Здравствуйте, уважаемые читатели. Есть в наше время такая мода: поговорить о «вселенной». Мол, что она несет каждому отдельному индивиду на день грядущий, в среднесрочной перспективе и, как говаривали Петька и Василий Иванович, в мировом масштабе. Ретроградный Нептун и расположение высших эманаций, в зависимости от конфигурации созвездий, оставим любителям соответствующих тем, а вот вспомнить научно-фантастическую литературу, в которой герои сталкиваются с ограничениями мироздания, рока или фатума, можно. Интересный вопрос, в разрезе того, что говорить будем не о фэнтези, где разные волшебные и магические сущности проявляют себя по определению, а в рамках НФ. Напомню, что научная фантастика отличается тем, что ее сюжеты не противоречат естественнонаучной картине мира. То бишь, космическая техника не летит по мановению волшебной палочки, перемещение во времени и в другие миры является следствием научно-технического прогресса, или особенностей пространственно-временного континуума, а антагонисты не теряют все свои силы из-за падения ювелирных изделий, типа золотого кольца, в расплавленную магму.
Если честно, не планировал писать на тему влияния мироздания в фантастике. Читаю тут книжки в далеком от рефлексии направлении фантастического поджанра РеалРПГ. Сюжетные допущения такой фантастики предполагают, что в нашем мире, или в ином измерении, актуальными становятся законы виртуальных компьютерных игр. К примеру, в нескольких прочтенных мной романах, обыватели Земли вдруг поголовно получают ментальное сообщение, что теперь они стали частью игрового континуума и нужно прокачиваться, выполнять квесты, участвовать в ивентах и т.п. Книги попались вроде интересные, но однотипные. Так что, может быть «начитаю» на подборку в ближайшие дни, а может отложу на пару месяцев. Фантастику нужно читать в свое удовольствие. Как читатель, люблю разнообразную фантастическую литературу. Но это так, к слову. Для данного обзора важно, что фантастическое допущение РеалРПГ часто предполагает, что физические основы нашего мира меняются внезапно, в результате действия неведомых надмировых сил. Мотивы их зачастую непонятны людям.
Вернее, нам то все понятно, создатель очередного реалэрпэгэшного мира предлагает читателю приключения своих героев, в антураже прокачек и квестов. Но читатели, в каком-то смысле, вне рамок мира автора. Они - свидетели фантастического действа. Условность представления фантастического мира – норма для современной фантастики. Так случилось, что попаданец оказался в прошлом, а компьютерная игра стала обыденностью и повседневностью. Зачастую, читателям такой фантастики не нужно какое-либо обоснование фантастических допущений. Им бы побольше про становление героя, обретение очередных навыков и специализаций. Все это, конечно, далековато от принципов классической научной фантастики: нашей советской и переводной НФ Золотого Века. Но ведь влияние надмировых могущественных сил на сюжет фантастики возникло отнюдь не в наше время. Не герои ЛитРеала и попаданцы тут «виноваты».
Приведу пару примеров. В 1977-ом году свет увидела повесть братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». На мой взгляд и вкус, одна из лучших в фантастике АБС, но речь не об этом. По сюжету, мироздание, вселенная, природа (как не назови) тормозит развитие человечества. В конкретике это выражается в том, что с потенциальными учеными изобретателями и исследователями постоянно что-то происходит, что не дает им завершить свою работу. Это может быть или нелепое стечение обстоятельств, отвлекающее людей от работы, или более драматичные события, вдруг случающиеся с людьми. Так или иначе, против природы особенно не попрешь. Хотя у разных персонажей повести свое мнение и свой ответ на обнаруженную данность бытия.
В романе Ольги Ларионовой «Леопард с вершины Килиманджаро» (1965), в результате неудачного эксперимента, все люди Земли узнают, сколько им предстоит прожить. Выбор, как справиться с тяжкой ношей, сломаться, или жить с гордо поднятой головой, только на словах кажется простым.
Для разнообразия пройдусь также по отечественной фантастике постсоветского периода. В трилогии Сергея Лукьяненко «Линия грез» (вернее, в романах этой трилогии «Линия грез»(1996), «Императоры иллюзий» (1996)) вся обитаемая вселенная является вымыслом одного индивидуума. В свою очередь, этот человек получил возможность обретения своих мечтаний от некоей всемогущей сущности. Но не только ему может открыться путь в новые миры. Свои миры.
В романе Евгения Лукина «Зона справедливости» (1998), в небольшом провинциальном городке вдруг начал реализовываться древний, как мир принцип «око за око…».
В романе Сергея и Марины Дяченко «Пандем» - всемогущая сущность Пандем устраивает утопию на Земле. Правда, возникает философский вопрос свободы воли и практический вопрос, а как же дальше существовать, когда Пандем покинет человечество.
Ну а в дальнейшем, выверты судьбы и мироздания стали обычными для фантастической литературы. Вернее, с помощью них обеспечивается завязка сюжета: попаданцы и попаданки попадают в будущее и прошлое, в фэнтезийные миры. Герои боряъ-аниме получают возможность утвердиться в аристократических кланах параллельных миров, где технологии столетней давности соседствуют с магией. Персонажи ЛитРеала реализуют навыки и артефакты, приобретенные по ходу сюжета.
Не составит труда отыскать сюжеты всемогущего мироздания и в зарубежной фантастике. Так, в трилогии Майкла Гира «Грозные границы» могущественные инопланетяне решают запереть человечество в заданном секторе космоса, выход за пределы которого невозможен. В романе «Иов, или осмеяние справедливости» (1982) Роберта Хайнлайна божественная сущность играет с главным героем, перемещая его из одной альтернативной реальности в другую. В романе Филипа Дика «Всевышнее вторжение» (1981) колонист с отдаленного мира оказался втянут в сложную игру божеств.
Можно отыскать в фантастике множество иных примеров влияния сверхсущностей и мироздания на отдельных людей и человечество, в целом. Но, думаю, приведенных примеров достаточно. Причины того, что авторы научной фантастики обращаются к такому «ненаучному» фантастическому допущению просты и сложны, одновременно.
Сначала о более простом и непротиворечивом. Имею в виду ход развития фантастической литературы в середине и второй половине прошлого века. Золотой Век НФ принято отсчитывать с конца сороковых – начала пятидесятых годов в англоязычной НФ и, примерно, с середины пятидесятых годов у нас (формально, с 1957 г. – первого издания романа И. Ефремова «Туманность Андромеды»). Для НФ Золотого Века характерно особое внимание к фантастическим допущениям науки, исследования космоса и иных миров. Такой интерес писателей –фантастов и читателей, не в последнюю очередь, обуславливался предстоящим выходом человечества в космос и ожиданием триумфальной космической экспансии землян.
Не бывает ничего неизменного, в том числе и научной фантастики. Писатели рассказали о космических кораблях, космонавтах, высадках на планеты Солнечной системы и миры у других звезд. Читатель удивился первым космическим звездным империям и первым отождествлениям их развития с реальной историей, многим другим чудесам классической НФ. Но интерес к космосу, как таковому, и строгой НФ, сменился на внимание к людям в этом космосе. Это совпало со спадом ажиотажа вокруг освоения реального космоса. В шестидесятых, в зарубежной фантастике бал правила, так называемая, литературно-фантастическая Новая Волна, с ее акцентом на человека и человечество. В семидесятые набирает популярность фэнтези. Что-то подобное происходило и у нас, только чуть более плавно, менее акцентировано. Ну и без фэнтези, конечно.
Ну а когда главный прицел фантастического допущения направлен на человека, не так важна суть и научная достоверность некоей природной закономерности, мешающей астрофизику Малянову и математику Вечеровскому из повести "За миллиард лет до конца света" работать. В такой парадигме и авторам, и читателям интересны герои, их приключения. Осуждать ли Малянова и Вайнгартена? Сопереживать Вечеровскому, примерять его выбор на себя? Точно также можно расписать и про все остальные примеры, приведенные выше. Какая разница, что там за сверхсущность в «Линии грез»: имеет она трансцендентную природу, или машинную, в коей предстает перед ван Кертисом? Никакой. Важнее, спасет ли Кей Дач человеческую цивилизацию от запустения, найдет ли "виновника" появления существующей реальности (ну и без острого сюжета и динамичного действия не обойтись). Мэг Комм и ее создатели лишь обозначены для формирования сеттинга в «Грозных границах» Майкла Гира. Читатель целиком сосредоточен на деяниях Стаффы кар Термы по объединению человечества и коллизиях, связанных с появлением на арене Синклера Фиста. Допущения мироздания, навязывающего те или иные условия и ограничения, лишь средство для создания сеттинга. Чем далее во времени, тем меньше внимания уделяется этому средству. Вплоть до нескольких строк в современной фантастике: шел, упал, очнулся в героическом прошлом, будущем, фэнтезийном мире (нужное подчеркнуть).
Собственно, допущение мироздания или сверхмогущественной сущности в научной фантастике не так уж и сильно различается с допущениями фэнтези. Там, волшебство и магия также выступают, в основном, в вспомогательной роли.
Научность и наукообразность, сами по себе, все меньше важны в фантастическом жанре. Но! Есть очень важная оговорка, про которую нередко забывают, когда пишут о современной фантастике и развитии жанра. Фантастика многомерна, многогранна и весьма велика. Всегда можно найти себе книги по душе, с любым фантастическим допущением. Даже строгая (твердая) научная фантастика в наше время живет и развивается. Просто, ее охват и количественные показатели меньше, чем в популярных направлениях (бояръ, ЛитРеал и пр.).
В рамках фантблогерского доклада тему можно было бы и закрывать. Только, как-то суховато вышло. Друзья, а если попытаться не ограничиваться только НФ и ее развитием. Если, как Петька и Василий Иванович, посмотреть в мировом, так сказать, объеме. Может быть допущения и фантазии на тему мироздания, влияющего на героев, это отголоски далекого, доисторического прошлого. Когда-то, люди, или предки людей, смогли обрести нечто, что отличало их от всей окружающей природы. К примеру, какие-то элементы одежды стали не просто укрывать от холода, но и отличать человека от других людей. Потребности превысили задачи простой добычи пропитания и безопасного ночлега и люди стали изображать окружающий мир (наскальные рисунки), складывать первые песни, предания о предках и т.п. И вот тогда, сидя у вечернего костра, наш условный гипотетический предок представлял, что если вдруг из темноты нападет какой-нибудь леопард, или соседи из клана вислоухих, остроголовых, длинноруких, случится это неспроста. Это не может быть случайностью, только не со мной, ведь я - это Я. И горести, и радости – проявления духов, предков, чего-то большого и могучего из темноты. Такой вот отклик самосознания на внешнюю среду. Ну а появление самосознания – один из главных маркеров человечества.
Так что, даже самая строгая научная – наукообразная фантастика не может без мироздания, устанавливающего свои порядки. Против природы не попрешь. Но это так, мыслью по древу, так сказать.
Спасибо за внимание.
Справка: ссылки на новые обзоры Интересной фантастики размещаются в ОК-сообществе https://ok.ru/group/70000000139527