую у зрителей в режиме реального времени.
Устойчивость и инклюзивность — пользователи все чаще следят за авторами, которые разделяют и транслируют ценности своей ЦА. Сюда, например, можно отнести заботу об окружающей среде (блогер публикует видео об эко-методах и сортировке мусора, и продвигается среди заинтересованной аудитории). Не менее важна инклюзивность. Например, использование многоязычных субтитров в своих роликах.
Изменит ли ИИ алгоритмы YouTube
В эпоху инструментов AI у авторов YouTube большое будущее. В обозримом будущем алгоритмы ИИ будут ориентироваться на релевантность, время просмотра, кликабельность и показатели удовлетворённости. Нейропомощники в поисковых системах (к примеру, обзор от ИИ в Google — прим. Zum Punkt) часто ссылаются на видео из YouTube. С момента запуска ИИ-ассистентов количество ссылок в обзорах ИИ выросло на 414%. Эти данные указывают на то, что потребление видео на YouTube будет расти по мере распространения нейропоиска.
Заключение
Успех продвижения на YouTube зависит от способности создавать качественный, полезный, вовлекающий контент, который отвечает запросам вашей аудитории. Алгоритм — лишь инструмент, который продвигает видео, интересные зрителям.
Надеемся, этот материал был полезным для вас. Если вы ищете прогрессивного партнера для работы над своими бизнес-задачами — мы всегда готовы помочь. Обратитесь к нам, просто написав на start@zumpunkt.ru или заполнив форму на нашем сайте.