Найти в Дзене
Культурный код

"Божественный ветер" императорской Японии: лётчики-камикадзе времён ВМВ

Оглавление

Термин камикадзе — буквально «божественный ветер» — восходит к XIII веку, когда тайфуны, уничтожившие монгольские флоты Хубилая, были истолкованы как проявление божественной защиты Японии. В 1944 году это название было реанимировано, но уже в контексте массированной тактики самопожертвования.

Пилот-камикадзе Киёси Огава, который атаковал американский авианосец «Банкер-Хилл»
Пилот-камикадзе Киёси Огава, который атаковал американский авианосец «Банкер-Хилл»

В японской военной культуре сёгуната, особенно в традиции бусидо, смерть в бою считалась не трагедией, а высшей формой служения. Тем не менее, переход от идеализированной добровольной гибели к систематизированной тактике уничтожения с воздуха стал следствием не духовного порыва, а стратегического отчаяния.

Лёгкий крейсер «Колумбия» атакован камикадзе в заливе Лингаен; 6 января 1945 года
Лёгкий крейсер «Колумбия» атакован камикадзе в заливе Лингаен; 6 января 1945 года

К 1944 году Япония потеряла контроль над Тихим океаном. Поражения при Мидуэе, Сайпане и Филиппинах оставили империю без ресурсов, промышленной базы и авиационного превосходства. Именно в этот момент, в октябре 1944 года, вице-адмирал Такэдзиро Онуки предложил использовать пилотов как живые боеголовки. Это не было решением, принятым в экстазе патриотизма. Это была попытка компенсировать нехватку топлива, боеприпасов и квалифицированных пилотов — последних из-за ускоренных программ подготовки заменяли идеологизированные подростки с минимальными навыками.

Отбор и подготовка: между реальностью и мифом о добровольности

Официальная пропаганда утверждала, что все камикадзе шли на задание по собственной воле. Архивные документы и мемуары участников, однако, рисуют более сложную картину. В большинстве случаев добровольность была формальной. Командиры объявляли о формировании отряда камикадзе и просили поднять руки. Отказ означал бы не только позор, но и исключение из воинской среды, что в условиях тотальной мобилизации было эквивалентно социальному уничтожению.

-3

В архивах содержатся записи из дневников пилотов, которые описывают внутренний конфликт: «Я поднял руку, потому что не мог посмотреть в глаза товарищам». Другие отмечали, что выбор был иллюзорен: «Либо ты идёшь, либо тебя отправят на смерть в обычной бомбардировке — но тогда ты умрёшь зря». Подготовка длилась от нескольких дней до недели. Лётчиков учили не манёврам, а точному заходу на цель.

Самолёт-снаряд «Yokosuka MXY7 Ohka» в американском пособии
Самолёт-снаряд «Yokosuka MXY7 Ohka» в американском пособии

Самолёты камикадзе — чаще всего модифицированные «Зеро» или старые бомбардировщики — нагружались дополнительными взрывчатыми веществами, а шасси иногда снабжались деревянными фиксаторами, чтобы исключить возможность посадки. Но были и специализированные наработки с реактивными двигателями, как летательный аппарат схематически представленный на рисунке выше - Yokosuka MXY7 Ohka.

Нередки случаи, когда кабина пилота буквально фиксировалась болтами, чтобы обеспечить невозможность экстренного покидания кабины. Это говорит о том, что японское командование не до конца доверяло лётчикам камикадзе и стремилось подстраховаться всеми доступными способами.

Техническая сторона

Все инженерные решения были направлены на максимизацию поражающего эффекта при минимальных ресурсах. Например, к концу 1944 года в отрядах «Сингитай» и «Ямато» начали использовать самолёты с удвоенной нормой взрывчатки — до 250 кг под фюзеляжем. Некоторые машины получали дополнительные топливные баки, чтобы увеличить дальность, но это делалось не для возвращения, а чтобы достичь цели за пределами радиуса действия истребителей союзников.

Авианосец «Банкер-Хилл» горит после попадания в него камикадзе, вид с полётной палубы. Окинава, 11 мая 1945 года
Авианосец «Банкер-Хилл» горит после попадания в него камикадзе, вид с полётной палубы. Окинава, 11 мая 1945 года

Интересен факт из архивов ВМС США: после анализа обломков самолётов камикадзе американские инженеры обнаружили, что в ряде случаев взрыватели были модифицированы так, чтобы детонировать не при ударе, а с небольшой задержкой — чтобы самолёт успевал проникнуть внутрь палубы корабля перед взрывом. Это свидетельствует о высоком уровне тактического планирования каждой операции.

Психология пилотов

Более 3 800 пилотов-камикадзе оставили после себя прощальные письма — исё-сё. Эти тексты, хранимые в Национальном архиве Японии, представляют собой уникальный источник для понимания внутреннего мира людей, готовящихся к смерти. Большинство писем не содержат призывов к национальной мести или религиозного экстаза. Напротив — в них преобладают темы семьи, природы, сожаления о нереализованных мечтах.

Пилот-камикадзе ВМС в звании лейтенанта получает приказ о боевом вылете. Более 90 % пилотов-камикадзе ВМС были в возрасте от 18 до 24 лет.
Пилот-камикадзе ВМС в звании лейтенанта получает приказ о боевом вылете. Более 90 % пилотов-камикадзе ВМС были в возрасте от 18 до 24 лет.

Один из пилотов писал: «Я не боюсь смерти. Но мне жаль, что не увижу, как цветёт вишня в следующую весну». Другой упоминал, что перед вылетом съел порцию риса с маринованным имбирём — любимое блюдо матери. Эти детали разрушают стереотип о «машине смерти» и показывают, что за фасадом воинской дисциплины стояли живые люди, способные к тонким чувствам.

Психологические исследования, проведённые в 1990-х годах на основе анализа этих писем, выявили, что у большинства пилотов доминировало чувство долга перед семьёй и обществом. Это не было слепым подчинением, а скорее попыткой сохранить лицо, не подвести тех, кто верил в их подвиг.

Эффективность камикадзе: военная статистика и её интерпретация

С 1944 по 1945 год камикадзе совершили около 2 500 атак. По данным Министерства обороны США, эти атаки привели к гибели около 4 900 моряков и повреждению или потоплению 34 кораблей, включая авианосцы, эсминцы и крейсера. Наиболее известный случай — гибель эсминца USS Bryant в апреле 1945 года у Окинавы, поражённого двумя самолётами подряд.

Камикадзе — отсылка к двум тайфунам, которые потопили или рассеяли флоты монголов вторгшихся под предводительством Хубилай-хана.
Камикадзе — отсылка к двум тайфунам, которые потопили или рассеяли флоты монголов вторгшихся под предводительством Хубилай-хана.

Однако эффективность этой тактики оценивается неоднозначно. Коэффициент поражения — количество повреждённых кораблей на одну атаку — составлял около 15–20%. При этом потери японской стороны были абсолютными: почти все пилоты погибли. Американские тактики быстро адаптировались: были усилены зенитные батареи, введена система «зон прикрытия», а истребители получили приоритет на перехват самолётов с подозрительным курсом.

Интересно, что по мере ухудшения качества пилотов (в 1945 году в отрядах камикадзе служили даже школьники 16–17 лет) точность атак снижалась. Многие самолёты не долетали до цели из-за нехватки топлива или навигационных ошибок. Некоторые даже садились на американские корабли, принимая их за японские — из-за усталости и дезориентации.

Роль пропаганды: как формировался образ «героя-смертника»

Японская пресса начала 1944–1945 годов буквально насытилась образами камикадзе. Газеты публиковали фотографии молодых лётчиков с цветами сакуры, стихи перед вылетом, письма к матерям. Эти материалы создавали культ. Пилотов называли «цветами на ветру», «звездами утреннего неба», «последними хранителями духа Японии».

«Зеро» модели 52c, готовые принять участие в атаке камикадзе  (начало 1945 года)
«Зеро» модели 52c, готовые принять участие в атаке камикадзе (начало 1945 года)

Но за этим стояла чёткая стратегия. Пропаганда должна была мотивировать население на продолжение сопротивления, несмотря на разрушения городов и дефицит продовольствия. Каждый вылет камикадзе объявлялся героическим актом, способным «переломить ход Войны». В школах детям внушили, что «умереть за императора — величайшее счастье».

Однако в базе данных обнаружены и другие материалы — доклады полиции мысль (кэмпэйтай), в которых отмечается, что к концу Войны среди молодёжи росло недоверие к пропаганде. Некоторые семьи скрывали своих сыновей от призыва, а в деревнях ходили слухи, что «камикадзе — это просто способ избавиться от плохих пилотов».

Расширение тактики «живых снарядов»

Камикадзе — это не только лётчики. К концу ВМВ Япония развернула целую систему тактик самопожертвования. Среди них:

  • Кайо-геки — подводные лодки-самоубийцы типа Кайтен, пилотируемые людьми. Более 100 таких аппаратов были произведены, но их эффективность оказалась близка к нулю: большинство не достигали цели из-за технических неисправностей.
  • Шин’ю-токко — торпеды с водолазами, которые должны были доставить заряд к корпусу корабля вручную.
  • Мару-ни — катера с взрывчаткой, управляемые добровольцами, использовались в защите Окинавы.
Самолёт камикадзе взрывается после столкновения с Эссексом's лётной палубой в средней части корабля 25 ноября 1944 года.
Самолёт камикадзе взрывается после столкновения с Эссексом's лётной палубой в средней части корабля 25 ноября 1944 года.

Эти проекты показывают, насколько глубоко проникла логика тотального самопожертвования. Они уже не были тактическим решением — это была попытка создать симметрию между моральной силой и военной слабостью. Однако технически они были обречены: отсутствие ресурсов, низкое качество материалов и нехватка подготовленных операторов делали жертвы малоэффективными.

Как Япония сегодня относится к камикадзе

В современной Японии тема камикадзе остаётся одной из самых противоречивых. В Йасукауни-дзиндзя — храме, посвящённом павшим воинам, — имена пилотов включены в список «божественных душ». Это вызывает критику со стороны соседних стран, считающих храм символом милитаризма.

26 мая 1945 года. Капрал Юкио Араки с щенком на руках и четверо других пилотов 72-й Синбу эскадрильи в Бансэй, Кагосима. Араки погиб на следующий день в возрасте 17 лет во время самоубийственной атаки на корабли у берегов Окинавы.
26 мая 1945 года. Капрал Юкио Араки с щенком на руках и четверо других пилотов 72-й Синбу эскадрильи в Бансэй, Кагосима. Араки погиб на следующий день в возрасте 17 лет во время самоубийственной атаки на корабли у берегов Окинавы.

Однако внутри Японии наблюдается и другой тренд — попытка деконструировать миф. В университетах проводятся исследования на основе дневников, писем и военных архивов. Книги вроде «Письма из ниоткуда» (сборник исё-сё) стали бестселлерами. В школах теперь чаще говорят не о «героизме», а о трагедии молодых людей, брошенных в мясорубку без шанса на выживание.

Интересен факт: в 2020 году в префектуре Сага был открыт музей, посвящённый пилотам-камикадзе, но с акцентом на их человеческую сторону. Там нет флагов, лозунгов или изображений самолётов в атаке. Вместо этого — аудиозаписи голосов, копии писем, школьные дневники. Это не прославление, а попытка сохранить чистейшую память о людях ставших чуть ли не самыми известными азиатскими символами глобального конфликта первой половины XX века.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.