В этом году исполнилось сто лет со дня рождения Гелия Михайловича Коржева (1925-2012). Этот выдающийся советский художник, мыслитель и педагог, чье имя неразрывно связано с так называемым «суровым стилем», оставил после себя богатое наследие, проникнутое глубоким пониманием человеческой природы и бескомпромиссным взглядом на реальность.
Будучи академиком АХ СССР, народным художником СССР, лауреатом Государственных премий, он не искал благосклонности власти, отказавшись от привилегий, доступных мастеру его уровня. Он не вступил в партию, избегая заказов на парадные портреты партийных бонз и полотна, воспевающие партийные съезды. Даже возглавляя Союз художников РСФСР, он отказался от зарплаты, служебного автомобиля и персональных выставок, предпочитая свободу творческого самовыражения. Коржев избегал батальных сцен, мелочности и обыденности, сосредоточившись на глубоких человеческих переживаниях. Его триптих «Коммунисты», созданный в 1960-е годы, стал символом оттепели, ярким выражением духа того времени.
Но наиболее смелые и пронзительные работы художника – цикл «Опаленные огнем войны». Жестокая реальность войны, изображенная Коржевым с необыкновенной правдивостью, заставляет задуматься о цене Победы. Художник показывает все ужасающие последствия войны: смерть, увечья, физическую и душевную боль, страдания матерей, бессонные ночи ветеранов. Коржев изображал своих героев крупным планом, во весь рост, подчеркивая их величие и значимость. Он стремился показать как идеалы, так и противоречия своего времени, не приукрашивая действительность, в отличие от многих художников того периода. Реализм Коржева с приставкой «соц» не был социалистическим, а скорее социальным, отражая жизнь людей во всей её полноте и сложности.
В конце 80-х – начале 90-х Коржев неожиданно изменил направление своего творчества. Он начал писать остросоциальные картины в карикатурном жанре, изображая мифических существ – тюрликов. Эти персонажи оживали на его полотнах, создавая гротескный и сатирический образ перестроечной действительности. Эти картины сравнивали с Брейгелем, с Дюрером. Однако вскоре художник вернулся к библейским сюжетам, показывая, что все мы рано или поздно осознаём истинные ценности.
В 90-е и 2000-е годы Коржев живет почти затворником, продолжая писать. Его работы были малоизвестны в России, но вызывали большой интерес у западных коллекционеров. Так значительная часть его наследия оказалась в Америке, в частности, в коллекции Реймонда Джонсона в Миннеаполисе, в Музее русского искусства. В 2017 году коллекционер Владимир Некрасов выкупил у иностранных коллекционеров 35 работ художника и передал их Третьяковской галерее. Среди возвращённых полотен — серия библейских и социальных сюжетов, картины на тему войны и её последствий, работы из цикла «Дон Кихот».
Цитаты:
• Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу, и так, как чувствую и могу.
• Реализм — это синоним правды. Но правда нелегко даётся, и у правды всегда найдутся противники. Быть реалистом в искусстве поэтому так же важно, так же трудно и так же беспокойно, как быть честным и бескомпромиссным в жизни.
• ...Есть такой устоявшейся термин — "шестидесятники". Но для меня "шестидесятники" — это не Евтушенко и Вознесенский. Это прежде всего люди, вышедшие из пламени войны. Это они несли в себе новое представление о вселенной, о жизни, об искусстве
• Нет, лирика мне не свойственна. Я не хочу писать несчастных, вызывающих жалость, людей. Мне интересны те люди, которые сопротивляются. Личности, которых следует уважать за их осанку, их необыкновенную стойкость.
• Я, как могу, придерживаюсь ритма жизни, выработанного годами. Каждое утро в девять я в мастерской. Не можешь писать — ходи мучайся, но будь на рабочем месте.
Источники:
Коржев, Г. М. Иконотека. – Москва : [б. и.], 2016.
Коржев, Г. Художник и время.– Москва : Советский художник, 1976.
Басыров, А. Я. Г. М. Коржев. Триптих «Коммунисты». – Ленинград : Художник РСФСР, 1988.
Гелий Коржев. Художник русской беды и его уникальный свободный реализм с приставкой «СОЦ».