Найти в Дзене
Прокачай свои мозги

F-35 против J-35: Сравнение новейшего китайского истребителя с лучшим самолетом ВМС США

Оглавление

На мировой арене высоких технологий назревает новое противостояние, где его острием станут истребители пятого поколения. Недавно Китай сделал свой весомый ход в этой стратегической игре, представив публике истребитель Shenyang J-35, а также его модифицированную версию J-35A для наземного базирования. Поскольку любая передовая разработка Пекина рассматривается сквозь призму его соперничества с Вашингтоном, появление J-35 мгновенно вызвало волну экспертных оценок, сопоставляющих его с главным американским активом в воздухе — многоцелевым истребителем F-35 Lightning II.

F-35 получил свое имя Lightning (Молния) в честь стихии и с технологической точки зрения не имеет ничего общего со своим тезкой времен Второй мировой войны — Lightning P-38. ВВС США без стеснения называют Lightning II «самым передовым многоцелевым истребителем в мире», поэтому, чтобы выдержать прямое сравнение, китайскому J-35 придется соответствовать очень высоким стандартам. К счастью, до сих пор ни один конфликт не требовал прямого боевого столкновения этих двух самолетов (хотя Китай, вероятно, использует полноразмерные макеты F-35 во время испытаний и тренировок). Наиболее объективным способом сопоставления лучшего американского истребителя с китайским аналогом остается анализ технических характеристик и известных особенностей конструкции.

Длина F-35 составляет 15,7 м, высота — 4,4 м, а размах крыла — 10,7 м. Площадь крыла — 42,7 м², а размах горизонтального хвостового оперения — 6,86 м. Масса пустого самолета составляет 13 300 кг, при этом он может нести на борту 8 278 кг топлива. О китайском J-35 известно намного меньше, так как его характеристики до сих пор засекречены, однако существуют оценки, основанные на визуальных наблюдениях. Предполагается, что сухопутный J-35A имеет длину около 17,3 м, высоту 4,8 м и размах крыла 11,5 м. Судя по этим данным, J-35 несколько крупнее своего американского визави.

Что быстрее: J-35 или F-35?

С полной боевой нагрузкой F-35 развивает максимальную скорость в 1,6 Маха (около 1930 км/ч), что в некоторой степени оправдывает его название «Молния II». Скороподъемность истребителя составляет 13 700 м/мин, и он способен выдерживать перегрузки до 9 G. Его дальность полета превышает 2200 км, что, вероятно, несколько меньше, чем у J-35. Боевой радиус китайского истребителя оценивается в 1200–1500 км — это максимальное расстояние, которое он может преодолеть, прежде чем ему потребуется вернуться на базу для дозаправки. Теоретически это означает, что его максимальная дальность полета может достигать 3000 км — значительно больше, чем у F-35. Также предполагается, что J-35 быстрее «Молнии II» и способен развить скорость до 1,8 Маха, что больше на 270 км/ч.

-2

Разница в скоростях вполне очевидна, ведь самолеты имеют совершенно разные силовые установки. F-35 оснащен одним мощным турбовентиляторным двигателем с форсажной камерой Pratt & Whitney F135, разработанным специально для этого истребителя и обеспечивающим тягу свыше 18 тонн. J-35A, в свою очередь, изначально проектировался с двуми двигателями WS-13, но позже был модернизирован и получил спаренную силовую установку на базе двигателей WS-19 Huangshan. Для справки, WS-19 оснащены технологией всеракурсного управления вектором тяги и способны развивать тягу более 10 тонн каждый.

ВВС США делают ставку на малозаметность, Китай — на маневренность в ближнем бою

Первое, что важно отметить, в конструкции обоих истребителей приоритет отдан малозаметности, что отражает ключевую роль разведки и скрытности в современной войне. Аэродинамические профили обеих машин имеют V-образную форму, которая не только лучше рассеивает радиоволны, но и снижает турбулентность. Однако у J-35A стабилизаторы шире и расположены под менее острым углом. Это может указывать на то, что китайские военные стратеги делают большую ставку все же на маневренность, в отличие от создателей F-35.

-3

Это предположение подтверждается и конструкцией крыла: у J-35 оно имеет более выраженные углы для повышения маневренности, тогда как более плавные и сглаженные контуры крыла F-35 призваны уменьшить радиолокационное отражение и турбулентность на высоких скоростях. Такая конструкция позволяет истребителю дольше оставаться незамеченным над вражеской территорией. Снижению заметности также способствуют внутренние отсеки для вооружения, которые скрывают боеприпасы от радаров противника. Впрочем, оба самолета могут нести вооружение и на внешних подвесках. Боевая нагрузка F-35 составляет 8160 кг, и он может использовать широкий спектр вооружений для конкретных миссий, включая ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120C AMRAAM и AIM-9X Block II, а также бомбы JDAM.

Считается, что для J-35 и других китайских самолетов разрабатываются перспективные системы вооружений класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», включая вариант ракеты PL-15E со складным хвостовым оперением. Предположительно, J-35 сможет нести шесть таких компактных ракет во внутренних отсеках.

На сегодняшний день F-35 стоит на вооружении как минимум 19 стран, включая США и их союзников. Поскольку J-35 является более новой машиной, Китай пока не поставлял и не передавал ее другим странам. Но, независимо от того, с какого аэродрома они взлетают и какое небо патрулируют, оба истребителя пятого поколения по праву могут считаться одними из самых совершенных боевых самолетов в истории.

Уважаемые читатели, если для вас данная статья была полезной, пожалуйста подпишитесь, это поможет начинающему автору и каналу в продвижении.