Найти в Дзене
Равновесие

Как работает центр "Равновесие". Часть 2. Космонавт в открытом космосе.

Как младенческая психика воспринимает отсутствие мамы в первые дни жизни? А если это отсутствие - вынужденное, по медицинским показаниям, а любящая и заботливая мама рядом? Привет, друзья, с вами снова Екатерина Заостровцева, и вот уже почти неделю я думаю, как продолжить вам рассказ про то, чем мы занимаемся в центре "Равновесие" и развернуть для вас тему раннего неблагополучия и психической травмы у детей из благополучных семей, которую я вам пообещала в качестве затравки в прошлом посте. Вот представьте: молодая семья, долгожданная беременность, умиротворенная мама, ожидающая малыша и мечтающая о том, какой он будет. Дома все готово к новому члену семьи: куплены самые безопасные и современные кроватки и коляски, прочитаны самые умные книги. Будущий папа волнуется, бабушки наготове. И вот он, день родов - и что-то пошло не так. У природы бывает очень много причин, чтобы что-то не так пошло во время родов - то, что для человека воспринимается как катастрофа, для природы - просто до

Как младенческая психика воспринимает отсутствие мамы в первые дни жизни? А если это отсутствие - вынужденное, по медицинским показаниям, а любящая и заботливая мама рядом?

Привет, друзья, с вами снова Екатерина Заостровцева, и вот уже почти неделю я думаю, как продолжить вам рассказ про то, чем мы занимаемся в центре "Равновесие" и развернуть для вас тему раннего неблагополучия и психической травмы у детей из благополучных семей, которую я вам пообещала в качестве затравки в прошлом посте.

Вот представьте: молодая семья, долгожданная беременность, умиротворенная мама, ожидающая малыша и мечтающая о том, какой он будет. Дома все готово к новому члену семьи: куплены самые безопасные и современные кроватки и коляски, прочитаны самые умные книги. Будущий папа волнуется, бабушки наготове.

И вот он, день родов - и что-то пошло не так. У природы бывает очень много причин, чтобы что-то не так пошло во время родов - то, что для человека воспринимается как катастрофа, для природы - просто дождик посреди ясного дня.

Чуть раньше срока родился, не запустились какие-то важные физиологические механизмы, не задышал. Хорошо, что мы живем в 21 веке. И вот малыш, этот крохотный и совершенно беспомощный куреныш с тонкими ножками и ручками, оказывается в кювезе, под капельницами, под ежесекундным наблюдением медиков.

В тот момент, когда его психике нужно чувствовать мамины руки и их тепло, быть крепко обнятым, слышать мамин голос, чувствовать запах маминой кожи - он оказывается как космонавт, оторвавшийся от космической станции и улетевший в открытую космическую пустоту, совершенно один, уворачивающийся (безуспешно) от летящих в него иголок и прочих медицинских инструментов.

Повлияет ли все это на его развитие, даже если история закончится хорошо и через пару недель малыша отдадут родителям на руки, и все забудут о произошедшем как о страшном сне?

Практика показывает, что уже выросшие дети с одинаковым психиатрическим диагнозом кардинально по-разному социализируются и учатся, если они родились "нормально, как обычно", и если они провели первые недели или месяцы жизни в реанимации.

Вторым существенно тяжелее. И со второй категорией намного сложнее работать психологам и педагогам. Хотя мы работаем, и есть успехи.

Серьезные манипуляции в самые первые дни жизни, реанимации, операции - это то, что безусловно влияет на будущее ребенка, на его отношения с внешним миром. Когда такое случается в первые дни, с несформированными механизмами адаптации, почти 100%, что психика случившегося до конца не переварит.

Можно провести параллель, что почти всегда тяжелый старт жизни - это равно тяжелый старт адаптации почти в любом новом коллективе (садик, школа), как правило, поведенческие и эмоциональные сложности, высокая тревожность. Я пока не встретила исключений, буду очень рада встретить.

За пять лет совмещения работы с обычными семьями и с приемными я сделала печальный вывод: не всегда нужно быть сиротой, чтобы получить травму для психики от разлуки с родной мамой.

На этом пока и остановимся, хотя еще очень много есть о чем рассказать. Буду очень рада вопросам и любой обратной связи в комментариях, чтобы развернуть историю про психологическую работу в "Равновесии" туда, где вам будет интересно читать.

Если вопросов не будет, в следующий раз попробуем поговорить про школу? Почему есть дети, которым очень тяжело в школе, как такое получается, и что мы в "Равновесии" делаем, чтобы им помочь.

Ссылка на случай, если вам захочется помочь этим семьям. Напоминаю, что в случае благотворительности банальные лайк и репост тоже очень важны.