Тяжелые нарушения речи (ТНР) – серьезная проблема, влияющая на психологическое развитие, обучение и социальную адаптацию детей. По данным Министерства здравоохранения РФ, те или иные речевые нарушения наблюдаются у многих детей: 20-25% дошкольников и до 30% детей раннего возраста. ТНР встречаются реже, но оказывают значительное негативное влияние на развитие познавательных процессов, включая память, внимание, мышление, восприятие. Подобные отклонения требуют своевременного выявления и коррекции.
Понятие и критерии ТНР
Согласно МКБ-10, тяжелые речевые нарушения кодируются в разделе F80 «Специфические расстройства развития речи и языка». Это группа специфических, стойких нарушений в развитии речевых функций, проявляющихся в виде сложностей в понимании и применении языка. Данные сложности могут значительно затруднять социальную адаптацию и коммуникацию.
В соответствии с ФГОС ОВЗ, ТНР – группа стойких расстройств речи, существенно затрудняющих общение и обучение детей. При этом слух и интеллектуальное развитие ребенка сохраняются в норме либо незначительно отличаются от нее.
Общее недоразвитие речи (ОНР) 1 или 2 уровня также относится к ТНР (когда речь идет о плохо говорящих или неговорящих детях).
Подробнее ознакомиться с особенностями ОНР можно в следующей статье: «Общее недоразвитие речи (ОНР): причины, симптомы, методики занятий».
Причины тяжелых нарушений речи
ТНР возникают под воздействием следующих факторов:
- Эндогенные (внутренние) – родовые травмы или асфиксия, внутриутробные патологии, наследственная предрасположенность. Заболевания, травмы головы, перенесенные ребенком в первые годы жизни. Негативное психологическое состояние, курение, употребление наркотиков или алкоголя матерью.
- Экзогенные (внешние) – неблагополучные социально-бытовые условия, стресс, недостаточное общение с ребенком, подражание.
Характеристики ТНР
К тяжелым речевым нарушениям относятся:
- афазия – расстройство ранее сформированной речевой функции;
- дизартрия – некорректное произношение звуков и интонаций, вызванное первичной недостаточностью иннервации речевого аппарата;
- алалия – полное отсутствие или недоразвитие речи вследствие нарушения речевых зон коры головного мозга;
- ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическими отклонениями речевого аппарата;
- общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития);
- заикание (логоневроз) – нарушение ритмичности и плавности речи, обусловленное судорогами речевого аппарата.
Уровни тяжелых нарушений речи
У детей выделяют 4 степени ТНР:
- Первая – отсутствие речи, издаваемые звуки сопровождаются мимикой и жестами.
- Вторая – речь не соответствует возрастной норме, словарный запас ограничен простыми словами общего употребления.
- Третья – развернутая фразовая речь с выраженными признаками недоразвития фонетико-фонематического и лексико-грамматического аспектов.
- Четвертая – развернутая речь с элементами недостаточного развития языкового аппарата.
Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи
Основные психолого-педагогические особенности детей с ТНР:
- отсутствие или слабая сформированность монологической и диалогической речи;
- искаженное восприятие речи собеседника;
- проблемы при овладении чтением и письмом, связанные с недоразвитием фонематической системы;
- отсутствие реакции на слова, обращенные к детям с сенсорной алалией;
- недостаточное развитие зрительного восприятия, мешающее освоению правил графического начертания букв;
- слабое развитие произвольного запоминания, сниженная вербальная память, неразвитое логическое мышление;
- плохо развитая моторика;
- недоразвитие пространственной ориентировки – ребенок не понимает ориентиров «спереди», «сзади», «слева», «справа»;
- низкий уровень развития учебной мотивации и познавательной активности;
- слабая потребность в общении с ровесниками;
- неустойчивое произвольное внимание, сложности в переключении с одного вида деятельности на другой;
- обидчивость, агрессивность, раздражительность, негативизм, нерешительность, замкнутость.
Данные особенности являются основанием для разработки специальных адаптированных программ обучения для детей с ТНР. Такие программы используются дефектологами и психологами для комплексной работы, направленной на социализацию детей с речевыми нарушениями.
Диагностика ТНР
Диагноз ставится психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в первую очередь для направления ребенка в коррекционное учебное заведение. Конкретный медицинский диагноз может быть поставлен логопедом и раньше. В любом случае, при появлении первых признаков проблем с речью необходимо как можно раньше начать коррекционные мероприятия.
Для выявления ТНР проводится комплексное логопедическое обследование. Также практикуются другие методы диагностики – беседы с родителями, анализ речевых ошибок, наблюдение за ребенком во время игр и др. Внимательно изучаются данные о ребенке, собирается анамнез, определяется механизм отклонения, первопричина патологии.
Методы коррекции тяжелых нарушений речи: обучение детей с ТНР
Коррекционные мероприятия направлены на устранение речевых дефектов и развитие речевых способностей детей. Конкретные направления работы зависят от потребностей ребенка и степени отклонения.
Коррекция тяжелых логопедических отклонений требует участия логопеда, психолога, дефектолога, педагога, а также невролога, психиатра, педиатра. Дети с подобными нарушениями нуждаются в комплексном психологическом, медицинском и педагогическом сопровождении. Оптимальный возраст для начала занятий – 3 года. Именно в этом возрасте можно скорректировать задержку речевого развития и избежать постановки одного из психоневрологических диагнозов.
Программы реабилитации разрабатываются специалистами с учетом персональных особенностей каждого ребенка. Они включают:
- игры, направленные на развитие фонематического слуха;
- логоритмические упражнения;
- артикуляционную гимнастику, логопедический массаж;
- упражнения для укрепления тонуса мышц речевого аппарата;
- занятия, направленные на дифференциацию и автоматизацию произношения звуков;
- упражнения для постановки правильного дыхания;
- задания на развитие мелкой моторики рук;
- увеличение активного словарного запаса, обучение правилам грамматики, развитие навыка построения предложений;
- упражнения по развитию умения понимать речь, поддерживать диалог, выражать свои мысли, чувства.
Цели систематических занятий в рамках коррекционно-развивающих программ:
- овладение произвольным расслаблением разных отделов артикуляционного аппарата;
- совершенствование моторики языка и губ;
- улучшение разборчивости речи;
- повышение уровня развития психических процессов;
- оптимизация темпа речи;
- развитие потребности в социальном взаимодействии;
- улучшение психо-эмоционального состояния.
Данные результаты создают предпосылки для эффективного освоения ребенком программы обучения и успешной социализации.
Не все отклонения поддаются коррекции, многое зависит от тяжести нарушения. ТНР, вызванные органическими поражениями иннервационного аппарата и коры головного мозга, требуют более серьезной и длительной коррекции.
Заключение
Коррекция отклонений в речевом развитии помогает детям с ТНР преодолеть проблемы в развитии и успешно адаптироваться в обществе. Тяжелые нарушения речи требуют ежедневной работы, регулярных занятий в тесном сотрудничестве со всеми профильными специалистами. Огромное значение имеет активное участие родителей в процессе развития ребенка. Очень важно обеспечить поддержание благоприятной атмосферы в семье и строгое соблюдение режима дня.