Найти в Дзене
СВОЛО

Потуга образованца

Образованец – это я. Я не получил официального литературо- и искусствоведческого образования. В результате я за многие десятилетия присутствия в этих областях сегодня впервые столкнулся с творчеством Майоля. И в результате этого же образованства я обременён всякими собственными логическими построениями. Одно из них – очень феерическое: что я понимаю под натурокорёжением в искусстве античности. – Стремление к абсолюту в красоте. В жизни, мол, такого абсолюта нет. А жизнь – ужасна до последнего предела, так что подсознательно хочется бежать вообще из Этого мира. И вот я, читая, что могу, о неведомом мне Майоле, как некоем повторителе античности, прочёл и про косвенное подтверждение своему логическому построению об античности. Вот оно: «Пьер Леру считал, что греки подарили человечеству идею свободы» (https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/98_nz_6_2014/article/11192/). Понимаете… Там, в Греции, особое рабство появилось впервые на планете. Личное рабство у личного рабовлад

Образованец – это я. Я не получил официального литературо- и искусствоведческого образования. В результате я за многие десятилетия присутствия в этих областях сегодня впервые столкнулся с творчеством Майоля. И в результате этого же образованства я обременён всякими собственными логическими построениями. Одно из них – очень феерическое: что я понимаю под натурокорёжением в искусстве античности. – Стремление к абсолюту в красоте. В жизни, мол, такого абсолюта нет. А жизнь – ужасна до последнего предела, так что подсознательно хочется бежать вообще из Этого мира. И вот я, читая, что могу, о неведомом мне Майоле, как некоем повторителе античности, прочёл и про косвенное подтверждение своему логическому построению об античности. Вот оно:

«Пьер Леру считал, что греки подарили человечеству идею свободы» (https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/98_nz_6_2014/article/11192/).

Понимаете… Там, в Греции, особое рабство появилось впервые на планете. Личное рабство у личного рабовладельца.

Южнее Греции – пустыни. Требуется мелиорация. Много рабов. И практически владеет и ими и вообще всем – фараон или с другим наименованием некто. А Греция разбита горами и морями на маленькие территории и климат получше. – Другое рабство. Но рабство всё же, и оно (для начала истории древнегреческого искусства) ознаменовало вообще ужас жизни в Этом мире. Испуг поначалу был так велик, что и бегство из Этого мира оказалось великим – подсознательно – вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Осознаваемое как абсолютная личностная (телесная) красота. Ну а дальше приходится вспоминать про инерцию всего. Ужасы Этого мира менялись, а осознаваемый идеал (да и неосознаваемый) оставался. И как нюанс осознавания бегства в иномирие (не абы куда) была идея свободы.

Сопоставимого масштаба человеческая катастрофа (многовекторная) случилась на грани 19 и 20 веков. Кризис из-за прогресса. И религии, и науки, и искусства, и всего-всего… И для Майоля, вообще говоря, был как бы заготовлен в генетической памяти человечества путь побега из Этого мира – античного типа – в плодоносную красоту женского тела.

Плодоностность от тела требует пышности, а красота – лёгкости. Ну пышность можно достичь объёмами, и на вид тяжёлым материалом, например, свинцом. А красоту как? – Например, почти без опоры сделать.

Майоль. Воздух. 1938. Свинец.
Майоль. Воздух. 1938. Свинец.

13 августа 2025 г.