Данная курсовая работа посвящена изучению того, как современная молодежь представляет себе человека, который употребляет алкоголь. В работе анализируется, из каких компонентов (внешность, черты характера, поведение, социальный статус) складывается этот образ и какую эмоциональную оценку (негативную, позитивную или противоречивую) он получает в сознании молодых людей. Теоретическая часть раскрывает психологическое содержание понятия «образ», а в практической части представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с помощью анкетирования и методики семантического дифференциала. Основной вывод работы заключается в том, что образ пьющего человека в глазах молодежи является сложным и амбивалентным: наряду с ожидаемыми негативными чертами, он может включать и условно-привлекательные характеристики, что важно учитывать при разработке профилактических программ.
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА, ПОТРЕБЛЯЮЩЕГО АЛКОГОЛЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЫ.
1.1. Феномен образа в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Психологические особенности человека, потребляющего алкоголь
1.3. Психологические особенности молодежи
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА, ПОТРЕБЛЯЮЩЕГО АЛКОГОЛЬ, В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование исследования образа человека, потребляющего алкоголь в представлениях молодежной среды
1.1 Феномен образа в отечественной и зарубежной психологии
Понятие образа в психологии многогранно и исторически изменчиво, отражая эволюцию самой психологической науки и смежных дисциплин (см. таб. 1). В ранних этапах развития психологии, в рамках структурализма, образ рассматривался как элемент сознания, воспроизводящий переживания, не связанные с текущим моментом, своего рода «элемент идеи». Этот подход, хотя и не фокусировался непосредственно на анализе образов, заложил основы для их дальнейшего изучения, обозначив их функцию репрезентации внутренних переживаний [27].
Параллельно развивались исследования Ф. Гальтона, связывавшего образы с ассоциациями идей и законами их формирования, что впоследствии повлияло на исследования образной сферы в рамках когнитивного подхода.
Психоанализ внес значительный вклад в осмысление понятия образа, рассматривая его как проявление бессознательного, отражение инстинктов и влечений. В отличие от структуралистов, З. Фрейд переносит фокус с объективной реальности на внутренний мир человека, где образы становятся ключом к пониманию скрытых мотивов и конфликтов, доступным через анализ сновидений и свободные ассоциации [28].
К.Г. Юнг, развивая идеи психоанализа, представляет образ как первичный активный феномен душевной жизни, утверждая, что «мы непосредственно живем исключительно в мире образов», подчеркивая их созидательную функцию и непосредственную связь с переживанием реальности [29].
Таблица 1
Эволюция понятия образа в разных школах психологии
1.2 Психологические особенности человека, потребляющего алкоголь
Причины и мотивы употребления алкоголя представляют собой сложную и многогранную проблему, обусловленную взаимодействием биологических, психологических, социальных и культурных факторов (см. таб. 3). С одной стороны, исследования выявляют генетическую предрасположенность к алкоголизму, которая повышает риск развития зависимости [15].
Таблица 3
Факторы, влияющие на развитие психологических особенностей у людей с алкогольной зависимостью
С другой стороны, большое значение имеют психологические факторы, такие как стремление к уходу от реальности, снижение тревожности, повышение самооценки [20].
Алкоголь, выступая как депрессант, может временно снять эмоциональное напряжение и создать иллюзию благополучия, что подкрепляет его употребление. Социальные факторы, такие как влияние референтной группы, семейные традиции, доступность алкоголя, также играют важную роль в формировании алкогольной зависимости [13].
Культурные нормы и ценности, связанные с употреблением алкоголя, могут как способствовать, так и препятствовать его распространению. Кроме того, употребление алкоголя может быть обусловлено гедонистическими мотивами - стремлением к получению удовольствия, новых ощущений. Понимание причин и мотивов употребления алкоголя требует комплексного подхода, учитывающего все спектр влияющих факторов и их взаимодействие [22].
Влияние алкоголя на когнитивную сферу является одним из наиболее разрушительных последствий его употребления, затрагивая ключевые процессы обработки информации - мышление, память и внимание. Алкоголь, выступая как депрессант, замедляет активность центральной нервной системы, что приводит к снижению скорости переработки информации, ухудшению логического мышления и способности к принятию решений. Нарушения памяти, связанные с употреблением алкоголя, могут проявляться как в кратковременной, так и в долговременной памяти, затрудняя запоминание новой информации и воспроизведение уже имеющейся.