Найти в Дзене
Жизнь в движении

Можно ли попасть на автомобиле из России на Аляску? Оказалось, что да - удивительная история рекорда

Оглавление

Между Россией и США всего 86 километров по прямой. Но между ними — Берингов пролив: штормы, лёд и отнюдь не дружелюбные пограничники. Казалось бы, пересечь его на машине — чистая фантастика.

Но в 2008-м британская команда доказала: можно. Они переплыли пролив на Land Rover Defender.

И вот почему с тех пор никто это не повторил.

capetocape.org.uk
capetocape.org.uk

Берингов пролив — где Азия здоровается с Америкой

Чукотка и Аляска разделены узкой полосой воды. В ясную погоду с мыса Дежнёва можно увидеть побережье США. Здесь же — два острова: Ратманова (Россия) и Малый Диомид (США). Между ними всего 4 километра, а ещё — Международная линия перемены дат. То есть с одного острова видно… завтрашний день.

В истории пролива было много попыток пересечь его на чём угодно:

— в 1979 году француз Арно де Росснев пролетел над ним на дельтаплане;

— в 1987-м американка Линн Кокс переплыла ледяную воду вплавь;

— в 2006-м британец Карл Бушби прошёл по льду пешком, но попал в неприятности из-за визового режима.

Но на автомобиле? До 2008 года — нет.

Оранжевым обозначено кратчайшее расстояние между материками - 86км.
Белым обозначена линия перемены дат и границы между РФ и Америкой.
Красным обозначен примерный трек пересечения пролива автомобилем.
-2

Идея на грани безумия

Главный герой этой истории — британец Стив Бёрджесс. В рамках своей экспедиции Cape to Cape (от мыса до мыса — от самой северной точки Норвегии до самой южной точки Африки) он решил сделать невозможное: пройти на автомобиле через Берингов пролив.

Если точнее, то это был один из этапов большого проекта. Машину выбрали легендарную — Land Rover Defender 110. Но это уже был не просто внедорожник, а настоящая доработанная амфибия:

— боковые поплавки;
— гребной винт, подключённый к трансмиссии;
— герметизация двигателя и электрики;
— смещённый центр тяжести, чтобы машина не клюнула носом в волну.
https://capetocape.org.uk/
https://capetocape.org.uk/

Напарником Бёрджесса стал Дэн Эванс. На берегу их поддерживала небольшая команда и лодка сопровождения.

Но до Чукотки и до Берингова пролива надо было ещё добраться.

На дворе стоял январь 2008 года. Экспедиция стартовала из Британии и в начале февраля пересекла границу с Россией.

https://capetocape.org.uk/
https://capetocape.org.uk/

Далее через всю нашу страну по федеральным трассам, а затем и по зимникм Якутии с Чукоткой в середине марта команда на Дефендере добралась до Певека.

Ещё две недели при поддержке вездехода ГТТ понадобилось Дефендеру, чтобы пройти вдоль побережья Чукотского моря через Мыс Шмидта, Ванкарем, Нутепелмен, Нешкан, Энуримо и Инчоун до Уэлена.

https://capetocape.org.uk/
https://capetocape.org.uk/

Это был не рекорд и отнюдь не самостоятельное прохождение маршрута до самого восточного населенного пункта России и всей Евразии.

Но такой задачи и не было у экспедиции. Дефендер можно сказать, что протащили на "шнурке" за "газушкой" через торосы, тундру и многочисленные реки.

 https://capetocape.org.uk/
https://capetocape.org.uk/

На вездеход также везли каркас и понтоны для летней части проекта.

Спонсоров у экспедиции тоже не было, команда ехала за свои деньги и задача была добраться к месту старта летней переправы максимально быстро и без технических сложностей. Что они и сделали в начале апреля.

Машину до лета оставили в национальном чукотском селе Уэлен недалеко от мыса Дежнева, а сами британцы улетели домой.

Уэлен https://capetocape.org.uk/
Уэлен https://capetocape.org.uk/

Первая попытка — и холодный приём

В начале июля 2008-го британцы вернулись на Чукотку. Решено было идти не по самому короткому пути, а через острова в проливе - так безопаснее.

7 июля два британца выехали или "отчалили" из Уэлена на Чукотке в сторону Малого Диомида.

-9

Но погода в проливе не прощает ошибок: шторм, ледяные поля и сильное течение вынудили их уйти на американский остров и пережидать непогоду. Это было похоже на провал — но на самом деле стало подготовкой к главному рывку.

Погода серьезно испортилась и после пересечения границы с США, британцы решают выйти на берег острова Малый Диомид, чтобы переждать непогоду.

Тогда они не знали, что пережидать непогоду придётся почти месяц...

Малый Диомид https://capetocape.org.uk/
Малый Диомид https://capetocape.org.uk/

Вторая попытка

Ночью 8 августа 2008 года Defender снова вошёл в воду. Скорость — черепашья, курс — на Аляску. Вокруг — серое море, ветер, волны. Плыть на машине — значит бороться буквально «метр за метром».

После нескольких часов движения берег США оказался под колёсами. Defender выехал из воды, стряхнул с себя соль и… поехал дальше. Так впервые в истории автомобиль пересёк Берингов пролив своим ходом.

-11

Почему никто не повторил

Техника: собрать амфибию — значит фактически построить новый транспорт.

Погода: окно благоприятных условий в проливе может длиться всего несколько часов.

Политика: Чукотка — режимная зона, нужен спецпропуск; пересечение границы с США таким способом — отдельный квест по визам и разрешениям.

Риск: здесь любая поломка — это не «эвакуатор», а спасательная операция в Арктике.

В англоязычной прессе 2008 года это событие часто называют «заслуживающим места в Книге рекордов Гиннесса».

Но при проверке официальной базы рекордов Гинесса прямой записи об этом событии нет.

-12

Да, на автомобиле можно попасть из России в США. Но только если вы готовы:

— полгода строить амфибию;

— выжидать погоду в самом суровом месте планеты;

— и быть наполовину инженером, наполовину авантюристом.

С 2008 года подобных успешных переправ не было. И, судя по политике и климату, в ближайшее время едва ли будут.

Берингов пролив по-прежнему стоит на страже двух континентов — и пускает только тех, кто готов рискнуть всем ради нескольких километров между мирами.

Как вам такое приключение? Пишите в комментариях, интересно узнать ваше мнение.