Надо не бояться рисковать. Надо не бояться делать что-то новое, пробовать или создавать какие-то новые технологии. Иногда именно случайные попытки приводят к прорыву (успеху).
Сергей, вы провели 305 суток на орбите. Насколько это много по меркам профессионала?
Это средний показатель. Потому что обычно, за карьеру, космонавт совершает 2–3 полёта, которые сейчас удлиняются. Раньше тоже были длинные полёты, но у нас полёт зависит не от человека, а от корабля. Ресурс корабля удлиняется — соответственно, и полёт удлиняется. У американцев немножко по-другому. Например, есть единственный американский астронавт, который забрался на Эверест — Скотт Паразински, у него пять полётов, а в космосе провёл 57 суток, потому что у них были очень короткие полёты и совершенно другая система. Мы летали на космические станции — «Салют», «Мир» — это всегда были месяцы. На МКС (Международную космическую станцию) — обычно полгода.
Что для вас — выход в открытый космос?
Ты выходишь в бескрайнюю Вселенную, ты видишь вокруг пространство, звёзды — безумное количество, где-то там под ногами Земля крутится. И ты не в станции — ты снаружи станции. И это очень сложно передать словами, фотографиями и видео. Это надо просто очутиться там и прочувствовать.
Как у вас получилось начать писать книги?
Я не собирался никогда их писать. Это, как с полётом в космос, получилось совершенно случайно. У меня есть приятель, с которым мы когда-то работали грузчиками на книжном рынке, книжки носили. И не виделись с ним много-много лет. И тут вдруг он мне звонит и говорит: «Сергей, нам надо серьёзно поговорить. Моя жена подписана на твои социальные сети». Я думаю: «И что?». Выяснилось, что он, посмотрев посты в моих социальных сетях понял, что это готовая книга, потому что он, к тому времени, работал в издательстве. И когда мы с ним встретились, он говорит: «Тебе ничего делать не надо. Просто берём вот это вот всё и печатаем».
А какие технологии, разработанные для космоса, могут пригодиться в бизнесе и обычной жизни?
На самом деле много космических решений уже интегрируются. Потому что вообще — ради чего мы летаем в космос? Ради новых технологий. Международная космическая станция — это огромная научная лаборатория, где проводятся эксперименты по физике, химии, биологии, медицине, материаловедению. Создаются новые пластики, металлы, элементы с проводимостью. Появляется новая связь, лекарства, белки́ какие-то выращиваются. На Земле мы не можем убрать вектор гравитации. А там, когда его нет, мы можем делать уникальные вещи. И надо сказать, что несмотря на то, что мы много лет уже летаем в космос, количество задач только увеличивается. То есть, открыв что-то одно, люди понимают: «А мы ещё можем вот это посмотреть. Давай-ка отправим это всё в космос». Какие технологии могут прийти? Например, технологии дистанционного управления. Хотя они уже на самом деле приходят — это умные дома. Когда человек может сказать: «Котёл, включись», — чтобы он нагрел избушку перед его приездом. Заодно — удалённо посмотреть, какая у него температура в бане и так далее.
Например, на станции получается так: виток вокруг Земли — 90 минут. 45 минут день, 45 минут тень. И так каждый раз. Соответственно, на светлой стороне поверхность станции нагревается до +100 градусов. На тёмной стороне — остывает до -100 градусов. А внутри у тебя постоянно +25. Вот эта технология контролируемого тепловыделения или теплообмена — она отличная. Мы получаем электричество от солнца. И ты видишь: мы ещё на тёмной стороне, а солнечные батареи уже настраиваются, чтобы первый луч поймать. Компьютер уже всё просчитал, и батареи быстренько переместил в то положение, чтобы, как только солнце появится, всё — тут же они начали получать энергию. Всё это прекрасно может применяться здесь, на Земле. И уже применяется.
Я уверен: таких технологий будет всё больше и больше. Потому что сейчас частные компании начинают летать в космос. А значит — и частный бизнес получит более разнообразный, более лёгкий доступ к испытаниям новых технологий. И они обязательно придут к нам в дома.
Какие шаги или принципы могут помочь стране чаще внедрять технологические решения?
Надо просто не зацикливаться в своих собственных границах. Надо понимать: из космоса границ не видно. Все границы — в наших головах. Поэтому надо не бояться делать что-то новое. Ведь люди, начиная свой собственный бизнес, очень часто останавливаются просто из-за страха — боятся рисковать.
Надо не бояться рисковать. Надо не бояться делать что-то новое, пробовать или создавать какие-то новые технологии. Иногда именно случайные попытки приводят к прорыву (успеху). Когда человек задумал что-то одно, а параллельно получил что-то другое. Но он уткнулся в свою цель, идёт туда и не видит, что побочный продукт — он тоже имеет место. Его тоже можно продвигать.
Вы много говорите про секунды. Почему это так важно? Есть ли пример из вашей практики, где секунда решала всё? И насколько это применимо к жизни и бизнесу?
Пример из космоса очень простой. Мы летаем по орбите. Чтобы мне вернуться на Землю, я должен в определённый момент выдать тормозной импульс. Выдав его в определённый момент — я попадаю в заданный район, где меня ждут спасатели.
Если я промахиваюсь на одну секунду, то промах по земле будет 200 километров. Опоздал на 10 секунд — я уже вместо Казахстана в Китае.
Это сказывается на всей траектории полёта. В бизнесе, в том, что мы делаем на Земле — может быть, секунда не всегда является критичной величиной. Но если мы в данный момент не вошли на рынок с нашим продуктом или не приняли решение о запуске производства, то через какое-то время — где-то это секунда, где-то месяц — ты вдруг понимаешь, что время упущено. Конкуренты уже заняли эту нишу, и уже туда просто так не влезть. «Что же мы не подумали раньше?» — а надо было застолбить себе место.
Есть периоды, когда обстоятельства позволяют тебе посидеть, проанализировать, подискутировать с друзьями, с экспертами, обсудить тему. А есть периоды, когда ты просто должен быстро принимать решение, иначе момент упущен. Окно возможностей открывается на время. Возможность ушла — ты своё счастье упустил.
А если космонавт всё-таки промахнулся? Есть ли алгоритм действий?
Ну, конечно. Мы проходим подготовку по выживанию. Выживание в пустыне, выживание зимой, выживание на море. Сообщаем через спутники. У нас спутниковый телефон с собой. Свои координаты передаём спасателям: «Ребята, мы приземлились в незапланированном районе — заберите нас как-нибудь».
В принципе, спасатели говорят, что мы вас заберём из любой точки планеты в течение трёх суток, то есть трое суток тебе точно надо где-то продержаться.
Получается, одна секунда — это трое суток выживания?
Фактически, да. Причём ты можешь приземлиться в какие-нибудь жёсткие условия — зимние горы, где костёр не сделать, холодно, снег. Понятно, у нас в аварийном запасе есть и одежда, и прочее, но всё равно надо как-то греться, как-то выживать.
Мы узнали, что ваш сын работает в IT. Вы — человек с громким именем. Хотели бы вы, чтобы он использовал его для продвижения? Или прошёл свой путь сам?
Своим детям я напоминаю, что надо хвастаться своими собственными поступками. Вы сами все сильные, вы сами все умные, у вас у каждого — своя очень светлая, интересная жизнь впереди. И я абсолютно счастлив, горд, что мой сын никогда не использовал имя отца, чтобы как-то продвинуться. Он, действительно, силён в том, что делает. Он крутой специалист.
У него была история, когда он учился в МГУ, и в какой-то момент стало тяжело. Практически он вылетел с учёбы, с университета. А я — единственный космонавт, который из МГУ слетал в космос. По-хорошему, я бы мог пойти и попросить. А я не пошел. Это его жизнь и учёба, пусть он сам решает.
А с сыном мы поговорили. Я сказал: «Иногда самому себе надо сказать: Я слаб. Не тяну. Это тоже нормально. Это честно, по крайней мере. Ну, не моё, неинтересно».
Надо отдать ему должное. Восстановился, всё пересдал, доучился и стал очень крутым специалистом. Он, может быть, посмотрев на меня, а может быть, сам по себе такой —лидер. Он всё время в руководителях: начальник какого-то департамента, направления. Видно, что ему нравится. Видно, что у него получается.
Что бы вы хотели сказать молодому поколению?
Друзья, самое главное — любить то, чем ты занимаешься, мечтать и не сдаваться, идти к своей цели. И всем хочется пожелать: космической удачи, космического терпения и, конечно, космического здоровья!