Автор: Hoomkeen
Первая часть гражданской войны потомков короля Дагоберта тут. Наступает 678 год, напряженное противостояние двух осколков когда-то огромного франкского королевства - Нейстрии (плюс северной части Бургундии) и Австразии.
За это время племенные герцогства уже привычно зажили своей жизнью. На юге Бургундии патриции и епископы организовали самостоятельные княжества, Аквитания захватывала соседние города и разрослась до размеров крупного государства, формально под Нейстрией, она никак не участвовала в противостоянии, занятая мятежом местного магната Лупа против патриция Феликса.
На севере франкского государства, несмотря на близость этих земель к традиционным территориям франков, фризы во главе с королем Альдгислом вернули себе контроль над устьем Рейна и продолжили наживаться на морской торговле.
К Альдгислу являлись послы от Эброина с предложением ударить вместе по Австразии - но мудрый король фризов разорвал предложение такого союза, не желая победы суровому Нейстрийскому майордому. Впрочем, Эброин был в силах действовать самостоятельно.
Тем временем в Австразии король Дагоберт II, поговаривали, собрал огромную казну для того, чтобы отвоевать свои владения на юге - города, которые отжала себе Аквитания. Его методы затягивания поясов ради государственных интересов мало нравились магнатам - особенно священникам, которых король тоже обложил налогами. Известны письма с жалобами, на то что Дагоберт, хотя и был монахом в Ирландии и потом Нортумбрии, совершенно не проникся преклонением перед епископами и накладывал лапу на их богатства.
Старинный наставник Дагоберта II святой Вильфрид из Нортумбрии посетил своего бывшего ученика по дороге в Рим, куда он ехал с жалобами на архиепископа Кентерберийского (хозяйственные споры). Король предлагал своему старому другу остаться в его стране и обещал кафедру в одном из крупных городов, но Вильфрид был уверен в своей правоте и отказался. На обратном пути Дагоберта он уже не застал в живых...
Но всё же король успел начать войну за власть, сразу же после того как в Австразии умирает его попечитель - Вульфоальд.
Вперед, после нескольких лет нахождения в тени, вновь выдвинулись Пипиниды - Мартин и Пипин Геристальские. Прозванные так по своему родовому замку, от которого сейчас не осталось и следа (находился в Бельгии) это были два крупнейших майордома Австразии. Если вы помните, Пипиниды уже были майордомами, но их дядя Гримоальд пробовал посадить на трон своего сына, и эта неудачная затея ненадолго задержала путь Пипинидов к власти. Мартин был герцогом области, которая в будущем назовется Шампань (от "Кампания", что переводится с латыни как равнина - с запада от Арденского леса). Пипин (с 680 года майордом Австразии), объединивший родовое земли Пипинидов и потомков Арнульфа, после женитьбы на Плектруде (наследнице одного из королевских наместников) приобрел ещё больше земель вдоль рек Мозель и Рейн. Новые лидеры Австразии продолжили начатое Дагобертом II и возглавили поход на западного соседа.
Памятуя об успешном вторжении которое когда-то из Австразии сделал сам Эброин, Пипиниды в начале 680 года собрали большую армию, обязав подчинённых им магнатов выставить ополчения, и двинулись на Эброина пробуя повторить те же действия. Тот, благо сам успел взять место майордома силой, был готов к этому и двинул армию Нейстрии навстречу вторжению. Армии встретились где-то около Суассона в местечке, которое летописцы лаконично назвали "буковая роща". Сражение при Лукофао было необычайно упорным и кровопролитным, такого не было со времен Брунгильды. Австразийцы были разгромлены... Мартин и Пипин бежали в свои владения.
Эта неудача, а также заговор магнатов, недовольных усилением короля, привели убийству Дагоберта II на охоте. Говорят, когда он уснул, ему вонзили копье через глаз в голову. Заодно погибает и трехлетний сын Дагоберта II, так что Меровинги в Австразии всё таки закончились. Официально Теодорих III стал единственным королем всех франков, но это не остановило войну Эброина и Пипинидов.
Эброин вторгся в Аквитанию, подвергая земли соседей разорению, в то время как Пипиниды укрылись в своих крепостях. Пипин бежал далеко на восток - на север от Арденского леса, в то время как Мартин засел в городе Лан. Это поселение находилось на высоком холме, и штурмовать его по тем временам было практически невозможно.
Мартина стали уговаривать выйти и сдаться. Тот был не дурак и понимал, что грош цена будет всем договоренностям, когда он наконец покинет своё укрепление. Для того, чтобы убедить Мартина всё таки покинуть Лан, прибыли пара епископов с реликвариями, которые торжественно клялись на святых вещах о том, что Мартина и его приближенных никто не тронет. Увы, это оказалось обманом - а реликварии были пустые, так что никакого святотатства не случилось. Эброин тайком от священников вынул уж что там было из шкатулочек, и тем самым смог спокойно напасть и перебить Мартина и его спутников, как только те покинули Лан и отправились прочь.
Жестокость и эффективность Эброина уверено клонила чашу весов на его сторону, но случился казус - некто Эрменфред из Нейстрии, которому было поручено собирать деньги для осуществления дальнейших планов государства не смог удовлетворить своим отчетом Эброина. Тот стал гневаться, а Эрменфред выхватил меч и зарубил обидчика, избавив себя от наказания за невыполненную работу. Это было в 681 году.
Аквитания замерла, в то время как в Нейстрии магнаты стали срочно соображать, кто будет следующим майордомом. Здесь в обсуждение ввязались два влиятельных человека - святой Оуэн, который уже почти сорок лет был епископом Руанским и постепенно стал важным советником многих королей и майордомов, и крупный магнат Вараттон, чьи владения располагались рядом с Руаном. Вместе они убедили Теодориха III и знать избрать Вараттона майордомом.
Вараттон был человек миролюбивый и пожилой, всю свою деятельность он направил на обеспечение передачи должности майордома своему сыну Гизлемару - человеку очень деятельному и честолюбивому. Пока ситуация в Нейстрии была нестабильна и нужно было укреплять внутреннюю власть, Вараттон заключил мир с Пипином Геристальским и получил от того заложников.
Это действие сразу же выявило множество недовольных в Нейстрии. Магнаты, только что планировавшие победу над Австразией после разгрома при Лукофао, посчитали себя преданными. Собственный сын Гизлемар сместил Вараттона и возобновил войну, так что перемирие продлилось очень недолго.
Гизлемар вскоре вторгся в Австразию и осадил город Намюр. Это уже довольно глубоко в Австразии, но Пипин Геристальский никак не отреагировал на этот поход и выжидал. Намюр был взят с помощью ложных клятвенных обещаний и разграблен. Гилземар дошел до реки Рейн и взял Кёльн, но дальнейшие его грабительско-карательные действия остановила скоропостижная смерть.
Должность вернулась к Вараттону, который восстановил мир с Австразией и занялся хозяйственной деятельностью, показав себя умелым управляющим. На этот раз уже никто не посмел его свергать, и Вараттон, прекратив братоубийственное кровопролитие, стал править над Нейстрией и подчинившейся ему частью Бургундии. Летописцы хвалят период его правления и упоминают его интересный титул "вице-король", что означает аккуратный поиск нового термина для реального главы государства, правящего рядом с символическим королём.
Долго ли продержится система, когда разные майордомы при одном короле заключают между собой настоящее военное перемирие внутри разделенной страны, мы узнаем в продолжении.
вот что было до этого: История Европы 650-700гг
Наш телеграм-канал.