Найти в Дзене
Новости наших

Падение Ми-8 над ЧАЭС: что рассказали очевидцы?

Оглавление

Когда речь заходит о Чернобыльской катастрофе, мы чаще всего вспоминаем о взрыве, радиоактивном облаке и страшных последствиях. Но есть еще одна трагедия, о которой не часто вспоминают, хотя она также оставила неизгладимый след в истории: крушение вертолёта Ми-8, который выполнял важную задачу на фоне трагедии. Что произошло? Почему этот полет стал роковым и что говорили очевидцы, которые пережили это событие?

День, когда все изменилось

Фото: nsk.kp.ru
Фото: nsk.kp.ru

2 октября 1986 года, на заре Холодной войны и в момент разрушения последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, несколько вертолётов, выполнявших свою работу, стали свидетелями трагической катастрофы. Этот день стал роковым для экипажа Ми-8, пилотируемого Владимиром Воробьёвым. Вертолет, выполнявший рутинную задачу по сбросу клея ПВА на крыши разрушенных зданий, зацепился лопастями за трос крана.

Очевидцы события, а именно члены съемочной группы и коллеги, которые летели на другом вертолете, до сих пор помнят тот момент, когда всё пошло не так. Камера, операторы, режиссеры - все это было свидетельством страшной трагедии, а сами спасатели были уже в воздухе, чтобы помочь. Но что же стало причиной катастрофы? Как случилось так, что на высоте в 100 метров вертолет оказался вне контроля?

Свидетельства очевидцев

Фото: cccp-1-0.livejournal.com
Фото: cccp-1-0.livejournal.com

Солнце шло на закат, когда экипаж МИ-8 пролетал под стрелой 160-метрового немецкого крана. Крановщик оставил стрелу развернутой немного влево. Внизу, на площадке, заканчивался митинг. Они загляделись вниз? На миг ослепило заходящее солнце? Или сказалась непомерная, нечеловеческая усталость? Вертолет зацепился за трос крана, и в один момент Ба-Бах, и вертолёт с "брызгами" лопастей переворачиваясь летит вниз. У Вячеслава в тот момент была паника о случившемся, но им было приказано вернутся на базу.

Героический экипаж Ми-8

Владимир Константинович Воробьёв
Владимир Константинович Воробьёв

Экипаж Ми-8 был достаточно опытным, чтобы выполнять такие задачи. Возглавлял команду капитан Владимир Воробьёв, который был опытным пилотом, уже бывавшим в Афганистане. В момент крушения ему было всего 30 лет. До этого он дважды выживал в ситуациях, когда казалось, что смерть уже рядом, но Чернобыль стал тем местом, где ему не повезло.

Леонид Иванович Христич
Леонид Иванович Христич

Второй пилот, Леонид Иванович Христич, также был профессионалом с огромным опытом, имея за плечами множество боевых вылетов в Афганистане.

Александр Евгеньевич Юнгкинд
Александр Евгеньевич Юнгкинд

Штурман экипажа, Александр Юнгкинд, не служил в Афганистане, но, как только он попал в Чернобыль, это оказалось решающим. Его ждали дома, но чернобыльская трагедия обрушила все планы.

Николай Александрович Ганжук
Николай Александрович Ганжук

Николай Александрович Ганжук, старший прапорщик, стал жертвой этого инцидента, хотя он не был пилотом, а лишь пассажиром. Его роль в катастрофе была незначительной, но трагедия всё равно его забрала, как и остальных.

История, которой не было в печати

После крушения не было официальных заявлений, не было упоминаний и в советской прессе. Вся информация, касающаяся ЧАЭС и связанных с ней событий, была тщательно скрыта. О крушении Ми-8, которое произошло практически в нескольких метрах от саркофага, никто не осмелился говорить открыто.

К счастью, такие трагичные случаи в истории нашей авиации единичны. Наши пилоты всегда отличались особой подготовкой и профессионализмом. Они сливаются с машиной, живут в небе, чувствуют противника, как хищник на охоте. И таких много. Именно такие люди «делали погоду» в небе во все времена. И сегодняшний век - не исключение.

Один из них - Василий Цымбал. Советский ас, которому хватало пары манёвров, чтобы загнать в дрожь пилота НАТО. Он заставлял врагов плакать от бессилия. И сегодня 12 августа мы отмечаем День Военно-воздушных сил России. В этот день по всей стране принимают поздравления наши лётчики и все, кто имеют отношение к авиации.

День ВВС России напоминает о героизме наших пилотов и летчиков, которые защищают нас от внешних угроз.

Фото: cdn.er.ru
Фото: cdn.er.ru

Преимущества современной российской авиации

Ми-8
Ми-8

На вооружении ВВС России стоят новейшие модели вертолетов, такие как Ка-52, Ми-28НМ и Ми-8, которые активно используются в ходе СВО. Эти машины прошли модернизацию, что позволило им значительно повысить свою боеспособность. Все они оснащены современными управляемыми ракетами, такими как ПТУР «Вихрь», «Хризантема», «Игла-С» и «Верба». Эти ракеты обеспечивают поражение целей на больших дистанциях, не заходя в зону поражения средств ПВО противника, что стало важным преимуществом в условиях, когда угроза от воздушных атак противника остаётся высокой.

ПТУР «Вихрь»
ПТУР «Вихрь»

Задачи армейской авиации в СВО

Современные боевые задачи, с которыми сталкиваются российские летчики в СВО, включают в себя широкий спектр операций. Среди них:

  • Авиационная поддержка наземных войск: авиация выполняет задачи по подавлению вражеских оборонительных рубежей, уничтожению техники и живой силы противника.
  • Воздушная разведка: вертолеты обеспечивают сбор разведывательной информации, что помогает планировать эффективные удары и операции.
  • Нанесение точечных ударов по критическим объектам противника: используя высокоточные ракеты, российские вертолеты уничтожают ключевые инфраструктурные объекты, мешающие нормальной работе войск.
  • Поддержка гуманитарных операций: армейская авиация активно участвует в доставке гуманитарной помощи и эвакуации мирных жителей из зон боевых действий.

Для армейской авиации важна гибкость и способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям. В СВО российские летчики продемонстрировали исключительный профессионализм, выполняя задачи в условиях высокой опасности и постоянных угроз от средств ПВО и авиации противника.

Перспективы развития ВВС

Сейчас, благодаря новым разработкам, российские летчики всё больше обучаются на новых высокоэффективных системах. На базе предыдущих успешных разработок ведутся работы по созданию новых моделей. Например, Су-75 (многофункциональный истребитель пятого поколения), А-100 «Премьер» (новая радиолокационная система), а также транспортные модели, такие как Ил-276 - всё это является основой для развития ВВС в будущем.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер». Фото: militaryrussia.ru
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер». Фото: militaryrussia.ru

Развитие беспилотных летательных аппаратов также открывает новые горизонты для российских войск. Современные беспилотники становятся ключевыми инструментами, обеспечивающими успешное выполнение боевых задач.

Подвиг, который не забывается

Героизм и профессионализм армейской авиации России неоспоримы. Военные летчики на передовой и не только - это настоящие герои, готовые в любой момент выполнить свой долг, несмотря на любые опасности. Российские ВВС заслуженно могут гордиться своей эффективностью, смелостью и мощью.

А какие подвиги вам запомнились? Какие впечатления у вас от наших летчиков и их героизма?

Пишите в комментариях, делитесь мыслями, и подписывайтесь на канал. До встречи.

Армия наших | Дзен