Что происходит на этих фотографиях и что осталось за кадром? На какие-то вопросы мы ответим, а на некоторые предлагаем подумать вам.
Новая подборка редких и совершенно неизвестных фотографий из советского прошлого от Хрущева до Горбачева. Повседневная жизнь, работа и отдых, дом и семья, на 1/6 части суши за 30 лет истории СССР.
Речная «маршрутка»
Кировская область, город Вятские Поляны
1978 год
Пассажиры на берегу реки Вятка, близ речного порта, в ожидании рейса. В те годы в городе оружейников, на родине первого советского мотороллера «Вятка», проживает 37 тыс. человек.
В советское время в Вятских Полянах активно использовался речной транспорт. Пассажирские суда различных типов ходили до областного Кирова и Набережных Челнов, курсировали между правым и левым берегом города, доставляли людей к окрестным селам.
На фото одна из подобных «маршруток» по водной глади – речной теплоходик серии «Заря», который массово выпускался в СССР со второй половины 1960-х гг. Скорость, в зависимости от модели, 40-45 км/час, на борту могли поместиться от 60 до 86 пассажиров.
Что за сооружение?
Белорусская ССР, город Минск
1960-е гг.
Фонтан с подсветкой в сквере на Ленинском проспекте. До 1961 года основная магистраль белорусской столицы носила гордое имя Проспект имени Сталина, а сегодня называется Проспект Независимости.
В глубине сквера виднеется памятник с пионерами (?), а по бокам вдохновляющие лозунги. Я разглядел только первый – «Без ленинских Заветов не было бы Советов».
Рентген на колесах
Вологодская область, город Череповец
1964 год
Рентгеновский автобус медсанчасти (больницы) при Строительно-монтажном тресте «ЧереповецМеталлургСтрой», крупнейшего предприятия, которое, как видно по названию, строило металлургические заводы, цеха, домны, причем не только в городе для громадного Череповецкого металлургического комбината (нынешняя «Северсталь»), но и по всему Северо-Западу РСФСР.
Объектов много, штат огромный, работа тяжелая и вредная, а потому поддержание здоровья и работоспособности персонала - важнейшая задача. Но так, чтобы без отрыва от производства, без поездок в больницу на обследования.
Вот потому и курсировали выездные медицинские кабинеты по стройкам, в том числе и этот мобильный рентгеновский кабинет, созданный на базе венгерского автобуса «Икарус-320». Строительная пыль приводила к заболеваниям легких, и своевременная диагностика была просто необходима.
Русская хтонь
Иркутская область, Иркутский район, поселок Листвянка
1989 год
Компания мужчин на берегу озера Байкал. Без бутылки тут, конечно, не обойтись. Для полноты аутентичной картины не хватает только омуля на закуску.
И да, я иронизирую, но никого не осуждаю, сам так много раз сидел на берегах рек, озер и морей в России и в разных странах мира.
Где делали стиральные машинки
Приморский край, город Арсеньев
1982
Линия сборки стиральных машин «Приморье-6М» на градообразующем предприятии – Арсеньевском авиационном производственном объединении «Прогресс». Тогда в дальневосточном городе проживало 62 тыс. человек, сегодня – 46 тысяч.
Построенный в конце 1930-х гг. авиационный завод, долгое время не имел даже своего названия, только номер – 116, и лишь в 1963 году он стал называться Машиностроительный завод «Прогресс», потом Арсеньевское авиационное ПО «Прогресс». Сегодняшнее название - «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс». И тогда, и сейчас здесь производят самолеты, вертолеты, крылатые ракеты и ракетные комплексы.
Но кроме продукции военного назначения, большинство секретных советских производств выпускали и конверсионную продукцию, товары народного потребления. Так на «Прогрессе» освоили производство корпусной мебели, применяемых в животноводстве молокомеров, санок и детских колясок.
Но самой известной продукцией гражданского назначения от «Прогресса» со второй половины 60-х гг. стали стиральные машинки марки «Приморье». По состоянию на 1987 год предприятие выпустило 1,5 млн. подобных агрегатов разных модификаций. Реализовывались они в основном на Дальнем Востоке.
Но сегодня стиральные машинки завод давно не производит.
Феминизм по-советски
Москва, сегодня Центральный административный округ, район Красносельский
1959 год
Укладка асфальта на Каланчёвской улице. Иностранный турист с фотоаппаратом не мог пройти мимо, не пожалел цветную пленку.
Из развитых стран только в Советском Союзе можно было увидеть женщин на тяжелых строительных и дорожных работах.
Поиграем в доктора
Волгоградская область, город Волжский
1967 год
Ведомственный детский сад №25, построенный для работников Волжского завода асбестотехнических изделий. Предприятие начало выпуск продукции в 1963 г., но в настоящее время производство давно остановлено.
Вообще это стандартная практика в советское время, когда крупные предприятия и учреждения сами строили объекты соцкультбыта и торговли для своих сотрудников. На протяжении всей истории СССР ощущалась нехватка детских садов, и только так можно было, пусть и частично, решить данную проблему.
Но дети на фото о подобных вещах не думают. Им гораздо интереснее представлять себя врачами в больнице.
Наши или нет?
Узбекская ССР, Хорезмская область, город Хива
1980 год
Уставшие туристы отдыхают в тени дворцового комплекса Таш Хаули – резиденции хивинских ханов. Древняя Хива не входила в состав Российской империи, хотя и зависела от северного соседа, а окончательно была присоединена лишь большевиками в 1920 году.
Как думаете, туристы на фото наши или иностранные?
Русские шпроты
Ленинградская область, Кингисеппский район, поселок Усть-Луга
1973 год
Работницы Усть-Лужского рыбокомбината вручную укладывают рыбу в консервные банки. Этикетки наклеят чуть позже.
Жители поселка, расположенного в устье реки Луга, при ее впадении в Финский залив Балтийского моря, издревле занимались рыболовством. В 1932 году здесь открылась государственная промысловая контора, из которой уже после войны вырос рыбокомбинат. Предприятие обладало и своим рыболовецким флотом, и производственными линиями.
Рыбу коптили, солили, замораживали и консервировали.
В советские годы Усть-Лужский рыбокомбинат стал одним из крупнейших в стране производителей шпрот. Их делали из копченой балтийской салаки. Ручной труд постепенно вытеснялся автоматизированными линиями. В разные периоды существования СССР объем производства составлял от 10 до 25 млн. банок в год.
В постсоветское время рыбокомбинат постоянно лихорадило, руководство жаловалось на демпинг латвийских рыбных компаний и дешевые рижские шпроты, заполонившие российский рынок, и в 2007 году в Усть-Луге выпустили последнюю партию консервов.
Сегодня поселок активно развивается в другой сфере. Здесь построен крупнейший на Балтике и второй в России – морской торговый порт. Отсюда уходят на экспорт уголь, лес, металлы, минеральные удобрения, а также сжиженный газ и нефтепродукты в тех самых танкерах «теневого флота».
Пляжная мода
Украинская ССР, Донецкая область, город Жданов (с 1989 – Мариуполь)
1985 год
Отдых на Азовском море с видом на производственные корпуса Металлургического комбината «Азовсталь». Впрочем, счастливых горожан и гостей города индустриальное соседство нисколько не смущало.
А вот такие инсталляции с героями «Ну, погоди!» довольно часто устанавливались на советских курортах.