Найти в Дзене
Григорий И.

Пять шагов по улице Марата. Шаг пятый: через годы, через расстояния

Шаг четвертый: Пять шагов по улице Марата. Шаг четвертый: от Зигеля к Ленину | Григорий И. | Дзен Григорий Иоффе Детство мое, незаметно перешедшее в отрочество, в одночастье закончилось весной 1963 года, когда наша семья переехала с улицы Марата в Московский район, на улицу Краснопутиловскую, в новый блочный дом на углу с Кубинской. Этот дом был первым в нашем квартале, и на наших глазах вокруг росли другие такие же пятиэтажки. Росли, как на дрожжах, или как грибы – тут можно напридумывать тысячу сравнений. Но приезжали с ДСК (домостроительного комбината) один за другим панелевозы с готовыми блоками стен или с кубиками санузлов, и все это тут же взлетало с помощью крана на очередной этаж: день-два, и этаж готов, и пошли отделочные работы. Справа – наш дом на Краснопутиловской, мимо которого будущий автор этих заметок катит на велосипеде, купленном на стипендию вкупе с заработком в мастерских техникума. 1966 год Дома эти, как говорили тогда, должны были простоять 20 лет. Но наш дом стои

Шаг четвертый:

Пять шагов по улице Марата. Шаг четвертый: от Зигеля к Ленину | Григорий И. | Дзен

Григорий Иоффе

Детство мое, незаметно перешедшее в отрочество, в одночастье закончилось весной 1963 года, когда наша семья переехала с улицы Марата в Московский район, на улицу Краснопутиловскую, в новый блочный дом на углу с Кубинской. Этот дом был первым в нашем квартале, и на наших глазах вокруг росли другие такие же пятиэтажки. Росли, как на дрожжах, или как грибы – тут можно напридумывать тысячу сравнений. Но приезжали с ДСК (домостроительного комбината) один за другим панелевозы с готовыми блоками стен или с кубиками санузлов, и все это тут же взлетало с помощью крана на очередной этаж: день-два, и этаж готов, и пошли отделочные работы.

-2

Справа – наш дом на Краснопутиловской, мимо которого будущий автор этих заметок катит на велосипеде, купленном на стипендию вкупе с заработком в мастерских техникума. 1966 год

Дома эти, как говорили тогда, должны были простоять 20 лет. Но наш дом стоит до сих пор. И не страшны ему никакие инновации, о которых, не в пример Москве, у нас поговорили-поговорили, да и забыли. Оно и к лучшему: лучше старая, пусть и небольшая, но обжитая квартира, чем инновационная московская, где все сделано кое-как, где текут унитазы и клинятся лифты. Хотя по московскому телеканалу всего этого не показывают: там каждый день рапортуют об очередных победах мэра на благо москвичей, при каждом дожде плавающих по улицам на подручных средствах. Как мы в детстве – на бывших бегах, устроенных на месте Семеновского плаца.

Тут, наконец, читатель может унять свое недоумение по поводу психического здоровья автора, уехавшего, видимо, на своем велосипеде, не в ту степь. Что есть, то есть: ностальгия и слеза по прошлому, где все было так хорошо, хороша, опять же, в меру.

Это всё я к тому, что на дом Бажанова на Марата, 72, куда занесло (в хорошем смысле) пару недель назад моих дочь и внука, мы в годы своего детства, идучи мимо него на стадион «Локомотив», не обращали никакого внимания. Мало ли домов на нашей улице! И у каждого – свой облик, своя история, свое название по бывшему хозяину или архитектору.

-3

Библиотеку в этом доме открыли через год после нашего переезда, в 1964-м. Не пересеклись мы во времени и пространстве, а за книгами ходили либо в школьную библиотеку, либо в районную детскую, которая была в здании 321-й школы, совсем рядом с нашей 297-й, на углу улиц Социалистической и Правды.

И здесь-то, у дома Бажанова, вместе с Аней и Мишей, я закончу свое сумбурное путешествие по улице Марата. Не знаю, удалось ли мне создать облик нашей улицы и помочь вам ощутить ее дух. Если да – буду рад. Хотя я к этому и не стремился, наверное. Все эти путешествия – лишь отголоски прошлого, штрихи из памяти, такие, какими они мне запомнились.

А последний шаг в этом путешествии пусть сделан будет в настоящем, вот сейчас, здесь, на улице Марата, по дороге от дома 59 к дому 72.

-4

Анна Першина

В доме Бажанова

Дом Бажанова в Санкт-Петербурге – особняк начала ХХ века в стиле модерн. Здесь сохранилась значительная часть интерьеров – лепные фризы, барельефы, деревянные резные панели, хрустальные люстры, венецианские зеркала.

-5

А ещё несколько прекрасных каминов, из которых главная жемчужина – майоликовый камин «Вольга и Микула», созданный по эскизу Врубеля в художественно-керамических мастерских Петра Ваулина в 1908 году. Известно всего пять вариантов этого камина, в доме Бажанова – один из них.

-6

Сейчас особняк занимает детская библиотека, регулярно проходят выставки, вход на них свободный. Можно просто прийти на выставку, а заодно осмотреть интерьеры или полистать книгу, сидя в кресле у Врубелевского камина. В день нашего посещения детские программы уже закончились, в залах было пусто и тихо.

-7

Сотрудницы библиотеки – интеллигентные, в красивых платьях под стать интерьерам, дали возможность побыть в этой тишине, спокойно всё осмотреть и познакомиться с подборкой книг, посвященных искусству модерна.

-8
-9

P.S. от Григория И. Покидая улицу Марата, где прошло мое детство, хочу напомнить, что в основу этого "сериала" легли страницы книги "100 лет с правом переписки. Народный роман": история семьи на фоне истории страны прошлого и начала нынешнего веков. В книге сотни действующих лиц, и каждый из этих людей, на своем "фронте", стал участником тех событий, которые потрясли нас и потрясли мир, чтобы мы и наша страна сегодня стали такими, какие мы есть. Умеющими постоять за себя и за свое государство.

О том, как это происходило, шаг за шагом, – в книге.

Книгу пока еще можно купить в интернет-магазинах OZON, "Маркет", ИЦ "Гуманитарная академия" и в издательстве "Петербург - ХХI век".