Маршал Жуков считал Битву под Москвой решающей в ходе ВОВ и с ним трудно не согласиться. Она развеяла миф о непобедимости гитлеровских полчищ, дав советскому народу веру в итоговую победу. Вера же для человека – это главное. С нею он может горы свернуть, совершить невозможное. В случае сдачи столицы у бойцов на фронте и у тружеников в тылу от безнадежности могли бы опуститься руки. Ну а там и до проигрыша в войне было недалеко. Так что победу под Москвой трудно переоценить, как и подвиги главных её героев. Один из них совершил танкист Илья Бармин.
Судьба 33-й танковой дивизии
Илья вырос в селе Репное на Тамбовщине. Интересно, что в 1916 г., в котором он родился, в огромной России было всего 164 трактора, из них половина паровые. Танки отсутствовали вообще, но пришла советская власть и всё в стране изменилось к лучшему. Трактора появились в каждой деревне, а Бармин, когда вырос, выучился на тракториста и трудился в МТС.
В 1937 г. парня призвали в РККА, где Илья стал механиком-водителем танка Т-26. В армии ему понравилось и Бармин остался на сверхсрочную службу. В 1941 г. он окончил военно-политическое училище и был назначен командиром ремонтной роты 33-й танковой дивизии. Она дислоцировалась в Западной Белоруссии и уже 22 июня 1941 г. вступила в бой. Далее дивизия была окружена и разгромлена. К 25 июня в ней осталось всего 400 человек и 30 боевых машин.
Все мосты через реку Щара оказались уничтожены и последние танки пришлось взорвать на её правом берегу. Как итог, 4 июля 1941 г. 33-ю ТД расформировали. Илья узнал об этом в госпитале. 10 июля он получил тяжелое ранение в яростном бою за город Слоним.
Подвиг у деревни Городище
Бармин вернулся на фронт лишь в конце октября 1941 г. и его назначили политруком 2-й роты 28-й танковой бригады. Она входила в состав легендарной 16-й армии и обороняла Волоколамское шоссе, где в середине ноября развернулись самые жестокие бои. Там нанесли мощный удар основные силы гитлеровцев: 3-я и 4-я танковые группы. В них входило 26 дивизий, из них 17 танковые и моторизованные.
В той же 28-й бригаде, согласно данным историка Исаева, оставалось всего 6 танков. 17 ноября они обороняли полосу фронта шириной 4 км, используя тактику засад. В тот день после налета авиации и артобстрела в атаку устремилось около 60 гитлеровских танков при поддержке двух батальонов пехоты. Им удалось захватить деревню Сычёво, уничтожив батарею наших зенитных орудий.
Немцы устремились к селу Городище, южную окраину которого защищал КВ-1 лейтенанта Фёдора Ошкало. Каждый выстрел его орудия был точен. Вскоре на поле боя горело 4 танка фашистов, затем он подбил еще 3. Однако гитлеровцы пристрелялись и лейтенант решил сменить позицию, выбравшись на открытое пространство. Это была ошибка: в тот же миг 10-15 снарядов ударили по КВ, броня выдержала, но заклинило башню. Ну а самое печальное, что гусеницы разбило в хлам.
Немцы решили зайти с фланга, чтобы добить наш обездвиженный танк. Но тут на помощь пришли 3 Т-60, которые шустро выскочили из пролеска и открыли огонь. На пару минут они отвлекли противника, а затем скрылись в роще. Этого времени экипажу хватило, чтобы добежать до спасительных кустов.
Бармин оборонял северную окраину села Городище. Он бил сбоку из лощины немецкие машины, которые атаковали Ошкало. Его "тридцатьчетверка" делала 2-3 выстрела и меняла позицию. Илья сжёг и подбил 8 танков, причем бой он вел со сломанной коробкой передач. В свою очередь шестой танк КВ-1 комбата Виктора Разрядова защищал деревню Язвица, где находился штаб генерала Доватора. Разрядов также проявил героизм и не пустил врага в деревню, уничтожив 3 боевые машины.
6 советских машин против 80 немецких
В ночь на 25 ноября кавалеристы генерала Доватора захватили село Городище. Не было сомнений, что утром немцы захотят его отбить, поэтому было решено устроить засаду в ольшанике вдоль дороги. Танки бригады расположились через 100 метров. Их по-прежнему было шесть, но в ином составе: 2 КВ-1 и 4 Т-34. Расчет оказался верным. Когда рассвело, на дороге показались 80 танков противника. 6 против 80! Сущее безумие!
К счастью, после обильных снегопадов поля стали непроходимыми для немецких машин с их низкой посадкой. На это и был расчет. Все сделали, как договаривались: Бармин подбил головной танк, комбат Разрядов замыкающий, а Ошкало – в центре колонны. Немцы оказались в ловушке. Они спешно пытались проехать через поле и застревали в снегу. Из-за этого их бронетехника становилась отличной мишенью.
Избиение продолжалось полчаса и прекратилось лишь после того, как у наших танкистов закончились снаряды. В результате Бармин уничтожил 11 танков, Ошкало – 7, Разрядов – 6. Еще несколько подбили другие "тридцатьчетверки". Наши же потери составили 1 танк.
Экипажи победителей с восторгом встретили в бригаде. Их качали на руках, а легендарный Доватор каждого обнял. Бармина, Ошкало и Разрядова представили к званию Героя Советского Союза. Гимнастёрку Ильи Елизаровича украсила Золотая Звезда. Двое других танкистов получили по ордену Ленина. Также Бармина повысили в звании и в должности, он стал комиссаром батальона, а чуть позже комбатом.
В дальнейшем фронтовик продолжил храбро бить врага. Он был награжден ещё одним орденом Ленина и двумя Красного Знамени. В декабре 1943 г. он пропал без вести в бою за город Малин (Украина). Но пока существует Россия, героя битвы за Москву в ней будут помнить и чтить!
Друзья, я прошу Вас помочь выжить каналу, нажав тут или на кнопку чуть ниже. Давайте будем вместе продвигать отечественный патриотизм!