Между Россией и США всего 86 километров по прямой. Но между ними — Берингов пролив: штормы, лёд и отнюдь не дружелюбные пограничники. Казалось бы, пересечь его на машине — чистая фантастика.
Но в 2008-м британская команда доказала: можно. Они переплыли пролив на Land Rover Defender.
И вот почему с тех пор никто это не повторил.
Берингов пролив — где Азия здоровается с Америкой
Чукотка и Аляска разделены узкой полосой воды. В ясную погоду с мыса Дежнёва можно увидеть побережье США. Здесь же — два острова: Ратманова (Россия) и Малый Диомид (США). Между ними всего 4 километра, а ещё — Международная линия перемены дат. То есть с одного острова видно… завтрашний день.
В истории пролива было много попыток пересечь его на чём угодно:
— в 1979 году француз Арно де Росснев пролетел над ним на дельтаплане;
— в 1987-м американка Линн Кокс переплыла ледяную воду вплавь;
— в 2006-м британец Карл Бушби прошёл по льду пешком, но попал в неприятности из-за визового режима.
Но на автомобиле? До 2008 года — нет.
Оранжевым обозначено кратчайшее расстояние между материками - 86км.
Белым обозначена линия перемены дат и границы между РФ и Америкой.
Красным обозначен примерный трек пересечения пролива автомобилем.
Идея на грани безумия
Главный герой этой истории — британец Стив Бёрджесс. В рамках своей экспедиции Cape to Cape (от мыса до мыса — от самой северной точки Норвегии до самой южной точки Африки) он решил сделать невозможное: пройти на автомобиле через Берингов пролив.
Если точнее, то это был один из этапов большого проекта. Машину выбрали легендарную — Land Rover Defender 110. Но это уже был не просто внедорожник, а настоящая доработанная амфибия:
— боковые поплавки;
— гребной винт, подключённый к трансмиссии;
— герметизация двигателя и электрики;
— смещённый центр тяжести, чтобы машина не клюнула носом в волну.
Напарником Бёрджесса стал Дэн Эванс. На берегу их поддерживала небольшая команда и лодка сопровождения.
Но до Чукотки и до Берингова пролива надо было ещё добраться.
На дворе стоял январь 2008 года. Экспедиция стартовала из Британии и в начале февраля пересекла границу с Россией.
Далее через всю нашу страну по федеральным трассам, а затем и по зимникм Якутии с Чукоткой в середине марта команда на Дефендере добралась до Певека.
Ещё две недели при поддержке вездехода ГТТ понадобилось Дефендеру, чтобы пройти вдоль побережья Чукотского моря через Мыс Шмидта, Ванкарем, Нутепелмен, Нешкан, Энуримо и Инчоун до Уэлена.
Это был не рекорд и отнюдь не самостоятельное прохождение маршрута до самого восточного населенного пункта России и всей Евразии.
Но такой задачи и не было у экспедиции. Дефендер можно сказать, что протащили на "шнурке" за "газушкой" через торосы, тундру и многочисленные реки.
На вездеход также везли каркас и понтоны для летней части проекта.
Спонсоров у экспедиции тоже не было, команда ехала за свои деньги и задача была добраться к месту старта летней переправы максимально быстро и без технических сложностей. Что они и сделали в начале апреля.
Машину до лета оставили в национальном чукотском селе Уэлен недалеко от мыса Дежнева, а сами британцы улетели домой.
Первая попытка — и холодный приём
В начале июля 2008-го британцы вернулись на Чукотку. Решено было идти не по самому короткому пути, а через острова в проливе - так безопаснее.
7 июля два британца выехали или "отчалили" из Уэлена на Чукотке в сторону Малого Диомида.
Но погода в проливе не прощает ошибок: шторм, ледяные поля и сильное течение вынудили их уйти на американский остров и пережидать непогоду. Это было похоже на провал — но на самом деле стало подготовкой к главному рывку.
Погода серьезно испортилась и после пересечения границы с США, британцы решают выйти на берег острова Малый Диомид, чтобы переждать непогоду.
Тогда они не знали, что пережидать непогоду придётся почти месяц...
Вторая попытка
Ночью 8 августа 2008 года Defender снова вошёл в воду. Скорость — черепашья, курс — на Аляску. Вокруг — серое море, ветер, волны. Плыть на машине — значит бороться буквально «метр за метром».
После нескольких часов движения берег США оказался под колёсами. Defender выехал из воды, стряхнул с себя соль и… поехал дальше. Так впервые в истории автомобиль пересёк Берингов пролив своим ходом.
Почему никто не повторил
— Техника: собрать амфибию — значит фактически построить новый транспорт.
— Погода: окно благоприятных условий в проливе может длиться всего несколько часов.
— Политика: Чукотка — режимная зона, нужен спецпропуск; пересечение границы с США таким способом — отдельный квест по визам и разрешениям.
— Риск: здесь любая поломка — это не «эвакуатор», а спасательная операция в Арктике.
В англоязычной прессе 2008 года это событие часто называют «заслуживающим места в Книге рекордов Гиннесса».
Но при проверке официальной базы рекордов Гинесса прямой записи об этом событии нет.
Да, на автомобиле можно попасть из России в США. Но только если вы готовы:
— полгода строить амфибию;
— выжидать погоду в самом суровом месте планеты;
— и быть наполовину инженером, наполовину авантюристом.
С 2008 года подобных успешных переправ не было. И, судя по политике и климату, в ближайшее время едва ли будут.
Берингов пролив по-прежнему стоит на страже двух континентов — и пускает только тех, кто готов рискнуть всем ради нескольких километров между мирами.
Как вам такое приключение? Пишите в комментариях, интересно узнать ваше мнение.