Я сидела за ноутбуком, когда Андрей вернулся с работы. Услышав щелчок входной двери, я быстро свернула вкладку с банковской выпиской и открыла текст перевода.
Муж заглянул в кабинет и небрежно чмокнул меня в макушку:
– Добрый вечер, труженица. Как успехи? Много текстов перевела сегодня?
– Да так, потихоньку, – улыбнулась я. – Технический заказ, сложноватый. Но ничего, прорвемся! Где наша не пропадала!
– Ну хоть на хлеб заработала? – усмехнулся супруг, прислонившись к дверному косяку. – А то смотрю, ты все сидишь-сидишь, а толка ноль! Может пора уже на нормальную работу вернуться? У нас вон соседка устроилась в "Газпром", приличную зарплату имеет. Чем ты ее хуже?
– Нет, спасибо, – я старалась говорить спокойно. – Мне так комфортнее.
– Комфортнее ей... – муж покачал головой. – А мне комфортно одному семью тянуть? Вот Серега с работы рассказывал, что у него жена тоже дома сидела, переводами баловалась. Потом одумалась, пошла в норм контору. Теперь хоть какая-то копейка в дом.
– Андрей, давай не будем, – я развернулась к супругу. – У меня есть заказы, они хорошо оплачиваются. И мне нравится работать удаленно.
– Ага, особенно когда половину дня в социальных сетях сидишь, – недовольно хмыкнул он.
– Я не сижу в социальных сетях. Я работаю. И вообще, у меня сейчас срочный заказ...
– Ладно-ладно, не буду мешать твоей "работе", – он изобразил пальцами кавычки. – Пойду душ приму. Кстати, ужин хоть приготовила? Или как обычно "занята была"?
– В духовке запеканка. И салат в холодильнике.
– Уже что-то, – снисходительно кивнул он и наконец ушел.
Я глубоко вздохнула, пытаясь успокоиться. Такие разговоры случались все чаще. Андрей искренне считал мою работу чем-то вроде хобби, приносящим копеечный доход.
Когда три года назад я ушла из офиса на фриланс, он снисходительно похлопал меня по плечу: "Ну-ну, попробуй". С тех пор он регулярно подшучивал над моими "переводишками".
А я не спорила. Просто методично работала, наращивая клиентскую базу.
Сначала действительно было туго: заказы копеечные, заказчики ненадежные.
Но постепенно я нашла свою нишу в техническом переводе, особенно в IT-сфере. Появились крупные клиенты, в том числе зарубежные. Доход рос.
Последние полгода я стабильно получала около полумиллиона рублей в месяц. Деньги копила на отдельном счете, о котором муж не знал.
Признаться честно, я готовила ему сюрприз. Планировала купить новую машину на день рождения через месяц. Его старенькая Toyota давно просилась на покой.
Андрей работал менеджером в автосалоне, приносил домой тысяч 150 и считал себя главным добытчиком. А я поддерживала эту иллюзию. Так было спокойнее.
Муж болезненно относился к успехам других, особенно близких. Когда его младший брат открыл прибыльный бизнес, Андрей месяц не разговаривал с родителями за то, что они "больше гордятся Димкой".
Вечером мы ужинали на кухне.
Супруг рассказывал про сложного клиента, я кивала. Потом он включил телевизор, а я вернулась к работе. Очередной крупный заказ требовал срочного выполнения.
В час ночи, когда муж уже спал, я проверила баланс спецсчета. У меня было накоплено три с половиной миллиона рублей! Достаточно для хорошей машины.
Я мечтательно представила, как Андрей обрадуется подарку, и улыбнулась. Может наконец-то перестанет иронизировать над моей работой.
Засыпая, я думала о том, что неплохо устроилась. Любимая работа, достойный доход, при этом никакого напряжения в семье из-за того, что жена зарабатывает больше мужа.
Единственное, что меня немного тревожило – это необходимость постоянно что-то скрывать. Но ради семейного благополучия можно было и потерпеть...
***
Через неделю за ужином Андрей завел разговор, от которого у меня внутри все похолодело.
– Маш, помнишь, я тебе рассказывал про клиента, который джип у нас покупал? – супруг отложил вилку и с надеждой посмотрел мне в глаза. – Так вот, он предложил мне войти в долю. Открывает сеть автомоек, места уже присмотрел...
Я замерла.
Три года назад всё началОсь точно так же – с "перспективного предложения".
Тогда Димка, младший брат Андрея, открыл свой первый магазин. Андрей ходил сам не свой, говорил, что тоже хочет свое дело. Я видела, как ему больно, как сильно его задевает успех брата. И когда подвернулась возможность купить готовый бизнес, небольшое кафе, я поддержала эту идею.
Денег у нас не было, поэтому мы взяли кредит. В то время для нас два миллиона рублей были огромной суммой. Андрей горел энтузиазмом, строил планы...
А через полгода все рухнуло. Выяснилось, что прежний владелец скрыл реальные долги и хитро оформил документы.
В итоге мы остались с огромным кредитом и разбитыми мечтами.
Далее последовали три года жесточайшей экономии: никаких отпусков, никаких новых вещей.
Я брала дополнительные заказы по ночам, чтобы быстрее закрыть долг. Андрей тогда поклялся, что больше никогда не полезет в бизнес.
И вот снова…
– Андрей, ты же помнишь, чем закончилась прошлая попытка? – осторожно начала я.
– Это совсем другое! – оживился супруг. – Тут все чисто. Я проверил! Клиент – серьезный человек, он...
– Послушай, – перебила я мужа. – Может лучше сосредоточиться на карьере? Ты же хорошо справляешься, тебя ценят в салоне...
– При чем тут салон? – раздраженно отмахнулся мужчина. – Это же совсем другие деньги! Маш, ну ты пойми! Такой шанс раз в жизни бывает.
– И сколько нужно? – спросила я, уже догадываясь об ответе.
– Полтора миллиона, – супруг внимательно посмотрел на меня. – У меня есть триста тысяч... Слушай, у тебя же должны быть какие-то накопления? Ты вроде говорила, что заказов больше стало...
Я молчала, разрываясь между желанием помочь и страхом повторения прошлой истории.
С одной стороны, деньги у меня были. С другой – я слишком хорошо помнила, как мы выкарабкивались в прошлый раз.
– Маша, ну пожалуйста, – Андрей взял меня за руку. – Я все просчитал, риска почти нет. Через год утроим вложения, обещаю.
– Дорогой, прости, но... нет у меня таких денег, – я старалась говорить мягко. – Ты же знаешь, сколько я получаю. Едва на жизнь хватает.
– Да ладно, что-то же должно быть! – умолял меня муж. – Может родители помогут? Или друзья?
– Нет, – я покачала головой. – И давай больше не будем об этом.
Андрей резко вскочил из-за стола:
– Ясно. Значит, не веришь в меня. Как всегда! Что же ты за жена такая!
Следующие несколько дней супруг почти не разговаривал со мной. Уходил рано, возвращался поздно.
А я убеждала себя, что поступаю правильно. Лучше купить ему хорошую машину. Это практичнее и надежнее.
Вот только от этих мыслей почему-то становилось не легче.
***
До дня рождения Андрея оставалась неделя.
Обида из-за несостоявшегося бизнеса вроде бы улеглась. Муж снова начал нормально общаться, даже шутить пытался. А я погрузилась в подготовку сюрприза.
Выбор машины занял у меня почти месяц.
Я изучила десятки обзоров, проштудировала форумы, составила список из пяти моделей. Андрей давно мечтал о Volkswagen Tiguan – практичный, надежный автомобиль. Новый стоил прилично, но я решила не экономить.
В автосалон на другом конце города я ездила тайком, пока муж был на работе.
Менеджер Олег, услышав про сюрприз, проникся и помогал со всеми формальностями. Вместе с ним мы выбрали комплектацию, цвет – глубокий синий металлик, именно такой, как Андрей хотел.
– Давно такого не видел, – улыбался молодой человек, оформляя документы. – Обычно мужья женам машины дарят, а тут наоборот.
Параллельно я организовывала праздник.
Забронировала зал в ресторане "Честер" – любимом месте Андрея. Созвонилась с его коллегами, родственниками, друзьями. Все восприняли идею с энтузиазмом, особенно когда узнали про главный подарок.
– Маша, ты с ума сошла! – ахнула Ирка, моя лучшая подруга. – Откуда такие деньги?
– Накопила потихоньку, – уклончиво ответила я. – Давно хотела сделать мужу особенный подарок.
Накануне праздника я чуть не выдала себя. Андрей застал меня за разговором с Олегом. Тот звонил уточнить детали доставки машины к ресторану.
– Кто это? – подозрительно спросил супруг.
– Да так... по работе, – пробормотала я, краснея.
– По работе? В десять вечера?
– Срочный заказ, – я постаралась взять себя в руки. – Клиент из другого часового пояса.
Андрей недоверчиво хмыкнул, но расспрашивать дальше не стал.
***
День икс наступил в субботу.
Я нервничала с самого утра, то и дело проверяя телефон, все ли идет по плану.
Олег отчитался, что машина готова и будет доставлена вовремя. Ирка прислала фото оформленного зала. Все выглядело идеально.
К семи вечера подъехало такси.
Андрей был в хорошем настроении и шутил всю дорогу. Он думал, что мы едем просто поужинать вдвоем. О вечеринке я не сказала ни слова.
Когда мы вошли в зал, и грянуло дружное "Сюрприз!", он замер на секунду, потом расплылся в широкой улыбке. Тридцать человек гостей – все, кого он любил и ценил – собрались поздравить его.
Начались тосты, подарки, шутки. Андрей сиял, принимая поздравления. Я наблюдала за ним и думала, что вот сейчас, через полчаса, будет главный момент.
В девять, как договаривались, Олег прислал сообщение:
"Все готово".
Я попросила всех выйти на улицу. Якобы для общей фотографии. Андрей ничего не подозревал.
Перед рестораном, в свете фонарей, стоял новенький Tiguan, перевязанный огромным красным бантом. Я достала ключи:
– С днем рождения, любимый!
На секунду повисла абсолютная тишина. Потом кто-то присвистнул, раздались возгласы удивления.
А Андрей... Андрей смотрел на машину странным взглядом, который я не могла расшифровать.
– Это... мне? – хрипло спросил он. – Откуда?..
– От меня, – я протянула ему ключи. – Давно хотела сделать тебе особенный подарок!
Гости захлопали и дружно начали нас поздравлять. Кто-то открыл шампанское, кто-то уже фотографировал машину.
Именинник стоял, не двигаясь, а его лицо с каждой секундой становилось все более напряженным…
***
Весь оставшийся вечер я наблюдала, как муж балансирует на грани. Он натянуто улыбался, принимая поздравления, но я видела, как желваки ходят на его скулах.
Андрей отвечал всем односложно и пил больше обычного.
Гости списывали его состояние на растерянность от такого щедрого подарка.
– Повезло тебе с женой, Андрюха! – хлопал его по плечу начальник из автосалона. – Такой сюрприз! А ты говорил, что она там какие-то переводы делает...
Именинник криво усмехнулся и опрокинул очередную рюмку.
Когда после ресторана мы поехали домой – он за рулем новой машины, я рядом – в салоне висела звенящая тишина.
– Андрей, – не выдержала я, – ты что, не рад?
– Заткнись, – процедил он сквозь зубы. – Просто... заткнись.
Я послушно замолчала. Внутри все сжималось от предчувствия неизбежного взрыва.
Он грянул, как только за нами захлопнулась входная дверь.
– Ты! – супруг развернулся ко мне, его трясло от ярости. – Ты... лгунья! Все это время врала мне в глаза!
– Я хотела сделать тебе приятное...
– Приятное?! – муж почти кричал. – Я просил у тебя денег на бизнес! Умолял! А ты делала вид, что нищая! "Нет у меня таких денег, Андрей... Едва на жизнь хватает..." – передразнил он. – А сама что? Три лимона на машину спокойно выложила!
– Потому что я знала, чем закончится твой бизнес! – не выдержала я. – Как в прошлый раз прогоришь и останемся в долгах...
– Ах, ты значит у нас самая умная! – супруг в ярости пнул журнальный столик. – Ты лучше знаешь, как мне жить? Решаешь за меня? Да кто ты такая?!
– Я твоя жена! И я хотела...
– Жена?! – перебил он. – Жена не предает! Не врет! Не манипулирует! А ты... ты просто эгоистка! Думаешь только о себе! О своих представлениях, как должно быть!
– Андрей, послушай...
– Нет, это ты послушай! – он навис надо мной. – Я просил помощи! Я хотел начать свое дело! Стать кем-то! А ты... ты решила, что машина важнее! Потому что тебе так удобнее! Потому что ты лучше знаешь! Да пошла ты со своей машиной!
Я стояла, оглушенная этим потоком злобы и обвинений. Три года экономии, сотни ночей за компьютером, все эти тайные накопления… ради чего? Чтобы услышать, что я предательница?
– Знаешь что? – продолжал супруг уже тише, но от этого стало еще страшнее. – Я ведь думал, что у нас семья. Полное доверие. А оказывается, ты просто играла со мной все это время. Строила из себя бедную переводчицу...
– Я не строила! – воскликнула я. – Я правда работала! День и ночь! Чтобы сделать тебе подарок!
– Подарок? – он рассмеялся жутким смехом. – Нет, дорогая. Это не подарок. Это – демонстрация твоей власти. Твоего превосходства. "Смотрите все! Я могу купить мужу машину! А он даже на бизнес денег не нашел!"
– Господи, о чем ты... – я закрыла лицо руками. – Какая власть? Какое превосходство? Я просто хотела сделать тебя счастливым!
– Счастливым?! – он схватил с тумбочки ключи от новой машины и с силой швырнул их об стену. – Да лучше бы ты меня просто послала, когда я просил денег! Честнее было бы!
***
– Андрей, прости меня, – я вытирала слезы. – Я правда думала, что делаю как лучше...
– Как лучше? – супруг вдруг успокоился и улыбнулся язвительной улыбкой. – Хорошо. Давай проверим. Если ты действительно хочешь сделать меня счастливым, докажи!
– О чем ты?
– Машину можно продать. Сейчас, пока новая, она стоит прилично. Как раз хватит на долю в бизнесе.
Я застыла и, заикаясь, прошептала:
– Что?..
– Ты же хотела моего счастья? Вот оно! Мой шанс! Я продам машину и вложусь в автомойки. Реализую мечту, попробую еще раз.
– Нет, – я отрицательно покачала головой. – Нет, Андрей. Это мой подарок тебе. Я выбирала его с любовью, копила...
– Вот! – супруг торжествующе поднял палец. – Именно! Твой подарок, твой выбор, твое решение! А я что? Просто кукла, которой ты распоряжаешься?
– При чем здесь это? Если ты хочешь состояться в бизнесе, делай это на свои деньги! А подарок должен быть для тебя ценностью!
– Ценностью?! – муж снова начал заводиться. – Да пойми ты наконец, что моя главная ценность, моя мечта – это свое дело! Стать кем-то! А не просто менеджером в салоне! И если ты правда меня любишь...
– Нет! – я вдруг почувствовала удивительное спокойствие. – Если ты продашь машину, я подам на развод. Сразу же!
– Что?! – супруг аж задохнулся от возмущения.
– Это не просто машина, Андрей. Это символ моего отношения к тебе. Моей заботы. Если ты так легко готов это перечеркнуть...
– А твое отношение ко мне… это что? Контроль? – перебил он. – "Делай так, живи эдак, не смей продавать МОЙ подарок"! Знаешь что? Может и правда развод для нас - лучшее решение. Я устал! Потому что мне не нужна жена, которая считает меня неспособным принимать решения. Я хочу быть мужчиной!
Мы смотрели друг на друга, и я вдруг поняла, что это конец. Все эти годы мы жили в какой-то иллюзии. Я пыталась создать идеальную картинку: заботливая жена, успешный муж, счастливая семья. А получила... это.
– Хорошо, – я медленно сняла кольцо. – Завтра схожу к юристу и подготовлю документы.
– Отлично, – Андрей криво усмехнулся. – Только машину верни. Это же был подарок мне, так? Значит, я вправе ею распоряжаться, как пожелаю.
– Нет, – я положила кольцо на стол. – Машина останется у меня. В качестве компенсации за все эти годы... иллюзий.
Он хотел что-то сказать, но я уже шла в спальню собирать вещи. Через час вызвала такси и уехала к подруге.
***
Два месяца спустя мы встретились, чтобы подписать последние документы о разводе.
Андрей выглядел довольно спокойным, и даже счастливым. Я слышала, что он все-таки нашел деньги на бизнес. Теперь развивает сеть автомоек.
Я переехала в другой район, сменила прическу и купила себе квартиру. Работаю по-прежнему много, но теперь не прячу свои успехи. И впервые за долгое время чувствую себя по-настоящему свободной.
Tiguan я продала через месяц после развода. Не потому, что нужны были деньги. Просто каждый раз, садясь за руль, я вспоминала тот вечер. И каждый раз понимала, что некоторые подарки становятся слишком тяжелой ношей. Как для того, кто их получает, так и для того, кто дарит.
Говорят, Андрей до сих пор злится, когда видит синие Тигуаны на дороге.
А я... я просто живу дальше. И учусь дарить подарки без ожиданий. Даже если этот подарок – свобода.