Найти в Дзене
Max Shedroff

Значение мелкой моторики в жизни и развитии ребёнка

Мелкая моторика - это способность совершать целенаправленные движения с помощью кистей рук, пальцев рук и ног. Её  развитие имеет важное значение для ребёнка, ведь она непосредственно связана с координацией - способностью удерживать и менять положение тела в пространстве, а также с развитием всех его когнитивных функций.

К базовым навыкам мелкой моторики относят захват и удержание предметов, завязывание шнурков, способность к письму и использованию столовых приборов.

Формирование навыков мелкой моторики у ребёнка начинается с раннего возраста, где носит ещё  неосознанный характер.

В возрасте от 0 до 1 года дети осваивают базовые движения - хватание предметов, перекладывание из одной руки в другую, а также исследование предметов окружающего мира на ощупь.

В возрасте от 1 до 2 лет движения приобретают предметно-манипулятивный характер, ребёнок уже способен брать в руки более крупные предметы (например, кубики), строить из них пирамиды, перебирать мелкие предметы с целью отыскать интересующий его, а также рисовать простые линии и каракули на листе бумаги.

К 3 году жизни движения ребёнка усложняются, он учиться застёгивать пуговицы, пользоваться вилкой и ложкой, пить из чашки. В этом возрасте ему уже можно предложить раскраски с крупными изображениями.

В возрасте от 3 до 5 лет навыки мелкой моторики значительно улучшаются, становятся более осмысленными, что открывает детям доступ к более сложным занятиям. Здесь им можно доверить вырезание и приклеивание картинок (под присмотром взрослого), предложить занятия с пластилином, научиться завязывать шнурки, а также писать первые буквы и цифры.

К моменту поступления в первый класс мелкая моторика ребёнка должна обеспечить его следующими навыками:

  • Умение правильно держать пишущий инструмент (ручку, карандаш).
  • Способность к письму и рисованию. Ребёнок должен быть к готов изобразить простые рисунки, буквы и цифры, а также написать своё имя.
  • Сборка и разборка предметов. Игры ребёнка с конструктором или пазлами очень хорошо отражает способность ребёнка манипулировать мелкими деталями, а также позволяет отследить его способность концентрироваться и логически мыслить.
  • Правильная координация движений, которая позволяет ребёнку застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, нажимать на кнопки и сортировать предметы.

Данные базовые навыки помогут ребёнку успешно адаптироваться и сильно облегчают дальнейший процесс обучения.

Работу мелкой моторики обеспечивает взаимодействие нервной системы, мышечной активности и когнитивных функций ребёнка.

Важную роль играет центральная и периферическая нервная система. Головной и спинной мозг обрабатывают информацию и отвечают за координацию.

Мелкие группы мышц, такие как мышцы рук и пальцев обеспечивают точность движений. Осязательные рецепторы, расположенные на коже, позволяют получать информацию о предметах окружающего мира (текстура, форма, размер).

Когнитивные функции, такие как память и мышление помогают запоминать и сопоставлять результаты движений,а внимание отвечает за реакцию.

Развитие мелкой моторики, как и других когнитивных функций, может идти с задержкой по разным причинам.

Неврологические заболевания (ДЦП, эпилепсия, СДВГ, невралгия) могут мешать естественному развитию координации движений и мышечному тонусу, тем самым сильно их ограничивать.

Задержка развития. В этом случае усвоение любых навыков будет затруднительным и ребёнку может потребоваться чуть больше времени для их усвоения.

Физические травмы, которые ребёнок получил при родах или при иных обстоятельствах, так же могут быть сдерживающим фактором.

Сенсорные нарушения, из-за которых восприятие тактильной информации становится затруднительным, ведут к нарушению мелкой моторики, что влияет на узнавание предметов на ощупь и соответственно ограничивает возможность взаимодействия с ними.

Некоторые генетические заболевания, такие как синдром Дауна, который в разной степени снижает когнитивные способности ребёнка, или спинальная мышечная атрофия, нарушающая естественное развитие мышечной активности.

СДВГ, а также расстройства аутистического спектра затрагивают развитие когнитивных функций и могут сопровождаться сенсорными нарушениями.

В конце концов, на развитие мелкой моторики ребёнка также могут сказываться психологические причины (напряжённые отношения между родителями, повышенная тревожность, отсутствие коммуникации) и педагогическая запущенность (когда на занятия с рёбёнком не уделяют достаточно времени, либо полностью игнорируются его потребности).

Как родителям заметить у ребёнка трудности в психомоторном развитии?

1. Наблюдайте за поведением ребёнка и сравнивайте с возрастными нормами. Это не значит, что его развитие нужно подгонять под рамки, ведь особенности индивидуального развития никто не отменял. Но, как правило, родители, особенно мама, достаточно быстро определяет, что с ребёнком что-то не так.

Слишком много кричит, не проявляет интереса к игрушкам и другим ярким предметам, либо наоборот, практически не подаёт голоса. Продолжает кричать, если малыш не голоден, только что проснулся, и кровать сухая. То есть его чрезмерная реакция не соответствует потребности в данный момент.

Если ребёнок в течении первого года жизни не может сидеть и даже не стремиться поменять положение тела. Если хватание предметов для него затруднительно или он не может удерживать их в руках. Это может свидетельствовать о проблемах с координацией и тонусом мышц.

2. Консультации врачей. Наблюдение у педиатра - необходимый минимум. Ваша основная задача - позаботиться о том, чтобы у вашего врача были все необходимые сведения касательно состояния вашего ребёнка. Если у кого-то из родителей, или их родственников имелись генетические или хронические заболевания, если у вас есть подозрения, что роды прошли не очень хорошо (даже если по бумагам это не так), ваш врач должен это зафиксировать.

3. Обратиться за профессиональной медико-психологической диагностикой. Сейчас службы ранней помощи работают во многих детских медицинских учреждениях, а также в реабилитационных центрах. Направление можно получить у педиатра. Некоторые НКО (некоммерческие  организации), также специализируются на ранней помощи. Можно также обратиться к частному специалисту или центру, которые могут провести психодиагностику ребёнку и выдать вам заключение.

Помните, если развитие вашего ребёнка вызывает у вас тревогу, важно вовремя обратиться за профессиональной помощью. Раннее выявление проблем поможет скорее составить программу лечения, начать процесс реабилитации и свести к минимуму отклонения в дальнейшем развитии. В любой ситуации и в любом состоянии ребёнку важно чувствовать заботу и поддержку  своих родителей, это придаст ему уверенности в своих силах.

______________________________________________________________________________________

Моя группа в ВК:

Max Shedroff - страница психолога

Мой профиль на B17:

https://www.b17.ru/shedroff/?prt=297483

Мои контакты:

https://wa.me/79082290744

https://t.me/maxshedroff