Найти в Дзене
Сам себе энергетик

Украинская энергосистема: состояние на 10.08.2025

Извиняюсь, был в отпуске, было не очень с инетом, плюс плотная программа, конкретно 4-го – переезд из Бреста в Минск с посещением Мирского и Несвижского замков. Да и вообще очень плотненько покатались, надеюсь, оперативно опишу впечатления.

Понятное дело, что главная новость сейчас опять Трамп, вернее, предполагаемая встреча Трампа и Путина на Аляске. По энергетике же новостей не густо, можно выделить, пожалуй, две.

Первое – это очевидный ответ Киеву на его попытки парализовать/затруднить железнодорожное сообщение через Ростовскую область. Надо отметить, что наши совместили приятное (очевидную ответку) с полезным (под удар попали два ключевых, с точки зрения снабжения украинской группировки в ДНР и Запорожской области, железнодорожных узла).

Схема железных дорог в районе Лозовая – Синельниково. Красный крест – не работающая ж/д Кривой Рог – Запорожье, красный овал – ж/д станция Лиман (находящаяся примерно в 12 км от линии фронта и предположительно тоже не работающая). Жёлтым выделены ж/д станции Лозовая (вверху) и Синельниково
Схема железных дорог в районе Лозовая – Синельниково. Красный крест – не работающая ж/д Кривой Рог – Запорожье, красный овал – ж/д станция Лиман (находящаяся примерно в 12 км от линии фронта и предположительно тоже не работающая). Жёлтым выделены ж/д станции Лозовая (вверху) и Синельниково

Дополнительной неприятностью для Украины является то, что ТПС Лозовая является стыковой между двумя системами напряжений: 25 кВ переменного тока (зелёные линии на схеме) и 3 кВ постоянного (синие), таких действующих станций ещё всего пять.

Последствия удара по ТПС 110/35/25/=3 кВ Лозовая. Грузовые вагоны, конечно, более надёжная защита чем мешки с песком, но, естественно, привязаны к рельсам
Последствия удара по ТПС 110/35/25/=3 кВ Лозовая. Грузовые вагоны, конечно, более надёжная защита чем мешки с песком, но, естественно, привязаны к рельсам
Разбитый трансформатор 110/25 кВ. Можно предположить, что его соседу (за этим) тоже не повезло
Разбитый трансформатор 110/25 кВ. Можно предположить, что его соседу (за этим) тоже не повезло

Судя по разрушениям, подача напряжения на железную дорогу сейчас невозможна, как минимум на участок с переменным напряжением (Полтава – Лозовая).

Космоснимок ТПС Лозовая (2021 год). Красным обведена зона, ответственная за 3 кВ постоянного тока, красной стрелкой показано направление 1-го снимка, зелёным обведены трансформаторы 110/25 кВ, зелёной стрелкой – 2-го.
Космоснимок ТПС Лозовая (2021 год). Красным обведена зона, ответственная за 3 кВ постоянного тока, красной стрелкой показано направление 1-го снимка, зелёным обведены трансформаторы 110/25 кВ, зелёной стрелкой – 2-го.

Соответственно, железнодорожное снабжение контролируемой украинцами части ДНР и Запорожской области как минимум затруднено.

Рассчитывать, что оно полностью прекращено – глупо, у Киева есть опыт «рельсовой» войны 2022 года, тепловозы/паровозы и даже вероятно - передвижные ТПС. Но теперь нужно по новой затариваться специфическим тяговым электрооборудованием.

Второе – это удар по ГИС Орловка. Вроде как причины понятны - тем же азербайджанцам свинью подложить, но это вроде как и вариант поставки газа в Приднестровье. Можно предположить, что украинцы делают/сделали газовый обход Приднестровья - в таком случае ГИС Орловка уже не играет для Тирасполя никакой роли...

Красным обведена ГИС Орловка, стрелками показаны два оставшихся пути подачи газа из Румынии в Молдову.
Красным обведена ГИС Орловка, стрелками показаны два оставшихся пути подачи газа из Румынии в Молдову.

Ещё одно любопытное наблюдение. По ценнику на сайте ENSTO-E было заметно, что действует некий предел уровня цен, зависящий от времени суток, так в вечерний пик цена упиралась в значение 9000 гривен/МВт*час. Однако в августе, похоже, это ограничение сняли - в результате, на данный момент, максимальная цена достигла 14702,1 гривен/МВт*час (22-23.00 08 августа). Можно предположить, что раньше существовала некая дотация на электроэнергию со стороны Европы, а сейчас её отменили.

Основная базовая генерация – АЭС (2(ЮУ)+2,44(Р)+1(Х)=5,44 ГВт):

Пока есть только информация о трёх отключенных на плановые работы энергоблоках. Судя по всему, украинцы составили более равномерный график работ на АЭС и всю весну-лето в ремонте находятся не более трёх энергоблоков.

Основная маневренная генерация:

Данных по изменению установленной мощности нет.

Ситуация по основной генерации предположительно не изменилась, в работоспособном состоянии 14,245 ГВт (43,2% от уровня на 21.03.2024, оценённого в 33,0 ГВт). Остальное уничтожено, повреждено, в ремонте или разобрано ещё до СВО.

Трансграничные ВЛ (220 кВ и выше) по наименьшему сечению Украина - Европа:

Информации об отключениях нет.

Прочие трансграничные ВЛ:

Информации об отключениях нет.

Погода вновь загнала украинскую энергосистему в импорт:

1) за неделю 28.07-03.08 Украина импортировала 48,15 ГВт*час электроэнергии, потратив на них ориентировочно 278,7 млн. гривен (6,7 млн. долларов);

2) за неделю 04.08-10.08 – 65,7 ГВт*час электроэнергии (+36,4% к предыдущей неделе), потратив на них ориентировочно 363,7 млн. гривен (8,8 млн. долларов, +30,5%).

Но июль Украина закончила ещё с профицитом: экспортировала 20,9 ГВт*час электроэнергии (-56,6% к июню), получив за них ориентировочно 57,7 млн. гривен (1,4 млн. долларов, -70,2%), согласно данным сайта ENSTO-E.

Подбросить автору денех через Бусти, или более традиционно (2202 2069 3287 7165, Сбер, Алексей). Напоминаю, что у меня есть телеграм-канал.