Российская группа, которая когда-то смогла показать, что в нашей стране умеют играть пауэр-метал европейского образца. Но продлилась эта радость не долго несмотря на то, что группа выступает до сих пор.
Catharsis – одна из немногих российских групп которая мне действительно нравилась, поэтому я бы хотел рассказать про впечатления, связанные с ней.
С этой группой , я познакомился благодаря журналу Dark City, рекламы их альбомов и различные материалы с группой, появлялись довольно часто. Как оказалось в будущем, гитарист группы Игорь ‘Jeff’ Поляков был одним из редакторов журнала. Поэтому совершенно понятно, что журнал относился к группе особым образом. В целом, у группы была хорошая поддержка, она стояла на трех «китах» - независимый лейбл Irond Records, журнал Dark City, концертные организаторы, взаимодействующие с журналом и лейблом. Поэтому в начале нулевых, любому любителю пауэр-метала, было сложно проигнорировать Catharsis. Ко всему прочему, у группы было неплохое визуальное оформление, которое притягивало взгляд.
Логотип группы и сейчас выглядит очень стильно, хотя если присмотреться, то черточки между и вокруг букв явно взяты из функции простановки размеров какой-нибудь чертежной программы типа Компас. И тем не менее название выглядит хорошо, геометрические символы уместны, а подобранный шрифт выгодно отличает от коллег по цеху, которые заимствовали или переосмысляли шрифты западных групп.
На альбомах как правило красовались полуобнажённые девушки, что по тем временам было вполне уместно, сексуализированные образы помогали продавать музыку подросткам во всем мире, наша страна не была исключением. Само качество артов было тоже на высоком уровне, какая-нибудь Эпидемия (с их оформлением альбомов того же периода) просто нервно курит в сторонке.
Группа образовалась в 1996 году в Москве. И сперва играли дэт-дум-метал с симфоническими аранжировками, на тот момент многие группы шли этим путем. Но в Европе поднялась волна молодых пауэр-метал коллективов: Nightwish, Sonata Arctica, Edguy, Hammerfall, Rhapsody и т.д. Группа решила изменить свое звучание симфонический пауэр-метал, и первым полноформатным альбомом стал Dea (2000), который прошел мимо меня. А все из-за того, что группа сразу ориентировалась на Запад и писала песни на английском, а мне, как и основной массе слушателей в России, было в тот момент странно видеть российскую группу, поющую на английском.
К альбому Imago группа видимо осознала, что если и будет путь на Западный рынок, то он точно не будет быстрым. И поэтому данный альбом уже выходит в двух версиях, английской (2002 год) и русской (2003 год). Данный альбом не идеален, но по уровню записи и по качеству исполнения он уже мог конкурировать с западными группами, наверное, тут самое главное это зацепит европейского слушателя англоязычная лирика от российской группы или нет. А вот русскоязычная версия вполне пришлась по вкусу отечественному слушателю и альбом имел успех.
В 2005 году, группа выпускает альбом Крылья и это был, без преувеличения, фурор. С легкой руки, группа взяла и выпустила один из лучших пауэр-метал альбом на русском языке. Одиннадцать песен среди которых, можно найти как мощные боевики, так и цепляющие баллады.
Альбом может похвастаться качественной записью и сведением, все инструменты прописаны великолепно, а вокальные партии мощные и эмоциональные. На пластинке равномерно разбросаны хиты, среди которых одноименная песня «Крылья», которая считается визитной карточкой группы. Мастеринг делали в Финляндии в Finnvox Studios, с помощю Mika Jussila (этот парень ответственен за успех большого числа альбомов европейских групп). Это был действительно катарсис, группа выпустила не просто отличный альбом, а еще сделала это своевременно, когда стиль еще вызывал интерес у слушателя. И казалось бы, группу ждет большое будущее, но нет, дальше начался медленный спад.
Эффект от альбома Крылья оставался довольно долго, поэтому группа не спешила с записью полноформатного альбома. Группа выпустила максисингл Баллада Земли (2007) и Иной (2010). Новая пластинка вышла в 2010 году и называлась - Светлый альбомъ. Но, он уже не вызвал восторженной реакции, хотя его и приняли тепло, и группа даже откатала большой тур. Альбом оказался мене хитовым, часть песен, вошедших в него, фанаты уже слышали на синглах, были явные заимствования у западных коллег. Но, уровень качества записи был весьма высок и как говорится магия Крыльев еще держала.
И снова группа не спешила с записью нового альбома, альбом Indigo вышел только в 2014 году. И это было грустно, это получился самый проходной альбом в истории группы, который еще и на деньги фанатов записывался. Тут нет хитов, нет цепляющих мелодий, на Светлом альбоме уже были проблемы, но тут они кратно прогрессировали. А теперь добавим сюда события 2014 года в Украине, падение интереса к стилю, падение интереса к покупкам физ. версий альбомов и печатной продукции. Т.е. 2 из трех китов на которых стояли Catharsis ушли на дно. Все это сильно ударило как по группе, так и по ее дальнейшей деятельности.
В 2019 вышел альбом - Зеркало Судьбы и к сожалению он лишь подтвердил, что группа окончательно исписалась и катарсиса во второй раз нам не достичь. Альбом вышел таким же непримечательным как Indigo. Ну нельзя пытаться продать людям практически то же что ты делал 15 лет назад, только совершенно безыдейно и нехитово. Прослушивание последних двух альбомов заставляет задаться вопросом, как эта группа смогла записать такой альбом как Крылья? И почему тогда сейчас все так посредственно? Я думаю, ответ на этот вопрос мог бы дать Игорь ‘Jeff’ Поляков, так как он как раз больше всех крутился в российском музыкальном бизнесе связанным с тяжелой сценой нулевых, думаю он бы много интересных подробностей мог бы рассказать, поэтому очень бы хотелось послушать качественное интервью с ним.
Отдельно я бы хотел покритиковать вокал Олега Жилякова. У него очень своеобразный тембр голоса и с самого начала он мне резал слух. Просто в какой-то момент, материал был так хорош, что он перекрывал эти странности вокала. Не сказать, что он не умеет петь, умеет, но манера и тембр очень своеобразные. И мне казалось, что Олег это слабое звено группы, хотелось бы услышать хиты Catharsis в исполнении того же Евгения Егорова (Эпидемия) или Петра Елфимова (Гран-КуражЪ), думаю они заиграли бы новыми красками.
Если говорить о дне сегодняшнем, то несмотря ни на что, оправившись от неудач, группа активно гастролирует и скорее всего снова выпустит альбом, так как отсутствие конкуренции на рынке способствует тому, что бы собирали все, даже те, кто, казалось бы, уже давно вышли в тираж. И с одной стороны, благоприятные условия на рынке, это хорошее подспорье для групп, а с другой стороны, атмосфера такова, что ты и на старом материале сможешь спокойно выезжать и можно не пытаться кого-то впечатлить новым. Я не думаю что группе удастся нас удивить, но чем чёрт не шутит.