Слово «амазонка», ставшее давно нарицательным, в сознании простых обывателей рисует сильную и опасную женщину на коне, вооруженную до зубов не только луком и стрелами, но и соблазнительными изгибами фигуры.
Для начала неплохо разобраться с историей возникновения самого названия. Так одни исследователи считают, что слово «амазонка» могло образоваться от древне иранского «ha-mazan» «воины». Однако большинство ученых отдает пальму первенства греческим корням, считая производным сочетание «a mazos», где
✅ частица «а» имеет усилительную роль в значении «полногрудая».
❌ с отрицательной частицей «а», то есть «без груди». По многим древнегреческим легендам амазонки отрезали себе правую грудь, или даже выжигали ее, чтобы можно было стрелять из лука более свободно. Однако это не подтверждено античной живописью, где амазонки всегда изображались с парой грудей; иногда одна из них была закрыта одеждой.
Кстати, созвучие воительниц с рекой Амазонкой в Южной Америке не случайное — главную водную артерию континента назвали именно в их честь. Амазонку открыл конкистадор Франсиско де Орельян, который первым из европейцев пересек Южную Америку в самой широкой ее части. Летом 1542 года его отряд якобы увидел легендарных амазонок, с которыми вступил в бой. Скорее всего, за Амазонок конквистадор принял безбородых длинноволосых индейцев, которые, как как известно, имеют весьма специфичную внешность. Первоначально де Орельяна хотел назвать реку своим именем, но после этой стычки он остановился на варианте «Амазонка».
Упоминание о грозных воительницах встречается в мифах многих народов и все они таинственным образом связаны с северным Причерноморьем и соседними регионами.
Древнегреческие амазонки
Именно древние греки растиражировали по свету образ прекрасных сильных воительниц, избегающих общества мужчин. Ведь для них это воинственное племя женщин было не менее реально, чем любые другие обитатели «северных земель». Источники тех времен содержат немало сведений об амазонках — разумеется, большей частью искаженных, а то и вовсе вымышленных. В них утверждается, что амазонки жили на побережье Понта Эвксинского (Черного моря) в собственном государстве под управлением царицы.
Греческие историки сообщали, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Другие авторы селили амазонок в окрестностях Меотийского озера, как в древности называли Азовское море. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно древнегреческим легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне — турецкий Измир), Синоп и Пафос.
Диодор Сицилийский так же считал, что амазонки жили на реке Танаис (современный Дон). Ее назвали так в честь сына легендарной амазонки Лисиппы, который влюбился в свою мать и бросился в полноводную реку, чтоб избежать преступного кровосмешения.
Все легенды сходятся во мнении, что общество амазонок было исключительно женским и где не было места мужчинам. Знаменитый греческий географ Страбон писал, что один раз в году амазонки предпринимали набег на кавказское племя гаргарейцев (предков ингушей и чеченцев) с очень специфической целью: зачать от них детей. Рожденных от такого набега мальчиков в лучшем случае возвращали отцам, в худшем — убивали. Девочек же воспитывали и прилежно заботились о них, обучая самому необходимому: учили работать в поле, охотиться и воевать. Именно таким образом и появлялись на свет новые поколения племени воинствующих женщин.
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что светловолосые амазонки — выдумка художников. Учитывая способы продления их рода, древние воительницы в их классическом понимании должны были иметь типично восточную внешность и весьма горчичный характер.
Славянские поляницы
По сути дела славянские поляницы это те же Амазонки. Само название былинных богатырш отсылает к бескрайним полям (степям), характерным для северного Причерноморья, Кубани и среднего течения Дона/Днепра. Согласно древнерусским былинам, «Полевать» - означало отправиться на коне на поиски достойного соперника.
Во многих былинах воительницы представлялись как равные по силе богатырям, если не превосходящие их.
Помимо многочисленных былин, есть упоминание об амазонках и средневековой «Повести временных лет», где их называют «мазовняне» (опять мы видим знакомый корень))). В древнерусском тексте идёт речь о том, что амазонки постоянно не живут с мужчинами, а встречаются лишь с целью появления потомства, причём мальчиков убивают, а воспитывают только девочек.
Подробно русским амазонкам была посвящена отдельная публикация
Древние сарматы
Считается, что в славянский фольклор Образ амазонок просочился в от южных соседей — сарматов, среди которых было немало искусных воительниц, в совершенстве владевших мечом и луком.
Исторические источники донесли, что Сарматские женщины активно участвовали в общественной жизни, охотились и ходили в походы наравне с мужчинами. Это шокировало римлян и греков. Ведь удел их женщин – ведение хозяйства и воспитание детей, а отнюдь не охота, и жаркие, беспощадные схватки.
«Отец истории» Геродот даже утверждал, что сарматская девушка не выходила замуж, пока не убивала своего первого врага. Правда сарматов древнегреческий учебный выводил не к собственно Амазонкам, а от их союза со степными племенами скифов.
Его данные подтверждал в своих записках римский географ Помпоний Мела, также сообщает о воинственности сарматок:
«Племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами».
Реальные воительницы донских степей
Учитывая предполагаемую «родину» амазонок — донские степи и прибрежные территории Азовского моря, наиболее вероятной выглядит азиатская теория происхождения амазонок. Греки, на рубеже нашей эры плотно заселившие Причерноморье, постоянно сталкивались с воинственными и полудикими кочевниками. Геродот прямо заявлял, что сарматы — это потомки амазонок и скифов. До недавнего времени ученые считали амазонок художественным вымыслом, подчеркивающим необычность степных варваров в глазах древних греков.
Однако в конце XX — начале XXI веков мнение об амазонках, как о вымышленных персонажах мифов Древней Греции в корне изменилось. Сперва на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения, а затем и у нас, на Тамани, кубанские археологи нашли могилы целого племени. Захоронены были исключительно женщины (а строение скелета мужчин отличается по ряду признаков от женского), а рядом с островами их скелетов лежало средневековое оружие: луки, колчаны и кинжалы.
Эти археологические открытия доказали, что в северном Причерноморье обитали воинственные племена , если и не полностью состоящие из женщин, то, по крайней мере, сохранившие древние бытовые уклады, когда главную роль в обществе играли представители слабого пола. Впрочем, маловероятно, что эти «амазонки» образовывали те общины закрытого типа, о которых рассказывали греки. Кровожадные обычаи по отношению к мужчинам также наверняка была преувеличены современниками — для людей с разным типом культур характерно создавать подобные легенды о земле, где жизнь коренным образом отличается от их собственной.
Так или иначе, подобные существовавшие в Северном Причерноморье племенные союзы, с преобладанием женщин, были немногочисленными и нестойкими. Ветхие традиции матриархата, чудом сохранившиеся до новой эры, не смогли устоять перед походами Александра Македонского, смешением культур и великим переселением народов середины первого тысячелетия нашей эры . Именно тогда амазонки — уникальная смесь полуправды и полувымысла — перестали существовать окончательно, растворившись под натиском пришлых племен с запада.
Всегда ваша Морозова❤️🩹