Найти в Дзене
Сова-Нянька

Как помочь ребенку с аутизмом: общие принципы работы специалиста Часть 2

Оглавление

В первой части мы разобрали ключевой первый шаг: установление контакта с ребенком с РАС. Мы рассмотрели стратегии для разных сценариев: от стеснительности и "цепляния" за маму до хаотичной активности или погруженности в себя, а также важность учета особенностей моторного развития.

Теперь переходим к следующим этапам первой встречи, где фокус смещается на:

Поиск способов взаимодействия

Следуем за ребенком:

  • Стараемся установить контакт через взгляд, голос, жесты, прикосновения (возможно использование игрушки)
  • Показываем, что можно сделать (сами садимся на снаряд или садимся рядом с ребенком, осуществляем разные действия на снаряде (крутимся, залезаем, слезаем с него, подлезаем)
  • Пробуем осуществить пассивные движения с ребенком (если ребенок позволяет дотрагиваться)
  • Используем различные игры (через игрушку, конструируем (например, составляем пирамидку), возим, запускаем машинки, используем разрушительные игры (рвем бумагу, разрушаем пирамидку из кубиков)

Взаимодействие с родственниками

Параллельно или в конце занятия задаем родителю следующие вопросы:

  • Как протекала беременность
  • Как проходили роды (можно уточнить, гипоксия, стимуляция, кесарево и т.д.)
  • Шкала Апгар (ребёнок, получивший 5 баллов, нуждается в более пристальном наблюдении, чем ребёнок, получивший от 7 до 10 баллов. Ребёнок, получивший 5-6 баллов спустя минуту после рождения, но через пять минут повысивший свой показатель до 7 — 10, переходит в категорию детей, о которых можно не беспокоиться. Ребёнок, начавший жизнь с пятью баллами по шкале Апгар и оставшийся при тех же 5 баллах через 5 минут после рождения, нуждается в более тщательном наблюдении. Идеальные 10 баллов встречаются редко)
  • Психомоторное развитие ребенка до 1 года (когда начал держать головку, переворачиваться, садиться, ходить, реакция на маму (улыбка), гуление и т.д.)
  • Какие были диагнозы от врачей
  • Если ребенок не говорящий, спрашиваем какую альтернативную коммуникацию используем (обращаем внимание родителей, на важность использования альтернативной речи (жестовая речь, указательная и т.д., карточки)
-2

Обратная связь для родственников в конце занятия

  1. Начинаем с того, что хорошо получилось у ребенка (смотрим таблицу из пробного занятия, ориентируемся на проставленные галочки)
  2. Описываем дефицит, что не получилось и наши предположения, с чем связано.  Говорим о возможных причинах из чего эти причины  исходят (ключевые фразы). Схема: проба (что не смог из предложенного списка) - причина (что нарушено?) - к чему ведет, к чему может привести? (риски в поведении, обучении)- как помочь? (рассказываем о наших занятиях, направлениях, чем можем помочь)
  3. Поддерживаем родителя. Поддержать в том, что им действительно непросто, что понятно, что они устают, произвести валидацию их чувств, где-то присоединиться. Сказать, что это действительно часто встречается (не ребенок такой уникальный или они такие уникально неправильные), что, например, "родители нередко устают и могут срываться на ребенке, такое бывает" (здесь тонкая очень грань), потому что принять тот факт, что родители неправы и поддержать их в их чувствах - не означает соглашаться с их поведением или мнениями по поводу воспитания детей (если они ошибочные), и после поддержки нужно проговаривать, а как собственно себя можно вести по-другому, чтобы это было комфортнее для всех и эффективнее:
  • «Вы идете в нужном направлении»
  • "Здорово, что, несмотря на ... (дефицит), у ... (имя ребенка) получается. Давно ли он научился этому? Были ли сложности в процессе? Помогали ли вы ему?" (обычно в этом моменте можно похвалить родителей, что они помогали формированию данного навыка, например)
  • "Вы правильно отметили, что у ... (имя ребенка) есть сложности в ...., и обратились к специалистам. Здесь действительно нужен комплексный подход. Помимо собственно занятий, которые мы можем вам предложить, мы обсудим с вами и то, что вы можете самостоятельно делать дома вместе с ребенком для максимальной эффективности и устойчивости полученных результатов." (такое что-то можно сказать, похвалив за сам факт обращения и за заботу о ребенке)
  • «Когда мы спрашиваем родителей, как они ведут себя в той или иной ситуации, иногда можно похвалить в этот момент, подкрепив, что они ведут себя правильно (к сожалению, это не всегда бывает) "Здорово! Вы очень верно реагируете в таких ситуациях. Действительно, именно так и нужно себя вести, хоть это и бывает непросто иногда"

Даем мини рекомендации:

  • Последовательное поведение (и желательно у всех членов семьи)
  • Не подкреплять нежелательное поведение ребенка (не путать с наказаниями, не наказывать, а всего лишь не подкреплять: едой, игрушками, вниманием и т.п.)
  • Подкреплять желаемое поведение
  • Вместе тренировать необходимые навыки (здесь важный момент, который упускают большинство родителей: видеть пусть небольшой, но прогресс, и всегда отмечать его вслух и хвалить ребенка, поддерживать его)
  • Учить ребенка распознавать его эмоции (что он чувствует), сигналы тела
  • Стимулировать развитие самостоятельности и бытовых навыков, соответствующих возрасту, и объяснять родителям, почему это так важно для развития

#развитиеребенка #детиособыепотребности #раннееразвитие #детскийпсихолог #родителиидети #поддержкародителей #наблюдениезаребенком #РАС #аутизм