Найти в Дзене
Русичи

Жизнь после трона. Что стало с бывшим русским царем Симеоном Бекбулатовичем?

Осенью 1575 года Москва замерла в недоумении. Грозный царь Иван IV, сняв с себя шапку Мономаха и бармы, объявил, что передает престол касимовскому хану Саин-Булату, недавно крестившемуся под именем Симеон. Церемония в Успенском соборе была пышной: Симеон венчался на царство как "великий князь всея Руси". Сам же Иван Васильевич, именуя себя теперь уничижительно "Иванец Московский", удалился в Александрову слободу. Но всем было ясно – настоящим хозяином земли Русской оставался Грозный. Симеон же стал лишь тенью на троне, живым инструментом в жестокой игре царя, проверявшего верность бояр. Одиннадцать месяцев длился этот странный спектакль. Затем Иван Васильевич вернул себе корону. А что же Симеон? Его не казнили, не заточили в темницу немедленно. Царь милостиво пожаловал ему удел: Тверь и Торжок. Казалось бы, почетный выход. Симеон Бекбулатович оставался удельным князем с собственным двором и даже небольшой дружиной. Но это была золотая клетка. Любое его действие, любой шаг контролировал

Осенью 1575 года Москва замерла в недоумении. Грозный царь Иван IV, сняв с себя шапку Мономаха и бармы, объявил, что передает престол касимовскому хану Саин-Булату, недавно крестившемуся под именем Симеон. Церемония в Успенском соборе была пышной: Симеон венчался на царство как "великий князь всея Руси". Сам же Иван Васильевич, именуя себя теперь уничижительно "Иванец Московский", удалился в Александрову слободу.

Но всем было ясно – настоящим хозяином земли Русской оставался Грозный. Симеон же стал лишь тенью на троне, живым инструментом в жестокой игре царя, проверявшего верность бояр.

Одиннадцать месяцев длился этот странный спектакль. Затем Иван Васильевич вернул себе корону. А что же Симеон? Его не казнили, не заточили в темницу немедленно. Царь милостиво пожаловал ему удел: Тверь и Торжок. Казалось бы, почетный выход. Симеон Бекбулатович оставался удельным князем с собственным двором и даже небольшой дружиной. Но это была золотая клетка. Любое его действие, любой шаг контролировались царскими наместниками. Он был князем лишь по названию, настоящая власть оставалась в руках Москвы.

Впрочем, жизнь его была совсем неплоха. В Твери Симеон получил огромные владения: около 13 500 десятин пахотной земли, собственный двор с боярами, стольниками, даже уменьшенными копиями царских приказов. Он строил церкви, охотился в своих угодьях. Его уважали. Казалось, можно дожить свой век в спокойствии и достатке.

Все изменилось со смертью Ивана Грозного в 1584 году и воцарением его сына Федора Иоанновича. Реальная власть оказалась у шурина царя – Бориса Годунова. Симеон как бывший "государь всея Руси" и Чингизид был опасной фигурой для честолюбивого Годунова. В 1585 году Симеона предположительно лишили титула великого князя тверского (поскольку он перестает упоминаться в летописях в этом статусе), оставив под строгим надзором в его вотчине – селе Кушалино.

-2

Но и этого Годунову показалось мало. Опасаясь потенциальных притязаний Симеона на престол, Борис Годунов в 1595 году приказал его ослепить. По крайней мере так сообщает Никоновская летопись: "Враг вложи Борису в сердце и от него быти ужасу… и повеле его ослепити". Слухи о том, что часть бояр (Романовы, Бельские) рассматривала его как кандидата на престол после смерти Федора в 1598 году, подтверждают, что опасения Годунова не были напрасными.

Смутное время принесло новые злоключения. Лжедмитрий I, захватив Москву в 1605 году, тоже видел в Симеоне опасного соперника. Поэтому приказал постричь его в монахи под именем Стефана и заточить в суровый Кирилло-Белозерский монастырь на севере (1606 год).

Царь Василий Шуйский, сменивший Лжедмитрия, в том же 1606 году ужесточил наказание: он приказал перевести слепого старца-инока Стефана (Симеона) из Кириллова в еще более отдаленный и суровый Соловецкий монастырь на Белом море. Оттуда Симеон-Стефан слал отчаянные челобитные Шуйскому, умоляя вернуть его в Кириллов монастырь. Только в 1612 году, на излете Смуты, его просьбу удовлетворили.

После воцарения Михаила Романова судьба его вновь изменилась. Новый царь был милостив и вернул Симеона Бекбулатовича в Москву. Умер бывший государь 5 января 1616 года, похоронен в Симоновом монастыре, но она менее подтверждена источниками. На его надгробии написано: "Лета 7124 году генваря в 5 день преставился раб Божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан".

-3

Так закончил свои дни человек, который по воле Ивана Грозного на год стал символом верховной власти Руси, а потом десятилетиями терпел унижения, слепоту и ссылки. Вот уж воистину, тяжела ты, шапка Мономаха...

Поддержать эту статью донатом можно здесь.

__________________________
Свежие видео в нашем
"Премиуме":

  • Дочь Ярослава и влюбленный викинг. История по-девчачьи
Ох, лапочки мои, пришпильте свои жемчужные кокошники покрепче - вас ждет история любви, перед которой меркнут все скандальные романы «Доме-2»! Киевская Золушка в расшитых золотом сорочках и викинг с горящими глазами - это не сюжет для фэнтези-сериала, а реальная жизнь нашей славянской it-girl XI века!
  • Единственный город, названный в честь древнерусской богини
Сейчас это уже почти не осознается

А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме