Найти в Дзене
Eyetracking.care

Тяжелые нарушения речи: характеристики, диагностика, коррекция

Оглавление

Реабилитационная игрушка "Зеркало для тренировки речи"
Реабилитационная игрушка "Зеркало для тренировки речи"
Зеркало для тренировки речи

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – серьезная проблема, влияющая на психологическое развитие, обучение и социальную адаптацию детей. По данным Министерства здравоохранения РФ, те или иные речевые нарушения наблюдаются у многих детей: 20-25% дошкольников и до 30% детей раннего возраста. ТНР встречаются реже, но оказывают значительное негативное влияние на развитие познавательных процессов, включая память, внимание, мышление, восприятие. Подобные отклонения требуют своевременного выявления и коррекции.

Понятие и критерии ТНР

Согласно МКБ-10, тяжелые речевые нарушения кодируются в разделе F80 «Специфические расстройства развития речи и языка». Это группа специфических, стойких нарушений в развитии речевых функций, проявляющихся в виде сложностей в понимании и применении языка. Данные сложности могут значительно затруднять социальную адаптацию и коммуникацию.

В соответствии с ФГОС ОВЗ, ТНР – группа стойких расстройств речи, существенно затрудняющих общение и обучение детей. При этом слух и интеллектуальное развитие ребенка сохраняются в норме либо незначительно отличаются от нее.

Общее недоразвитие речи (ОНР) 1 или 2 уровня также относится к ТНР (когда речь идет о плохо говорящих или неговорящих детях).

Подробнее ознакомиться с особенностями ОНР можно в следующей статье: «Общее недоразвитие речи (ОНР): причины, симптомы, методики занятий».

Причины тяжелых нарушений речи

ТНР возникают под воздействием следующих факторов:

  1. Эндогенные (внутренние) – родовые травмы или асфиксия, внутриутробные патологии, наследственная предрасположенность. Заболевания, травмы головы, перенесенные ребенком в первые годы жизни. Негативное психологическое состояние, курение, употребление наркотиков или алкоголя матерью.
  2. Экзогенные (внешние) – неблагополучные социально-бытовые условия, стресс, недостаточное общение с ребенком, подражание.
-2

Характеристики ТНР

К тяжелым речевым нарушениям относятся:

  • афазия – расстройство ранее сформированной речевой функции;
  • дизартрия – некорректное произношение звуков и интонаций, вызванное первичной недостаточностью иннервации речевого аппарата;
  • алалия – полное отсутствие или недоразвитие речи вследствие нарушения речевых зон коры головного мозга;
  • ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическими отклонениями речевого аппарата;
  • общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития);
  • заикание (логоневроз) – нарушение ритмичности и плавности речи, обусловленное судорогами речевого аппарата.

Уровни тяжелых нарушений речи

У детей выделяют 4 степени ТНР:

  1. Первая – отсутствие речи, издаваемые звуки сопровождаются мимикой и жестами.
  2. Вторая – речь не соответствует возрастной норме, словарный запас ограничен простыми словами общего употребления.
  3. Третья – развернутая фразовая речь с выраженными признаками недоразвития фонетико-фонематического и лексико-грамматического аспектов.
  4. Четвертая – развернутая речь с элементами недостаточного развития языкового аппарата.
-3

Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи

Основные психолого-педагогические особенности детей с ТНР:

  • отсутствие или слабая сформированность монологической и диалогической речи;
  • искаженное восприятие речи собеседника;
  • проблемы при овладении чтением и письмом, связанные с недоразвитием фонематической системы;
  • отсутствие реакции на слова, обращенные к детям с сенсорной алалией;
  • недостаточное развитие зрительного восприятия, мешающее освоению правил графического начертания букв;
  • слабое развитие произвольного запоминания, сниженная вербальная память, неразвитое логическое мышление;
  • плохо развитая моторика;
  • недоразвитие пространственной ориентировки – ребенок не понимает ориентиров «спереди», «сзади», «слева», «справа»;
  • низкий уровень развития учебной мотивации и познавательной активности;
  • слабая потребность в общении с ровесниками;
  • неустойчивое произвольное внимание, сложности в переключении с одного вида деятельности на другой;
  • обидчивость, агрессивность, раздражительность, негативизм, нерешительность, замкнутость.

Данные особенности являются основанием для разработки специальных адаптированных программ обучения для детей с ТНР. Такие программы используются дефектологами и психологами для комплексной работы, направленной на социализацию детей с речевыми нарушениями.

Диагностика ТНР

Диагноз ставится психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в первую очередь для направления ребенка в коррекционное учебное заведение. Конкретный медицинский диагноз может быть поставлен логопедом и раньше. В любом случае, при появлении первых признаков проблем с речью необходимо как можно раньше начать коррекционные мероприятия.

Настенный коммуникатор
Настенный коммуникатор
Настенный коммуникатор (однокнопочный)

Для выявления ТНР проводится комплексное логопедическое обследование. Также практикуются другие методы диагностики – беседы с родителями, анализ речевых ошибок, наблюдение за ребенком во время игр и др. Внимательно изучаются данные о ребенке, собирается анамнез, определяется механизм отклонения, первопричина патологии.

Методы коррекции тяжелых нарушений речи: обучение детей с ТНР

Коррекционные мероприятия направлены на устранение речевых дефектов и развитие речевых способностей детей. Конкретные направления работы зависят от потребностей ребенка и степени отклонения.

Коррекция тяжелых логопедических отклонений требует участия логопеда, психолога, дефектолога, педагога, а также невролога, психиатра, педиатра. Дети с подобными нарушениями нуждаются в комплексном психологическом, медицинском и педагогическом сопровождении. Оптимальный возраст для начала занятий – 3 года. Именно в этом возрасте можно скорректировать задержку речевого развития и избежать постановки одного из психоневрологических диагнозов.

Программы реабилитации разрабатываются специалистами с учетом персональных особенностей каждого ребенка. Они включают:

  • игры, направленные на развитие фонематического слуха;
  • логоритмические упражнения;
  • артикуляционную гимнастику, логопедический массаж;
  • упражнения для укрепления тонуса мышц речевого аппарата;
  • занятия, направленные на дифференциацию и автоматизацию произношения звуков;
  • упражнения для постановки правильного дыхания;
  • задания на развитие мелкой моторики рук;
  • увеличение активного словарного запаса, обучение правилам грамматики, развитие навыка построения предложений;
  • упражнения по развитию умения понимать речь, поддерживать диалог, выражать свои мысли, чувства.

Цели систематических занятий в рамках коррекционно-развивающих программ:

  • овладение произвольным расслаблением разных отделов артикуляционного аппарата;
  • совершенствование моторики языка и губ;
  • улучшение разборчивости речи;
  • повышение уровня развития психических процессов;
  • оптимизация темпа речи;
  • развитие потребности в социальном взаимодействии;
  • улучшение психо-эмоционального состояния.

Данные результаты создают предпосылки для эффективного освоения ребенком программы обучения и успешной социализации.

Не все отклонения поддаются коррекции, многое зависит от тяжести нарушения. ТНР, вызванные органическими поражениями иннервационного аппарата и коры головного мозга, требуют более серьезной и длительной коррекции.

-5

Заключение

Коррекция отклонений в речевом развитии помогает детям с ТНР преодолеть проблемы в развитии и успешно адаптироваться в обществе. Тяжелые нарушения речи требуют ежедневной работы, регулярных занятий в тесном сотрудничестве со всеми профильными специалистами. Огромное значение имеет активное участие родителей в процессе развития ребенка. Очень важно обеспечить поддержание благоприятной атмосферы в семье и строгое соблюдение режима дня.

Подобрать средство альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК):

Исток-Аудио

+7 (499) 404-36-56 info@eyetracking.care