Реальный адрес «нехорошей квартиры»: улица Большая Садовая, дом №10, квартира №50. Но почему-то в романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поселил Воланда и его свиту в квартиру несчастного Берлиоза, расположенную в доме № 302-бис. Что он зашифровал в этом номере? Случайных чисел у Михаила Афанасьевича не было.
Сейчас в арку, ведущую к подъездам дома, приглашает памятная табличка:
Здесь находятся два музея, посвящённых писателю. Государственный расположился в той самой «нехорошей квартире», к которой ведёт не менее «нехорошая» лестница. И частный — первый московский музей М. А. Булгакова, получивший название «Булгаковский дом».
Музеи обитают в соседних подъездах, поэтому вы можете побывать и там и там: увидеть комнаты знаменитой коммуналки, рабочий стол любимого автора и, если повезёт, познакомиться с настоящим чёрным котом Бегемотом. Мне повезло только со второй попытки: в музеях я была дважды с разницей в 2 года.
В этой статье я поделюсь фотографиями, связанными с «нехорошей квартирой», и расскажу о доме, который хранит множество секретов.
Что творилось в доме на Большой Садовой
Дом №10 на Большой Садовой известен не только тем, что здесь жил Булгаков. Второе его название — «Дом Пигита». С лёгкой руки богатого купца Ильи Пигита в Москве было построено пятиэтажное здание в стиле модерн. Населяли его люди непростые.
Сам Пигит занимал квартиру на третьем этаже, состоящую из десяти комнат. В одной из них накануне известного события останавливалась Фанни Каплан — подруга племянницы хозяина дома. В квартире-мастерской №38 с 1910 года творил художник Пётр Кончаловский — отец Натальи Кончаловской, подарившей миру двух знаменитых кинематографистов.
В другой квартире-мастерской №36 жил Митрофан Рукавишников — скульптор, давший начало династии скульпторов Рукавишниковых.
Именно в этом доме Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. В разные годы здесь бывали Фёдор Шаляпин, Алексей Толстой, Борис Пастернак, Василий Качалов, Всеволод Мейерхольд и другие.
После революции национализированный дом Пигита стал первой в Москве рабочей коммуной, которая потом превратилась в жилтоварищество с коммуналками. В одной из них и поселился переехавший в столицу Михаил Булгаков. Он прожил здесь три года, и большую часть времени — в квартире №50, к которой навсегда приклеится статус «нехорошей».
А как ей быть хорошей, если по соседству с писателем жили люди, ставшие прототипами его персонажей. Первая жена Булгакова Татьяна Лаппа вспоминала:
«На той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У неё был сын, и она всё время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: «Спасите! Помогите!». Ей лет шестьдесят было. Скандальная такая баба. Чем занималась – не знаю. Полы ходила мыть, её нанимали...».
Имя этой Аннушки писатель увековечит в романе «Мастер и Маргарита». Но досаждала Булгакову не только она. В комнатах жили рабочие, торговцы, безработные и даже те, кто увлекался горячительными напитками. Кому-то пришло в голову держать здесь петуха и поросёнка. Из-за постоянного шума и соседских скандалов работать было практически невозможно.
Неудивительно, что Воланд со свитой выбрали квартиру №50. Досталось и дому, названному в романе «домом № 302-бис по Садовой улице». Но почему у него такой номер?
Почему у дома номер 302-бис?
Первая версия заключается в том, что до революции Садовое кольцо имело сквозную нумерацию, в которой дом Пигита имел номер 166. Заканчивалась нумерация на числах 447—448, что делает возможным существование дома с номером 302.
А это, в свою очередь, намекает на то, что события романа происходили до революции. Но при чем тут тогда «бис», не совсем понятно. Этот вариант развития событий предложил Альфред Барков, литературовед и автор книги «Метла Маргариты. Ключи к роману Булгакова».
Вторую и самую простую версию я услышала на экскурсии по музею. Разгадка чисто математическая: если сложить все числа и умножить их на два, получится десять: (3 + 0 + 2) х 2 = 10. А 10 — и есть номер дома на Большой Садовой. О том, что сумму надо умножить на два, нам шепчет загадочное слово «бис», в переводе с латинского означающее «дважды».
«Демоническое» начало числа 302 Булгаков использует не только в «Мастере и Маргарите». В «Дьяволиаде» в 302-й комнате находится «Бюро претензий», 302-я страница фигурирует в неоконченном «Театральном романе»... А случайности у Булгакова всегда не случайны. Вот и думаем, какие ещё загадки нам оставил великий писатель...
А вы бывали в этом доме? Что думаете о номере? Ваши лайки и комментарии поддерживают моё творчество, спасибо!