В Европе на полную мощность запущены моторы дипломатии. Канцлер Фридрих Мерц, вернувшись из своей первой поездки в Вашингтон и переговоров с Дональдом Трампом, объявил: Берлин будет продвигать механизм взаимной отмены тарифов на автомобили. Суть проста — американские машины смогут въезжать в Европу без пошлин, но в том же объеме, что и европейские пойдут в США.
Для автопрома это вопрос с шестью нулями. По данным ACEA, в 2024 году Европа отправила в США почти 758 тысяч автомобилей на сумму 38,9 млрд евро ($45,5 млрд) — более чем в четыре раза больше, чем получила в обратном направлении. Неудивительно, что Вашингтон видит в этом дисбаланс, а для Брюсселя автомобили — «красная линия» в любых торговых переговорах. Проблема в том, что цели сторон различны: Трамп хочет оживить американское автопроизводство, тогда как ЕС добивается свободного доступа к рынкам, особенно в условиях высокой стоимости энергии и давления со стороны Китая.
Кто выигрывает
В плюсе от схемы «экспорт в зачет импорта» — прежде всего BMW и Mercedes-Benz. Оба автогиганта имеют крупные заводы в США, чья продукция расходится по всему миру. BMW, например, в 2024 году отправила со своего предприятия в Спартанберге (Южная Каролина) около 225 тыс. автомобилей на экспорт, тогда как на американском рынке продала примерно 400 тыс., импортировав из других стран лишь 175 тыс. машин. Mercedes-Benz в Таскалусе (Алабама) экспортирует около двух третей выпуска — примерно 170 тыс. автомобилей.
Кто за бортом
Volkswagen, крупнейший автопроизводитель Европы, почти не выиграет — его завод в Чаттануге (Теннесси) работает в основном на местный рынок. По этой причине в отрасли продвигают идею инвестиционных кредитов, которые могли бы помочь в расширении производства для экспорта. Похожая ситуация у Porsche — вся продукция в США идет из Европы.
Stellantis (бренды Jeep, Ram, Chrysler, Alfa Romeo, Maserati, Fiat) мало затронет новая схема: поток машин между ЕС и США невелик, а главная угроза для концерна — возможные тарифы на Мексику и Канаду, где собирают около 40% его североамериканских автомобилей.
Главным проигравшим может стать Volvo Cars. В США продается значительная доля машин, ввезенных напрямую из Европы, и 16% глобальных продаж концерна приходится на американский рынок. Компания планирует расширить завод в Чарлстоне (Южная Каролина), где уже делают электрический EX90 и где недавно начали собирать Polestar 3, чтобы обойти американские тарифы на китайские авто, но случится это нескоро.
Как отреагирует рынок б/у авто?
Если схема заработает, тарифное давление на новые европейские автомобили в США снизится, что может повлиять и на сегмент «бэушек». Более дешевый ввоз новых BMW, Mercedes и других марок из Европы в Америку приведет к постепенному удешевлению подержанных версий этих моделей на внутреннем рынке США. В то же время может вырасти спрос на модели с богатой комплектацией, что несколько уменьшит их доступность.
Что дальше
Мерц заявил, что между Белым домом и его канцелярией создадут рабочую группу для детальных переговоров, а ключевые решения останутся за Еврокомиссией. Уже в день своего заявления канцлер намеревался обсудить результаты встречи с Урсулой фон дер Ляйен. Источники Reuters отмечают, что BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen ведут с Вашингтоном предварительные консультации о возможной тарифной сделке.
Лайфхаки
по рынку б/у авто из США (август 2025 г) из разных СМИ
- Покупайте электрокары Tesla сейчас — их цены упали до $27,800, а снижение на Cybertruck и Model Y достигает 30% и 12%. Отличный момент для выгодного входа в сегмент электромобилей. (Источник: CarGurus)
- Если приглядываетесь к Volkswagen или Porsche из США — не торопитесь. Из-за слабого эффекта от новых торговых соглашений цены на эти марки могут оставаться под давлением, а значит, есть шанс купить их дешевле через пару месяцев. (Reuters)
- Обращайте внимание на пикапы и внедорожники — их цены падают, хотя и незначительно (-0,56% за июль 2025 по сравнению с июнем). (CarEdge)
- Покупайте компактные и среднеразмерные автомобили (в РБ – с объемом двигателя до 2.0 л, не попающем под высокие налоги при ввозе). Наиболее популярны Toyota Corolla, Honda Civic, Hyundai Elantra. Это обеспечит вам экономию на топливе, налогах и страховании, а также более выгодную перепродажу в большинстве стран Европы. (ACEA)
- Изучайте предложения и покупайте автомобили BMW, Mercedes и других брендов с локальным производством в США (например, заводы BMW в Спартанберге, Mercedes в Таскалусе). Такие машины потенциально будут дешевле в покупке и обслуживании, а в будущем сохранят высокую ликвидность. (Reuters)
- Индекс Manheim за год вырос на 6,3%, а спрос несколько превышает предложение. Заключайте сделки быстро, чтобы не переплачивать позже. (Manheim)
- Следите за тарифными новостями — отмена или смягчение пошлин на новые авто может резко изменить динамику рынка б/у. Вовремя реагируйте, чтобы выгодно покупать или продавать. (Reuters)
- Используйте льготные кредитные программы (к примеру, InterCargo) и акции аукционов (бесплатное членство, промокоды со скидками на первый заказ и т.д.) — сейчас много выгодных предложений.
Источники: Reuters.com, CarEdge.соm