Найти в Дзене

«Мы - поколение, пронизанное войной…»

В этом году исполнилось сто лет со дня рождения Гелия Михайловича Коржева (1925-2012). Этот выдающийся советский художник, мыслитель и педагог, чье имя неразрывно связано с так называемым «суровым стилем», оставил после себя богатое наследие, проникнутое глубоким пониманием человеческой природы и бескомпромиссным взглядом на реальность.

Гелий Михайлович Коржев
Гелий Михайлович Коржев

Будучи академиком АХ СССР, народным художником СССР, лауреатом Государственных премий, он не искал благосклонности власти, отказавшись от привилегий, доступных мастеру его уровня. Он не вступил в партию, избегая заказов на парадные портреты партийных бонз и полотна, воспевающие партийные съезды. Даже возглавляя Союз художников РСФСР, он отказался от зарплаты, служебного автомобиля и персональных выставок, предпочитая свободу творческого самовыражения. Коржев избегал батальных сцен, мелочности и обыденности, сосредоточившись на глубоких человеческих переживаниях. Его триптих «Коммунисты», созданный в 1960-е годы, стал символом оттепели, ярким выражением духа того времени.

«Поднимающий знамя», 1960, Триптих «Коммунисты»
«Поднимающий знамя», 1960, Триптих «Коммунисты»

Но наиболее смелые и пронзительные работы художника – цикл «Опаленные огнем войны». Жестокая реальность войны, изображенная Коржевым с необыкновенной правдивостью, заставляет задуматься о цене Победы. Художник показывает все ужасающие последствия войны: смерть, увечья, физическую и душевную боль, страдания матерей, бессонные ночи ветеранов. Коржев изображал своих героев крупным планом, во весь рост, подчеркивая их величие и значимость. Он стремился показать как идеалы, так и противоречия своего времени, не приукрашивая действительность, в отличие от многих художников того периода. Реализм Коржева с приставкой «соц» не был социалистическим, а скорее социальным, отражая жизнь людей во всей её полноте и сложности.

В конце 80-х – начале 90-х Коржев неожиданно изменил направление своего творчества. Он начал писать остросоциальные картины в карикатурном жанре, изображая мифических существ – тюрликов. Эти персонажи оживали на его полотнах, создавая гротескный и сатирический образ перестроечной действительности. Эти картины сравнивали с Брейгелем, с Дюрером. Однако вскоре художник вернулся к библейским сюжетам, показывая, что все мы рано или поздно осознаём истинные ценности.

Мутанты (тюрлики), 1993
Мутанты (тюрлики), 1993

В 90-е и 2000-е годы Коржев живет почти затворником, продолжая писать. Его работы были малоизвестны в России, но вызывали большой интерес у западных коллекционеров. Так значительная часть его наследия оказалась в Америке, в частности, в коллекции Реймонда Джонсона в Миннеаполисе, в Музее русского искусства. В 2017 году коллекционер Владимир Некрасов выкупил у иностранных коллекционеров 35 работ художника и передал их Третьяковской галерее. Среди возвращённых полотен — серия библейских и социальных сюжетов, картины на тему войны и её последствий, работы из цикла «Дон Кихот».

«Прозрение», 1999
«Прозрение», 1999

Цитаты:

Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу, и так, как чувствую и могу.

Реализм — это синоним правды. Но правда нелегко даётся, и у правды всегда найдутся противники. Быть реалистом в искусстве поэтому так же важно, так же трудно и так же беспокойно, как быть честным и бескомпромиссным в жизни.

...Есть такой устоявшейся термин — "шестидесятники". Но для меня "шестидесятники" — это не Евтушенко и Вознесенский. Это прежде всего люди, вышедшие из пламени войны. Это они несли в себе новое представление о вселенной, о жизни, об искусстве

Нет, лирика мне не свойственна. Я не хочу писать несчастных, вызывающих жалость, людей. Мне интересны те люди, которые сопротивляются. Личности, которых следует уважать за их осанку, их необыкновенную стойкость.

Я, как могу, придерживаюсь ритма жизни, выработанного годами. Каждое утро в девять я в мастерской. Не можешь писать — ходи мучайся, но будь на рабочем месте.

Источники:

Коржев, Г. М. Иконотека. – Москва : [б. и.], 2016.

Коржев, Г. Художник и время.– Москва : Советский художник, 1976.

Басыров, А. Я. Г. М. Коржев. Триптих «Коммунисты». – Ленинград : Художник РСФСР, 1988.

Гелий Коржев. Художник русской беды и его уникальный свободный реализм с приставкой «СОЦ».