Найти в Дзене
Мир тесен

Некоторые мысли по поводу картины Эдварда Холдера

Увидал незнакомое мне раньше полотно (Холдер Эдвард Генри (1847 — 1922)
"Семья на пороге дома") – понравилось! Вот ведь интереснейшая штука: те изменения в представлениях людей об обществе и окружающем их мире, которые произошли в XIX веке. Именно тогда человек впервые ощутил усталость от городской цивилизации. Да не просто усталость, а (стараниями французских философов-просветителей, живших в конце предыдущего века) стал противопоставлять «неправильную» городскую «буржуазную» жизнь (хотя этот термин ещё не был в ходу до Маркса с Энгельсом) «правильному» деревенскому приволью. Как мы помним, Роберт Оуэн первые в мире коммуны пытался основать именно «на земле», в деревне. Именно деревня с её «неиспорченными нравами» была маяком для многих прогрессивных людей того времени. (В скобках заметим, что Н.Г. Чернышевский совершил своего рода интеллектуальный подвиг уже тем, что разместил свою «идеальную общину будущего», мастерские Веры Павловны, не в деревне, как того требовал «тренд» времени,

Увидал незнакомое мне раньше полотно (Холдер Эдвард Генри (1847 — 1922)
"Семья на пороге дома") – понравилось!

Вот ведь интереснейшая штука: те изменения в представлениях людей об обществе и окружающем их мире, которые произошли в XIX веке. Именно тогда человек впервые ощутил усталость от городской цивилизации. Да не просто усталость, а (стараниями французских философов-просветителей, живших в конце предыдущего века) стал противопоставлять «неправильную» городскую «буржуазную» жизнь (хотя этот термин ещё не был в ходу до Маркса с Энгельсом) «правильному» деревенскому приволью.

Как мы помним, Роберт Оуэн первые в мире коммуны пытался основать именно «на земле», в деревне. Именно деревня с её «неиспорченными нравами» была маяком для многих прогрессивных людей того времени. (В скобках заметим, что Н.Г. Чернышевский совершил своего рода интеллектуальный подвиг уже тем, что разместил свою «идеальную общину будущего», мастерские Веры Павловны, не в деревне, как того требовал «тренд» времени, а в городе. Догадавшись первым, что отношения между людьми определяются не только «близостью к природе», но и чем-то ещё...)

Именно тогда, в XIX веке появляется такой новый и неожиданный жанр живописи как пейзаж. Теперь даже странно, как художники предыдущих эпох его не замечали: «Ну растут какие-то трава и кусты, ну и что тут такого?» Восприятие природы как «утраченного рая» постепенно становится массовым.

Среди главных идей XIX века можно выделить две противоположные: с одной стороны, восхищение прогрессом науки и техники, предвкушение того, как этот прогресс (тоже, кстати, типичное словечко того времени!) освободит человечество (Жюль Верн). А с другой стороны, смутный, зарождающийся страх перед этим самым прогрессом – осознание того, что он может завести «не туда» (например, сказка «Соловей» у Андерсена). И соответственно, желание «остановить время»: вот на картине Холдера (она была написана в 1847-м) даже покосившиеся старые заборы и ворота выглядят как обещание грядущего счастья...