Найти в Дзене

Чем заканчивался для советских пилотов побег из СССР на боевом самолете?

В одной из прошлых статей я упоминал предателей, перешедших на сторону врага и получил от вас множество комментариев из серии: "Но ведь такие действительно были!" Да, не спорю, были, но нельзя сказать о том, что предатели в нашей армии были все поголовно. Следуя здравому смыслу и логике, если бы все было именно так, то Великую Отечественную войну, например, мы бы никогда не выиграли. Более того, предателей зачастую выслеживали, ловили, привозили обратно и подвергали заслуженному наказанию. При этом, если уж быть совсем честным, то предатели были всегда, не только в годы войны. Одни просто бежали, другие пытались даже угнать с собой какую-то технику. Самолеты, например. Но и таких тоже ловили. Вот их как раз давайте и рассмотрим. Каким образом это удавалось сделать и что с такими горемыками-пилотами становилось дальше?

МиГ-25П угнанный Виктором Беленко в Японию в 1976 году
МиГ-25П угнанный Виктором Беленко в Японию в 1976 году
  • Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя

Советские пилоты всегда являлись приоритетом для западных стран, потому как интересно было узнать, какая там начинка у советского самолета, что в нем нового и инновационного. Здесь имеются ввиду в основном боевые самолеты, потому как с гражданскими итак все было более-менее понятно. Если кто-то и умудрялся угнать, ну или просто совершить попытку угона гражданского самолета, то таких товарищей, как правило выдворяли обратно в Советский Союз. Совсем иначе дело обстояло с пилотами боевых самолетов. Если пилот умудрялся угнать боевой самолет, то ему за это обещали полную защиту и прекрасное финансовое обеспечение. Правда, к чести сказать, таких в нашей стране были единицы. Но, все же они были.

Октябрь 1948 года. Два пилота, которых звали Петр Пирогов и Анатолий Барсов (на фото ниже), решили угнать в Австрию бомбардировщик Ту-2. Им за это обещали много денег, гражданство европейского государства и вообще полную безопасность. Угон увенчался успехом, однако, не стоит забывать о том, что 1948 год - это советское, послевоенное время и люди были более совестливыми. В общем, если Пирогов остался в Европе, то Барсова замучила совесть и он решил вернуться домой. Причем вернуться тайно. За это ему обещали полную амнистию. Спустя год он сдался и направился на Родину. Его никто не встречал с распростертыми объятиями. Барсова сразу арестовали, а спустя всего полгода расстреляли за измену Родине. Времена тогда были суровые.

-2

Спустя примерно полгода - в марте 1949-го, подполковник Щиров решил повторить то, что совершили Пирогов и Барсов. Он попытался угнать самолет У-2, но не в Европу, а в Турцию. Однако, еще в процессе полета стали появляться какие-то необъяснимые поломки, а затем на исходе оказалось топливо. В общем, Щиров не смог в итоге угнать машину, вернулся и пустился в бега. Спустя пару недель его поймал наряд погранвойск, когда Щирый пытался пешим ходом покинуть СССР и бежать в Турцию. Итог - 25 лет лагерей.

Спустя еще полгода, а именно в сентябре 1949 года, некий майор Косса (ниже на фото) попытался также угнать самолет в Турцию. Это был истребитель-бомбардировщик Як-9Т. Но и его постигла неудача - закончилось топливо. Правда Косса был более успешен и СССР успел покинуть. Приземляться пришлось на территории Румынской народной республики. Но румынам проблемы с Советским Союзом были не особенно нужны и они выдали Косса нашей стороне. Он конечно пытался затем оправдываться, мол, был пьян, но это никого не убедило. Итог - расстрел.

-3

Следующий громкий угон состоялся в 1971 году, когда боевой истребитель по фамилии Пещаный попытался скрыться за кордоном на своей машине. Однако, громким он стал гораздо позже, когда о нем стало известно СМИ. По факту, сам угон так и не состоялся. Дело в том, что Пещаный решил уговорить на угон еще и своего товарища, который взял, да и донес на него куда надо. Итог - 10 лет колонии строгого режима.

-4

Ну и последний громкий угон с несчастливым концом состоялся в сентябре 1976 года. Вообще сентябрь, почему-то, самый активный месяц в плане угонов. Может ретроградный Меркурий влияет на пилотов или еще что, не знаю, честно говоря. В общем, был такой лейтенант Зосимов (выше на фото), который решил угнать самолет Ан-2 в Иран. Угон был продуман до мелочей и в итоге его удалось даже успешно осуществить. Был правда один нюанс - Зосимов зачем-то решил угнать самолет в Иран, который в те годы старательно пытался наладить связи с Советским Союзом. Соответственно, Иран, недолго думая, выдал пилота обратно советским властям. Мол, сами там разбирайтесь с ним, а то он у нас еще и деньги какие-то просит. Зосимов отделался в итоге всего десятью годами колонии.

Да, были и удачные случаи бегства, когда пилоты оставались на чужбине и доживали там всю оставшуюся жизнь. Доживали правда в нищете, забытыми и никому не нужными. Но об этом нужно рассказывать отдельно, история того стоит. Ждите в одной из будущих статей...

Читайте также:

Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя

Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.

Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов