Найти в Дзене
Михаил Лайф Влог

Кому подходят дистанционные занятия с репетитором?

Более 7 лет я занимаюсь репетиторством. Больше половины этого времени работал с детьми очно, а последние несколько лет практически полностью дистанционно. И в этой статье хочу поделиться своим опытом работы в очном и удаленном формате, сравнить их и сделать вывод, кому же подходит дистанционный формат занятий с репетитором. Как и подавляющее количество репетиторов, начинал я с очных занятий. Чаще всего приходил домой к ученикам. Позже с некоторыми занимался у себя. Все дети были разными как по возрасту, так и по характеру. Кому-то занятия давались легко, кому-то тяжелее. Но всех объединяет одно — среди них не было таких, кто «горел» желанием заниматься! Здесь, считаю, все дети одинаковые. Конечно, практически все старались немного побаловать! В свою очередь, старался это баловство использовать в своих целях. Например, был у меня ученик, который приходил ко мне на работу (думаю, никого не удивлю, что многие учителя занимаются репетиторством на рабочем месте после основной деятельности).
Оглавление

Более 7 лет я занимаюсь репетиторством. Больше половины этого времени работал с детьми очно, а последние несколько лет практически полностью дистанционно. И в этой статье хочу поделиться своим опытом работы в очном и удаленном формате, сравнить их и сделать вывод, кому же подходит дистанционный формат занятий с репетитором.

Опыт работы в очном формате

Как и подавляющее количество репетиторов, начинал я с очных занятий. Чаще всего приходил домой к ученикам. Позже с некоторыми занимался у себя.

Все дети были разными как по возрасту, так и по характеру. Кому-то занятия давались легко, кому-то тяжелее. Но всех объединяет одно — среди них не было таких, кто «горел» желанием заниматься! Здесь, считаю, все дети одинаковые.

Даже этот ученик в отсутствии родителей дома позволял себе лениться. Хотя он очень хорошо схватывал материал. Фото: Михаил Лайф Влог
Даже этот ученик в отсутствии родителей дома позволял себе лениться. Хотя он очень хорошо схватывал материал. Фото: Михаил Лайф Влог

Конечно, практически все старались немного побаловать! В свою очередь, старался это баловство использовать в своих целях. Например, был у меня ученик, который приходил ко мне на работу (думаю, никого не удивлю, что многие учителя занимаются репетиторством на рабочем месте после основной деятельности). Занимались мы математикой. И в какой-то момент он принес карточную настольную игру.

Вся игра состояла из двух колод: одна с однозначными числами , другая с двузначным. По правилам каждый игрок получает 4 карты с однозначными числами, а из другой колоды, лежащей рубашками вверх, вытягивается одна карта с двузначным числом. Суть игры — составить такой пример с действиями сложения и вычитания, чтобы получить то самое двузначное число.

По факту, эта игра направлена на отработку первичных навыков счета. Но я был бы не «я», если бы не попробовал использовать невинную шалость ребенка в свою пользу! Как это было? Элементарно! Я просто стал составлять примеры, используя дополнительно действия умножения и деления, а также усложняя наличием скобок. Ребенок, конечно, был очень удивлен моей наглости, но также стал втягиваться!

Что же это мне дало? Во-первых, побудил интерес ребёнка к новому способу счета, который был ему необходим, чтобы победить соперника (то есть меня). Во-вторых, ему пришлось заставлять себя быстрее, так как игра на скорость. В-третьих, развивается логика, так как ему приходилось не только быстро считать, но и составлять логически верные примеры.

И, казалось бы, ребенок хотел побаловаться. Но такое баловство лично я приветствую, так как его можно обратить в свою пользу и использовать во время занятий. Но такое происходит не всегда.

В моей практике (не только репетиторской) были дети с ограниченными возможностями здоровья (чаще можно слышать ОВЗ). И это не всегда те, у кого физиологические проблемы. В рамках школы очень часто так называют детей с психическими отклонениями. И именно с такими ограничениями было несколько учеников.

Как на школьных уроках (в рамках тьюторства), так и на индивидуальных занятиях, в первую очередь важно наладить контакт. Здесь необходимо очень аккуратно с ними работать, при этом не забывать, что необходимо выполнить определенные задачи. Для этого приходится и лишний раз пальцем по тексту поводить, и самому прочитать, и помочь сделать еще какие-то дополнительные вещи, которые поспособствуют лучшему восприятию информации. И, конечно же, несколько раз переспросить, понял ли задание или прочитанный текст ребенок. Ведь если ученик не будет понимать, что он делает, то какой смысл двигаться дальше?

Но здесь иногда бывают и проблемы, связанные с родителями. Если в школе на уроках можно помогать ребенку и отставать от учителя (ведь тьютор на то и дан, чтобы помогать ребенку с ОВЗ понимать и не отставать от класса) на общеобразовательных предметах, то не со всеми индивидуальными занятиями ребенок будет успешно справляться только с репетитором. Так у меня было с одним учеником на занятиях по скорочтению. И вроде бы всё хорошо, нейрогимнастику делает, мелкую моторику развивает, то вот само чтение не идет совсем. Из-за особенностей он мог убегать к маме, прятаться под стол и тому подобное. Но родитель настаивал на продолжении занятий, а мне оставалось лишь стараться как-то зацепить внимание ребенка так, чтобы он продолжал работать.

Опыт работы в удалённом формате

Дистанционный формат работы начал осваивать во время общепланетного заточения в четырех стенах. Распробовал разные платформы, познакомился с различными школьными программами нескольких стран. Перестроение моих подходов к работе шло полным ходом.

И сейчас мне ничего не мешает объяснять и показывать материал в дистанционном формате. Фото: Михаил Лайф Влог
И сейчас мне ничего не мешает объяснять и показывать материал в дистанционном формате. Фото: Михаил Лайф Влог

В это время я пришел к выводу, какие направления подготовки можно оставить, какие лучше убрать. Также отрабатывал возможные варианты, как поступать, если ребёнок начинает плохо себя вести. Но, признаюсь, некоторые выходки детей пришлось отрабатывать спустя много лет!

В итоге практически все свои предметы я оставил. Но в дистанционном формате также нашел много преимуществ, которых нет в классическом очном. С помощью компьютера проще визуализировать то, что обычно просим детей попробовать представить. Например, шахматы. Обычно детям говоришь: «Конь ходит буквой «Г». Просто представь ее и ходи!» А с помощью программы и инструментов визуализации я могу просто эту букву «Г» множество раз начертить в разных положениях, и ребенок быстрее запоминает, как делается ход!

Или другой пример. Геометрия. Помните, как иногда много приходится стирать и корректировать на чертеже различные изменения? А на виртуальной доске мы можем огромное количество раз стирать, менять, даже копировать и накладывать фигуры друг на друга! Всё зависит от выполняемого задания. Да даже теоремы проще объяснять и доказывать, так как могу легко и быстро сделать много вариантов различных построений, которые моему ученику точно будут понятны!

Осознав всё это, я понял, какой же мощной «силой» обладают учителя и ученики. При этом дистанционный формат обладает уникальным свойством объединять очень хороших учителей и учеников из разных концов нашей страны! Да что там страны, даже планеты!

Вот вам еще один пример. Знаю одну девушку, которая, когда училась в школе, изучала испанский язык. Занималась она дистанционно. Откуда был у нее репетитор, я не знаю. Однако могу сказать точно: она занималась настолько успешно, что завоевала второе место в финале Всероссийской олимпиады школьников, успешно сдала итоговый экзамен и поступила в престижный ВУЗ нашей страны на бюджет! При этом испанского языка в нашей школе никогда не было. Только работа с репетитором в удаленном формате.

Очный формат против дистанционного

А если сравнивать оба формата «лоб в лоб», что тогда получим?

Физическое присутствие. Эта фишка явно очного формата. И как бы кажется, что личное присутствие — это явный плюс, так как репетитор полностью контролирует действия ребенка. Однако она имеет ряд определенных минусов:

  • Если заболел ребенок, то может отказаться от проведения занятий репетитор. И наоборот, больной репетитор лишний раз сам не пойдёт к здоровому ребенку.
  • Затрачивается время на дорогу к ученику или репетитору. А иногда бывает очень важно, чтобы всё начиналось вовремя.
  • Внезапная отмена занятия, когда ребенок или ученик уже в пути.
  • Возможная аллергия на животных. Ведь можно найти действительно хорошего репетитора или (как иногда сам встречаю в заказах) специально ищут определенного человека, а он не сможет находится у вас в квартире, так как ему становится плохо из-за кошки в вашем доме. Этот пример работает и в обратную сторону. Так, мне пришлось отказать от занятий с ребенком на моей территории, так как у меня есть собака, на которую у ученика аллергия.

Добавлю, что все перечисленные минусы я взял не с «потолка». Это мои реальные примеры. Мой опыт очных занятий.

Вот стоишь так в пробке, стараешься успеть к ученику, и тут раздаётся звонок: «Здравствуйте! Извините, забыли предупредить, сегодня занятия не будет, ребенок заболел...» Фото: Михаил Лайф Влог
Вот стоишь так в пробке, стараешься успеть к ученику, и тут раздаётся звонок: «Здравствуйте! Извините, забыли предупредить, сегодня занятия не будет, ребенок заболел...» Фото: Михаил Лайф Влог

Экономия времени. Тут явный перевес в сторону удалённого формата. И это будет плюсом и как для репетитора, так и для ученика. Яркий пример из моей практики. Ко мне приходила девочка заниматься математикой и шахматами. Но из-за того, что ребенка возили ко мне из другого конца города, им пришлось прервать танцы. Отмечу, что родители боялись дистанционных занятий из-за предыдущего негативного опыта. Но, поработав со мной некоторое время очно, они решили попробовать и дистанционный формат. В итоге родители увидели, что качество занятий не изменилось, и они смогли вновь восстановить занятия по танцам, так как освободилось много времени, которое раньше тратилось на дорогу!

Дисциплина и мотивация. Казалось бы, очные занятия стимулируют быть ребенка более вовлеченным в занятие. Но, как показывает моя практика, уровень работы ученика зависит просто от его личной мотивации независимо от формата работы. Если ребенок не хочет заниматься, то с очного занятия он может просто сбежать (как было у меня, я приехал домой к школьнику, а он ушел на футбол), а с дистанционного уйти проблематичнее, можно только отключиться от конференции (так несколько раз делал один ученик, который, видимо, старался сорвать занятия назло своей матери, так как, по ее словам, репетиторов они сменили много).

Обратная связь. Что при коммуникации репетитор-ученик, что при коммуникации репетитор-родитель, при наших технологиях обратная связь практически одинаковая. Да, в дистанционном бывают «провалы» из-за связи, однако и с родителями сразу пообщаться не всегда получается даже при очном формате, если они отсутствуют дома из-за работы.

Технические возможности. В отличие от очных занятий, дистанционные позволяют использовать и презентации, и демонстрацию экрана, и записывать уроки. Однако очные не прорвутся так, как могут дистанционные из-за внезапно отключившегося интернета.

Доступность. Если вы ищете репетитора только для очных занятий, то вы строго ограничены определенной локацией. И далеко не факт, что рядом с вами будет тот самый репетитор, который вам действительно необходим. А если вы готовы к удаленному формату, то тут вы уже ничем не ограничены, так как можете найти огромное количество репетиторов из разных городов и даже стран в разных ценовых сегментах.

Стоимость. Если вы ищете репетитора, который будет приезжать к вам домой, то он может увеличить цену из-за расходов на транспорт (реальная история, сталкивался с такими коллегами). У репетиторов, работающих удаленно, цены фиксированы.

Комфорт и атмосфера. Кто-то может сказать, что очные занятия создают учебную обстановку, а дистанционные — нет. Однако многие до сих пор ассоциируют удаленный формат с общепланетными посиделками дома, забывая, что тогда практически все учителя только начинали осваивать онлайн. За несколько лет уже всё сильно поменялось. И нужная атмосфера стала также создаваться путем налаживания контакта репетитор-ученик. Она будет рабочей в любом случае. Или не будет, если репетитор не смог найти общего языка с учеником. Такое может быть и при очном формате. Также дистанционный формат будет комфортен для стеснительных учеников, которые иногда даже камеру не хотят включать. А для хорошего репетитора это не будет препятствием.

Коммуникация. Что очные, что дистанционные занятия одинаково развивают живые социальные навыки. Просто дистанционный формат иногда требует развития навыков работы с цифровыми инструментами, что потом просто входит в привычку.

Контроль процесса. Не буду отрицать, что при очном формате работы легче отслеживать вовлеченность ученика. Однако хороший специалист и при дистанционном формате даже с отключенной камерой сможет определить, работает ученик или нет.

Кому подходит дистанционный формат занятий с репетитором?

А теперь осталось ответить на главный вопрос. И ответ мой будет таков. Дистанционный формат подходит абсолютному числу детей. Реально удаленно не смогут полноценно работать, на мой взгляд, только ребята с ОВЗ, да и то среди них можно найти тех, кому по силам такие занятия.

Не стоит бояться дистанционных занятий из-за неудачного опыта с другими репетиторами и не нужно сравнивать то, что было в период квартирного заточения. Те учителя, которым это было необходимо, научились качественно работать онлайн. А плохой опыт работы с репетиторами может быть и в очном формате. Просто в этом случае ищут другого человека, который будет приходить, например, к вам. Думаю, был бы какой-то более очный-очный формат, то искали бы уже не очного учителя, а очного-очного. Извините за тавтологию.

Вот вам пример из переписки. На мой взгляд, данное описание можно дать многим ребятам. И из-за этого утверждать, что дистанционный формат занятий ученику не подходит, не стоит. Вы больше сами себя настраиваете против удаленного формата. А если допустить мысль, что даже удалённо репетитор сможет наладить хороший контакт с вашим ребёнком? Выходит, зря отказываетесь? Может, кто-то из вас смог преодолеть свой страх, рискнул дать удалённому репетитору шанс и не пожалел? Поделитесь в комментариях! Фото: Михаил Лайф Влог
Вот вам пример из переписки. На мой взгляд, данное описание можно дать многим ребятам. И из-за этого утверждать, что дистанционный формат занятий ученику не подходит, не стоит. Вы больше сами себя настраиваете против удаленного формата. А если допустить мысль, что даже удалённо репетитор сможет наладить хороший контакт с вашим ребёнком? Выходит, зря отказываетесь? Может, кто-то из вас смог преодолеть свой страх, рискнул дать удалённому репетитору шанс и не пожалел? Поделитесь в комментариях! Фото: Михаил Лайф Влог

Этой статьей я не собираюсь никого пытаться переубедить. Просто поделился своим опытом и наблюдениями. Но если вы захотели попробовать занятия в дистанционном формате, то, например, можете зайти в мой рабочий телеграм-канал, где можно и за информацией следить, и записаться на занятия.

А как занимаются ваши дети с репетиторами? Был ли у вас негативный опыт с дистанционным форматом? Делитесь в комментариях! Мне важно узнать ваше мнение!