Найти в Дзене

Дороги Монголии. Что надо знать, чтобы не угробить свой автомобиль

Оглавление

Итак, мы вернулись из длительного путешествия на автомобиле из Санкт-Петербурга в Монголию. Заезжали в эту восточную страну через Алтай, проехав по одной из самых красивых дорого России – Чуйскому такту. А выехали уже в Бурятию, к Улан-Удэ и на обратном пути погуляли по побережью Байкала. Но в этой статье, я хочу рассказать читателям о Монгольских дорогах. Вдруг, кто-нибудь тоже соберется в это удивительное место и материалы этой статьи будет ему полезен.

Сразу отмечу – в целом, для путешествия по Монголии, подходит любой автомобиль. Но на обычном седане или универсале, всех красот вы скорее всего не увидите. Лучше, конечно, если это будет кроссовер или внедорожник. Лично мы путешествовали на Дастере, а наши друзья на Митсубиши Паджеро.

Наш Дастер
Наш Дастер

Ибо с асфальтированными дорогами в Монголии дело обстоит не очень хорошо.

Типичная монгольская дорога
Типичная монгольская дорога

О монгольских дорогах

Еще лет десять назад в этой стране асфальтированных дорог было критически мало – всего три штуки на всю территорию. И даже их с трудом можно было назвать трассами, скорее это были осколки прошлого, застрявшие где-то в семидесятых годах. Узенькие, разбитые, с выбоинами и крошащимся асфальтом, без малейшего намека на обочины, местами покореженные жарой и просевшие от времени – вот, что представляли собой немногочисленные «магистрали» этой страны.

«Все дороги приведут в Улан-Батор» —да, так и есть. Главная артерия Монголии — трасса, проходящая от Российской границы (Ташанта), через Улгий и Алтай, до Улан-Батора, длинной 1780 км. Она ровная, с относительно хорошим асфальтом.

Новые монгольские дороги
Новые монгольские дороги

Только один перевал пока еще остается не заасфальтированным. От столицы на север к пограничным переходам «Кяхта», «Хандагайты» тоже лежит приличный асфальт. Также асфальтовое покрытие есть в сторону Даланзадгада, от которого можно добраться до знаменитых песков Хонгорын Элс и «пылающих скал» Баянзаг. По дороге с твердым покрытием можно доехать от Улан-Батора и до Хархорина, древней столицы Монголии.

-4

Однако, в последние годы ситуация немного улучшилась. Сейчас в Монголии асфальтовые дороги соединяют практически все столицы аймаков, остальные дороги быстро асфальтируются.

Китайцы, заинтересованные в монгольских полезных ископаемых, начали строить и другие дороги в направлении своей страны, поэтому в юго-западной и юго-восточной частях Монголии появилась асфальтированная дорожная сеть. Причем, зачастую не нанесенная на карты. Так, навигатор вёл нас по старой грунтовке, хотя рядом шла новая скоростная магистраль. Или, вдруг, мы натолкнулись в пустыне, недалеко от песков Хонгорын Элс, пересекающую наш путь отличную асфальтовую дорогу, которой не только не было ни на одной карте (бумажных и электронных, типа MapMe OsmAnd), но и даже на доступных спутниковых снимках этой местности. Видимо построили её совсем недавно и идет она от Гурвантэса к... вероятно Даланзадгаду (но это не точно).

Дорога, котой нет на картах
Дорога, котой нет на картах

В 2022 году в Монголии открылась новая, стратегически важная автомагистраль длиной около 800 километров, связавшая российскую и китайскую границы. Этот масштабный проект стал одним из крупнейших в стране и был реализован благодаря финансированию из нескольких источников: собственных средств Монголии, китайского кредита и гранта от Азиатского агентства по развитию. Новая трасса является частью более протяженного транспортного коридора, достигающего в длину более 4 500 километров и включающего в себя 745-километровый участок западной вертикали азиатской автомобильной дороги АН-4.

Однако за все хорошее надо платить. Вот и асфальтированные дороги в Монголии платные. Периодически вас будут останавливать на специальных постах со шлагбаумом и просить оплатить транспортный налог в зависимости от автомобиля, на котором вы проезжаете. Для легкового автомобиля оплата составляет 1000 тугриков (~23 рубля). Но, бываем, что пост есть, а никого на нем нет, шлагбаум поднят и проезжаешь свободно. Обычно берут деньги наличкой, хотя можно оплатить и банковской картой. Обычно после оплаты выдают чек. Но не всегда.

Однако, строительство новых дорог не всегда означает решение проблемы. Качество оставляет желать лучшего. Уже через год после открытия новой трассы начинают появляться первые дефекты – выбоины, которые, к сожалению, никто не спешит устранять. Со временем эти небольшие повреждения разрастаются в огромные ямы, занимающие порой всю ширину проезжей части. Встреча с такой ямой на скорости может иметь очень серьезные последствия, в чем мы убедились на собственном опыте – 4500 км по монгольским дорогам и стойки всех! амортизаторов нашего Дастера оказались погнуты. Для езды по Монголии машина должна быть технически исправной и конструктивно крепкой. Если вы хотите путешествовать по Монголии на своём транспорте, надо знать, что для «паркетных» джипов это довольно серьёзное испытание.

А на всей остальной территории страны люди до сих пор ездят по полевым и степным дорогам. А вдоль этих, дорог, и прямо на дорогах пасется разнообразный скот: коровы, лошади, козы, верблюды, яки…

Верблюды на дорогах не редкость
Верблюды на дорогах не редкость

Можно сказать, что и у нас таких дорог полно, ничего в этом нет особенного, просто полевая дорога. Но дело в том, что в Монголии подобная разбитая дорога, полная ям и выбоин, – это совершенно нормальное явление. Она официально нанесена на карту, имеет свой номер и зачастую является единственным доступным способом добраться до нужного места, без каких-либо альтернативных путей. Монгольские дороги зачастую больше похожи на направления, чем на полноценные трассы. Это десятки параллельных колей, накатанных по степи, идущих в одном направлении и, как правило, сливающихся вместе на перевалах и у мостов, образуя своего рода «двадцатиполосный монгольский хайвей».

-7

На таких участках крайне важно сохранять бдительность, ведь даже незначительное ответвление легко может увести в сторону от маршрута, к затерянному в степи кочевью. И действительно удивительно вдруг встречать на такой «дороге» указатели или километровые столбики.

Указатель на монгольских степных дорогах
Указатель на монгольских степных дорогах

Но, вероятно, всё дело в привычке – местное население прекрасно ездит по грунтовкам на японских Приусах, которые отнюдь не внедорожники.

Езда по некоторым грунтовкам очень утомительна из-за «гребенки». Десятки километров вытрясают всю душу. Очень неприятно ехать. Причём если гнать 50-60 км/ч и больше, гребёнка перестаёт ощущаться в салоне. Но это не значит, что она перестаёт действовать на машину. Все непрочно закрепленные детали рано или поздно открутятся, ослабленные соединения разболтаются, а то, что разболталось, в конечном итоге оторвется. Именно из-за гребёнки монголы прокладывают всё новые и новые пути параллельно.

Но не всегда на монгольских просёлках гребенка. Иной раз оказываются ровные дороги, с песчаным или гравийным покрытием, где можно разгоняться до 80-90 км/ч, и только пыль столбом за машиной! Но тут тоже надо быть предельно внимательным: ибо эти, на первый взгляд ровные дороги, нередко таят опасность - поперечные промоины. Порой раз довольно глубокие. И вот влететь в такую на полном ходу, удовольствие так себе. Да и подвеска страдает. После чего "уходит" развал-схождение и мелкий жёсткий гравий начинает на глазах поедать резину покрышки.

Эти покрышки пришлось выбросить в Улан-Баторе
Эти покрышки пришлось выбросить в Улан-Баторе

Дополнительным «украшением» монгольских дорог, особенно в пустынных районах, служит повсеместный мусор, брошенные покрышки и останки погибших животных – лошадей, коров, овец, иногда верблюдов.

-10

К сожалению, нередки случаи, когда вдоль дорог можно увидеть разбитые, а порой и полностью сгоревшие автомобили, добавляющие мрачную картину к общей дорожной обстановке.

Заправки в Монголии

Езда на автомобиле всегда сопряжена с поиском автозаправочной станции. Без топлива машина не поедет. С топливом в Монголии ситуация неоднозначная. В крупных городах 92-й бензин, как правило, всегда в наличии, а вот с 95-м могут возникать временные перебои. В отдаленных районах, особенно в пустыне Гоби, дефицит топлива – явление нередкое, и может длиться до двух недель. Поэтому, отправляясь в путешествие по Монголии, крайне рекомендуется иметь с собой запас бензина, хотя бы 10-20 литров. В небольших посёлках 95-го бензина, как правило, нет вообще.

Только 92й и ДТ
Только 92й и ДТ

Ещё. готовясь к путешествию, читал, что летом в Гоби и других жарких локациях АЗС днем не работают из-за температуры воздуха, так как высока опасность взрыва или воспламенения паров бензина. Но мы такого не встречали. Обычно АЗС (если не заброшена) работали.

Стоимость 92-го бензина практически такая же как России (55 – 65 рублей), а вот 95-го — существенно выше (70-80 рублей). Большинство монголов ездит, на 92-м или, вообще 80-м. Поэтому 95-й спросом пользуемся только в крупных городах. Дизельное топливо по цене занимает промежуточное положение между 92-м и 95-м (65-70 рублей)

-12

Есть мнение, что 92-й бензин в Монголии лучшего качества, чем в России, хотя его ввозят именно из России. Но, мне кажется, это от устоявшегося в России мнения, что за границей все лучше. Как по мне, так я разницы не заметил вообще. Наш Дастер потреблял монгольский 92-й бензин, в тех же объемах, что и российский.

В Монголии существует несколько сетей автозаправочных станций, как местных, так и международных. Заметной разницы в качестве топлива между ними, как правило, не наблюдается, и случаев разбавления бензина пока не зафиксировано. Однако, по уровню сервиса среди всех сетей АЗС выделяется “Петровис”, предлагающая более качественное обслуживание.

На АЗС, почему-то всегда работают только женщины. Они заправляют ваш автомобиль и сразу же принимают оплату. Мы платили наличными. Но можно расплатиться и картой, если он не российская.

Стиль езды монгольских водителей

Особенности вождения в Монголии обусловлены недавним массовым переходом от лошадей и мотоциклов к автомобилям. Это наложило отпечаток на манеру вождения, и монгольские водители часто ведут себя на дорогах так, как будто все еще скачут по степи. К примеру, водитель может внезапно повернуть из крайнего правого ряда через несколько полос и двойную сплошную, не потрудившись включить поворотник. Аналогично, выезд с второстепенной дороги на главную может быть осуществлен без оглядки и предупредительных сигналов.

Среди российских водителей даже существует специальный термин – «монгольский разворот» для описания подобных маневров. Поэтому, приезжему водителю в монгольском городе необходимо проявлять предельную осторожность и помнить о мудром правиле: «Дай дорогу дураку». К счастью, монголы в большинстве своем миролюбивы, в том числе и на дорогах, и обычно с пониманием относятся к ошибкам других участников движения. Более того, они всегда готовы прийти на помощь в трудной ситуации.

-13

Вождение в Монголии зачастую характеризуется низкой культурой и большим количеством опасных маневров. Водители могут неожиданно затормозить, припарковаться без предупредительных сигналов или совершить разворот перед быстро приближающимся встречным автомобилем. Создается впечатление, что многие водители испытывают трудности с оценкой скорости других транспортных средств. Кроме того, за рулем часто можно встретить многодетных матерей, дети которых, не пристегнутые ремнями, ведут себя шумно и отвлекают водителя. В обычно седане может ехать 4 взрослых и ещё четверо детей. И как они туда все влезают - мы только диву давались.

Можно отметить, что монгольские водители делятся на две категории. Большинство никуда не спешат и едут со скоростью около 50 км/ч. Иногда они едут двумя машинами рядом, мирно беседуя и создавая помехи для обгона – это не злонамеренно, а просто привычка. Он привыкли ездить так на конях. Вторая категория – это более опытные водители, которые ездят быстрее, чем многие россияне, но, к счастью, их немного. Эти гонят, не обращая внимания на знаки и разметку.

Еще одна особенность монгольского вождения – водители часто не включают фары даже в полной темноте, что создает реальную опасность, так как можно внезапно столкнуться с медленно движущимся автомобилем, который просто не видно в темноте. При этом, днем монголы часто мигают фарами безо всякой видимой причины. В стране не принято предупреждать таким образом об опасности на дороге или о посте полиции, поэтому, если монгол мигнул фарами, это, скорее всего, означает, что он просто в хорошем настроении и рад вас видеть.

В итоге отмечу, вождение в Монголии – задача не из легких.

Обоо
Обоо

Чтобы дорога была благоприятной, необходимо заручиться поддержкой местных духов. Подтверждением этому служат Обоо – каменные или деревянные пирамиды, воздвигнутые в честь духов на перевалах и холмах.

Ещё мои статьи о нашем путешествии по Монголии:

  • Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!